Фирменные наименования

ГК РФ установил два вида наименований юридических лиц - фирменное наименование и коммерческое обозначение, разместив их в разных местах и считая их различными объектами.

Фирменное наименование не определяется в гражданском законодательстве, однако такое определение можно установить.

Фирменное наименование - это название участника гражданского оборота, которое может не совпадать с его полным или сокращенным наименованием, регистрируемым в установленном порядке, но имеет с ним то или иное сходство.

В соответствии со ст. 8 Парижской конвенции (РФ продолжает в нем членство с 25 декабря 1991 г.), «фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака». Парижская конвенция устанавливает, что фирменное наименование:

- является охраняемым объектом интеллектуальной собственности;

- имеет экстерриториальную охрану в странах Парижского союза;

- не требует регистрации.

Требование регистрации фирменного наименования заявлено в п. 1 ст. 1473 ГК РФ, в соответствии с которой «юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица».

ГК РФ в ст. 1475 предоставил юридическому лицу «исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц». Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Данные положения ГК РФ в отношении фирменных наименований противоречат ст. 8 Парижской конвенции и в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров не должны применяться.

С другой стороны, в п. 1 ст. 1538 ГК РФ установлено, что юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им предприятий «коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц». Эти положения ГК РФ в отношении коммерческих обозначений соответствуют положениям Парижской конвенции для фирменных наименований, и только эти положения подлежат применению.

Таким образом, термины «фирменное наименование» и «коммерческое обозначение» следует признать синонимами и для соответствия Парижской конвенции к ним должны применяться только ст. ст. 1538 - 1541, но не ст. ст. 1473 - 1475 ГК РФ.

Отсутствие требования регистрации фирменного наименования, установленное международными нормами, несомненно, осложняет охрану. Поэтому целесообразно выбирать и использовать фирменные наименования, которые сходны с регистрируемыми полными наименованиями участников гражданского оборота или товарными знаками.

Фирменное наименование в некотором отношении аналогично имени и фамилии человека. Иногда считают, что право на фирменное наименование сходно с личным неимущественным правом авторства, устанавливающим создателя того или иного объекта интеллектуальной собственности, например произведения, изобретения и т.д. С другой стороны, фирменное наименование устанавливает производителя того или иного товара. Однако такая аналогия и сходство не являются полными.

Во-первых, личное неимущественное право автора некоторого объекта интеллектуальной собственности обычно признается бессрочным, тогда как право на фирменное наименование не превышает времени существования соответствующего юридического лица.

Во-вторых, при плагиате авторского права изменяют имя автора, оставляя неизменным объект, а при "плагиате" фирменного наименования подменяют товар, а не наименование известного производителя товара.

В-третьих, авторское право возникает с момента создания произведения, а право на фирменное наименование - с момента регистрации соответствующего хозяйствующего субъекта.

Понятие и субъекты охраны товарного знака

Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации определённой группы товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Знак обслуживания - это обозначения, служащее для индивидуализации определённой группы работ или услуг, выполняемых или оказываемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Товарные знаки признаются объектами, на которые не распространяется личное неимущественное право. Другими словами, товарные знаки могут иметь владельца, но не автора. Положение вполне объяснимое, поскольку товарный знак предназначен для отличия товаров одного производителя от аналогичных товаров других производителей. Только производитель товаров может быть субъектом права на товарный знак. Право на товарный знак может быть передано по договору иным лицам. В силу ряда правовых оснований, например при реорганизации юридического лица, право на товарный знак может перейти к иным лицам.

В ГК РФсубъектами охраны товарных знаков признаются:

- юридические лица или индивидуальные предприниматели, производящие товары или предоставляющие услуги;

- правопреемники вышеуказанных лиц.

Все эти лица признаются обладателями исключительного права на товарный знак или знак обслуживания.

Объекты охраны

Товарный знак и знак обслуживания служат средством для индивидуализации товаров, работ или услуг.

Правила о товарных знаках применяется к знакам обслуживания в полном объёме, без каких-либо особенностей и исключений. В связи с этим на терминологическом уровне российское законодательство считает достаточным описывать отношения, связанные с товарным знаком. Т.к. в ГК РФ определение понятий "товарный знак" и "знак обслуживания" отсутствует.

Условия правовой охраны:

1) Обладание различительной способности (основной критерий). Различительная способность отсутствует, если оно тождественно другому обозначению или имитирует другое обозначение, т.е. сходно до степени смешения.

2) Оригинальность.

3) Новизна (факультативный критерий).

Необходимость государственной регистрации и знак охраны.

Исключительные права на товарный знак признаётся и охраняется при условии государственной регистрации. Для оповещения о своём исключительном праве правообладатель вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с зарегистрированным товарным знаком, состоит из буквы «R» или словесного обозначения.

Виды товарных знаков.

В соответствии со ст. 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения в любом цвете или цветовом сочетании. В подзаконных актах патентного ведомства - Правилах составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания - устанавливается, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы разнообразные обозначения:

- символьные - в виде цифр, слов, фраз, предложений;

- изобразительные - в виде изображений живых существ, предметов, природных и иных объектов, фигур, композиций линий, пятен, а также букв, цифр, слов в особом графическом исполнении;

- объемные - в виде объектов или фигур в трех измерениях;

- комбинированные - в виде композиции элементов разного характера: символьных, изобразительных, объемных и т.д.;

- звуковые, световые, обонятельные и другие обозначения.

Помимо индивидуальных товарных знаков, предназначенных для отличия товаров одних производителей от аналогичных товаров и услуг других производителей, существуют коллективные знаки.

Коллективные знаки - это товарные знаки, которые служат для обозначения товаров с едиными качественными и иными характеристиками, производимых и реализуемых объединениями предприятий.

В отличие от индивидуальных товарных знаков коллективные товарные знаки и права на них не могут быть переданы иным хозяйствующим субъектам. Соглашение ТРИПС обязывает членов ВТО выполнять все положения Парижской конвенции, следовательно, признаются положения Парижской конвенции в отношении коллективных товарных знаков. В ст. 7bis Парижской конвенции устанавливается, что каждая страна сама определяет условия охраны коллективного знака и может отказать в охране, если коллективный знак противоречит общественным интересам.

В экономической литературе помимо термина "товарный знак" чаще используются "бренд", "торговая марка", "логотип" и т.д.

Бренд происходит от английского слова "brand", означавшего "клеймо". Современное значение этого термина имеет отношение к общеизвестным товарным знакам; их соотношение рассматривается в.

Торговая марка - это один из вариантов перевода английского термина "trademark", который имеет единственное правовое значение в русском языке - товарный знак. Таким образом, термины "товарный знак" и "торговая марка" можно считать синонимами, однако первый из них является общепринятым в системе интеллектуальной собственности, а также охраняемым объектом, тогда как термин "торговая марка" таковым не является, хотя и используется в экономической литературе маркетинговой направленности.

Логотип происходит от английского слова "logotype" (сокращенно logo), означающего "эмблема", "девиз". Логотип может быть фирменным наименованием, товарным знаком или его частью. Обычно логотипом может быть словесная часть, графическое оформление товарного знака.

Слоган происходит от английского слова "slogan", означающего "лозунг", "призыв", "девиз". Слоган обычно является смысловой словесной частью товарного знака, выражающей некоторый образ, иногда банальный и тривиальный. Некоторые назойливые слоганы широко используются в телевизионной и иной рекламе.

Наши рекомендации