Уроки 97-98. Сельма Лагерлеф. «Святая ночь»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Лагерлеф; раскрыть содержание произведения С. Лагерлеф; учить анализировать характер и поступки героев; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Пересказ текста М. Твена от имени Тома Сойера.
III. Изучение нового материала. Разгадывание кроссворда
— Прежде чем мы перейдем к новому автору и его произве
дению, предлагаю вам разгадать кроссворд.
(Кроссворд см. в приложении.)
Ответы: 1. Молитва. 2. Ангел. 3. Горе. 4. Рождество. 5. Грех. 6. Псалтырь. 7. Сочельник Рождественский. 8. Арфа.
— Какое слово получилось по вертикали? (Лагерлеф.)
IV. Ознакомление с жизнью и творчеством С. Лагерлеф
1. Вступительная беседа.
— Какие произведения Сельмы Лагерлеф вы читали или зна
ете? («Путешествие Нильса с дикими гусями».)
2. Рассказ учителя о писательнице.
Шведская писательница Сельма Оттилиана Ловиза Лагерлеф родилась впровинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлефа, офицера в отставке, и урожденной Ловизы Валрот было пятеро детей, М Сельма была четвертым ребенком. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год ходить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая раскалывала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жадно читала и сочиняла стихи.
Решив стать учителем, она поступила в Королевскую высшую женскую педагогическую академию в Стокгольме и закончила ее в 1882 г. В том же году умирает ее отец, и родовое имение Морбакка продается за долги. Эта двойная потеря, отца и семейного дома, была для девушки тяжелым ударом. Вскоре Сельма получает место преподавателя в школе для девочек в Ландскроне на юге Швеции, где она становится очень популярной у своих учениц. Под впечатлением легенд и красочных пейзажей Вермланда она начинает писать роман и посылает первые главы на литературный конкурс, организованный журналом «Идун». Редактор журнала не только присудил Лагер-леф первую премию, но и предложил ей напечатать весь роман целиком. Пользуясь материальной поддержкой своей подруги, баронессы Софи Альдеспаре, Лагерлеф взяла отпуск в школе и закончила роман «Сага о Йесте Берлинге».
После публикации первого романа Лагерлеф вернулась к преподавательской деятельности, но вскоре уволилась, чтобы писать свою вторую книгу, сборник новелл «Невидимые цепи», который появился в 1894 г. В том же году Лагерлеф знакомится с писательницей Софи Элкан, которая становится ее ближайшей подругой. Благодаря стипендии, пожалованной королем Оскаром II, и финансовой помощи Шведской академии Лагерлеф могла теперь целиком посвятить себя литературе. Во время путешествия на Сицилию писательница собирает материал для своей следующей книги «Чудеса антихриста».
Поездка в Палестину и Египет дала Лагерлеф материал для создания двухтомного романа «Иерусалим». Это история семей шведских фермеров, которые эмигрировали в Палестину. Роман получил высокую опенку за духовный психологизм в изображении флегматичных на вид шведских крестьян, ищущих духовный идеал.
Книги Лагерлеф были настолько популярны, что она смогла в 1904 г. выкупить имение Морбакка. В этом же году она получила золотую медаль Шведской академии. Два года спустя был опубликован ее знаменитый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», а в 1907 г. вышла другая детская книга Лагерлеф — «Девочка с фермы на болотах». Обе книги написаны в духе народных сказаний, в них сочетается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом.
В 1909 г. Лагерлеф была присуждена Нобелевская премия «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения».
После получения Нобелевской премии Лагерлеф продолжала писать о Вермланде, его легендах и о тех ценностях, которые олицетворяет собой родной дом.
В 1914 г. Лагерлеф избирают членом Шведской академии. В начале 20-х гг. она становится в ряд ведущих шведских писателей. К этому времени Лагерлеф выпустила несколько популярных автобиографических книг, среди них воспоминания о детстве «Морбакка». Некоторые ее романы были экранизированы.
После продолжительной болезни Лагерлеф умерла от перитонита в своем доме в возрасте 81 года.
V. Физкультминутка
VI. Работа над произведением «Святая ночь»
1.Чтение учителем и учащимися.
2. Первичное восприятие текста.
— Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие чув
ства вы испытали при чтении?
VIII. Итог урока
—Что нового вы узнали о С. Лагерлеф?
—О чем произведение, которое мы только что читали?
—Что вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание:перечитать текст, приготовить выразительное чтение.
Ход урока 2 I. Организационный момент
П. Речевая разминка
1. Чтение стихотворения с разными интонациями.
Я знаю, праздника вы ждете! На этом празднике найдете Смех, игры, сказку, волшебство! Ведь наступило Рождество! А что такое Рождество? Конечно, это волшебство! А слово «Рождество» откуда? То день и час рожденья чуда!
2. Заучивание стихотворения за 2 минуты.
3. Проверка выученного стихотворения.