Оптимистические и пессимистические взгляды на европейскую культуру
Культура была предметом философского анализа еще со времен античности. Однако особую остроту вопросы культуры приобрели в XIX веке, когда оказались тесно связанными с острыми социально-политическими, экономическими, правовыми и нравственными проблемами народов Западной Европы, претендующей в те времена на культурное первенство в мире. Именно в этот период складываются две взаимоисключающих точки зрения на культуру, одна из которых рассматривает ее как средство облагораживания человека, превращения его в гармоничное творческое существо, носителя цивилизационного начала, а другая, наоборот, считает культуру средством закабаления человека, превращения его в послушное орудие чуждых и враждебных человеку сил. Первую традиционно называют оптимистической, вторую — пессимистической.
Оптимистический взгляд на культуру возник и развился в новое время, тогда, когда человечество переходило к новым формам материального производства, обмена и потребления, связанным с использованием машин, энергии пара, созданием железных дорог и других регулярных средств сообщения. Это тот период развития истории, когда в результате революций в Европе свергаются феодальные абсолютные монархии и возникают буржуазные демократические формы правления, когда провозглашаются лозунги "Свобода, равенство и братство", когда отменяется крепостное право, устанавливаются новые правовые нормы регулирования общества, возникает всеобщее избирательное право, становятся неоспоримыми, успехи в образовании.
Одним из основоположников оптимистических воззрений на культуру был немецкий ученыйИоганн Готфрид Гердер (1744—1803). Он считал, что прогресс предполагает развитие в человеке чувства гуманности, именно это отличает человека от животных. "Вся наша история, — писал он, — школа для достижения прекрасного венка человечности и человеческого достоинства". Гердеру принадлежит важный вывод культурологии о том, что между общечеловеческими достижениями культуры и народной культурой нет и не может быть никаких противоречий, что все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию единой человеческой цивилизации. Он одним из первых культурологов начал изучать народную поэзию — баллады и песни, сказки и былины, считая, что в них отражается специфика внутренней жизни народов; поэтому говорят о том, что работы Гердера открыли немцам самих немцев, славяне научились своей истории по песням, собранным и изданным Гердером, греки прониклись духом Илиады и Одиссеи.
Оптимистических взглядов на развитие Европы и ее культуры придерживались представители классических социологических школ XIX векаГ. Спенсер и О. Конт, считавшие неотъемлемым признаком развития европейских государств прогресс. В основе развития общества, по мнению О. Конта, лежит принцип сотрудничества или кооперации. Стремление сохранить общество рождает у людей понимание необходимости социального консенсуса, который вырастает на основе новой религии, главным требованием которой является: "Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель". С точки зрения Спенсера общество развивается под влиянием мощных чувств, которыми руководствуются люди в своей жизни. Общество представляет собой отлаженный организм, а все его части, органически сочетаются друг с другом. По мнению Г. Спенсера, социальный прогресс во многом определяется тем, насколько общество "служит" составляющим его индивидам, обеспечивая им свободное участие в социальных действиях различных социокультурных институтов.
Продолжение и развитие оптимистических взглядов на культуру можно видеть в многочисленных работах современных представителей научно-технической интеллигенции Западного мира, которые связывают проблемы развития культуры того или иного общества только с успехами в области материально-технической сферы жизни человечества, с достатком и уровнем комфорта в личной жизни. Примерно в этом ключе создавались такие широко известные концепции современной социокультурной жизни как теория стадий экономического роста У. Ростоу, единого индустриального общества Р. Арона, постиндустриального общества Д. Белла и целый ряд других, где достижения науки и техники рассматривались и рассматриваются как основополагающие достижения современной культуры.
Однако, даже среди теоретиков этого направления в середине 70-х гг. XX века стали раздаваться тревожные голоса о целях существования современного человечества и его культуры, пределах роста цивилизации и экологических проблемах современности, о возникновении и обострении все новых глобальных проблем, ставящих под угрозу само существование человечества. Особенно четко эти проблемы были охарактеризованы в Манифестах Римского клуба, созданного по инициативе А. Печчеи, крупными учеными всего мира, обеспокоенными бесконечно умножающимися конфликтами, в современной цивилизации.
Пессимистический взгляд на культуру берет свое начало в работах Жан-Жака Руссо (1712—1778), который рассматривал человека как совершенное существо, а его жизнь на лоне природы как наиболее простую и одновременно наиболее правильную форму жизни человечества. Суть мировоззрения Руссо можно выразить очень кратко: "Просвещение вредно и сама культура — ложь и преступление". Руссо считал, что сострадание как высокое нравственное чувство является источником всех благих порывов, а развитие разума на основе научных достижений ослабляет сострадание, ибо разум порождает себялюбие, размышление укрепляет его и это отделяет человека ото всего, что его тревожит и огорчает.
Из этих общих позиций представители пессимистического взгляда на культуру делают самые разные выводы. Если многие, идя вслед за Руссо, заговорили о том, какими путями и средствами спасти подрастающие поколения от пагубной культуры крупных городов и предложили воспитание молодежи на лоне природы, в процессе овладения ремеслом и положительными профессиями, то другие обратили главное внимание на господствующие в цивилизованном обществе деспотизм, произвол и имущественное неравенство, считая, что совершенствование культуры ведет, в первую очередь, к уничтожению язв общественной жизни, что предполагает уже и революционную борьбу.