Регулярные сады Москвы

Своеобразный русский тип декора­тивного регулярного парка, форми­рование которого началось в Москве в конце XVII — начале XVIII в., пол­ностью сложился к середине XVIII в. Его лучшими образцами стали сады и парки Петербурга и Москвы, из которых наиболее интересны Куско­во и Архангельское.

Кусково. Родовое поместье графов Шереметьевых — Кусково находи­лось примерно в 10 км от центра Москвы (в настоящее время его ан­самбль входит в современные гра­ницы города). В 1743 г. здесь на­чалось строительство ансамбля, ко­торое продолжалось почти 30 лет. К 60-м годам он включал дворец, регулярный парк (в пределах об­водного канала), лабиринт и регу­лярный сад с лучевой системой ал­лей, Большой пруд с каналом и Зве­ринец, созданный на основе естест­венного лесного массива. В последу­ющем ансамбль расширяется и обо­гащается новыми парковыми участ­ками (из которых наиболее интересен созданный в 1778 г. пейзажный сад Гай), насыщается всевозмож­ными сооружениями. Вместе с тем его центром остается придворцовый регулярный парк, существующий в настоящее время и занимающий площадь 31 га.

Строительство и проектирование садовых сооружений осуществлялось крепостными мастерами Ф. Аргуно­вым и А. Мироновым, в проектиро­вании дворца участвовали Д. Ухтом­ский, С. Чевакинский, Ю. Кологривов.

Композиционным центром ансамб­ля является дворец («Большой дом»), построенный (1777) в стиле классицизма на месте старого. Он расположен на берегу обширного пруда с искусственным островом. Северный фасад дворца обращен в парк, окруженный с трех сторон зем­ляным валом и каналом.

Форма парка близка к квадрату, его пространство имеет трехчастное членение.

Центральная часть представляет собой открытое пространство парте­ров шириной 50 м, полоса которых замыкается зданием Большой камен­ной оранжереи (1761 — 1762). Две другие части представлены массива­ми боскетов, обрамляющих партеры. По сторонам дворца были созданы миниатюрные, но композиционно завершенные ансамбли с интересны­ми архитектурными сооружениями, водоемами, скульптурой, цветниками и другими садовыми устройствами. Это Голландский дом (1749), Италь­янский дом (1754), Грот (1765), Менажерия. Внутри боскетов находи­лись различные сооружения — изящ­ный павильон Эрмитаж (1765), «Воз­душный театр», беседки, скульптура, фонтаны. Вдоль восточной аллеи бы­ли установлены различные игровые сооружения. Оформление боскетов и ансамблей, рисунок партеров изме­нялись, но принцип планировки со­хранялся.

Рядом с дворцом находятся слу­жебные помещения и церковь (1737—1739), образующие живопис­ный ансамбль береговой части парка.

В южном направлении по оси «Большого дома» от пруда идет ка­нал (дань дворцовым паркам Петер­бурга), который углубляется в сад. Его начало оформлено двумя колон­нами. От дома вдоль оси канала от­крывается вид на церковь б. села Вешняки.

Водные устройства Кусково — ка­налы и пруды не только украшали парк, но и были необходимы для осушения территории.

В настоящее время в парке ведут­ся реставрационные работы. Автор проекта Л. Дмитриева.

Архангельское. Усадьба получила свое название в связи с воздвигну­тым здесь в 60-х годах XVII в. камен­ным храмом, посвященным Михаилу Архангелу.

Первые парковые устройства отра­жают влияние Петербургских са­дов— Летнего сада и Петергофа. Строительство нового паркового ансамбля развернулось при Н. Го­лицыне в 80—90-х годах XVIII в., в период расцвета классицизма в архитектуре и соответствующего ему пейзажного стилевого направления в садово-парковом; искусстве. Одна­ко, если в Архангельском все архи­тектурные сооружения относятся к русскому классицизму, то парк имеет регулярную планировку. Назвать этот удивительный по своей худо­жественной выразительности ан­самбль переходным, подобно Ора­ниенбауму, нельзя, в нем гармонич­но слились и парк, и архитектура, и природный ландшафт.

Сочетание классического дворца и регу­лярного парка характерно и для ансамбля Кусково, однако там дворцовое здание было построено после того, как парк уже сложился, поэтому стилевые различия здесь ощутимы. В Архангельском же дом и парк строились одновременно как целостный ансамбль.

В Архангельском, так же как и в Кусково, прослеживается трехчастное членение, с открытым пространством в центре и боскетами по сто­ронам. Но включение в объемно-пространственную структуру архи­тектурно обработанного рельефа, решение открытых пространств и их связь с окружающим ландшафтом сообщают парку индивидуальный характер.

К концу XVIII в. ансамбль Архан­гельского был полностью сформи­рован. Его площадь составляет 14 га.

Парк разбит на высоком берегу Москвы-реки (ныне ее старого рус­ла). Со стороны московского тракта к нему, в соответствии с усадебны­ми традициями, ведет длинная подъ­ездная дорога (протяженностью 1 км). Благодаря незаметному пере­лому рельефа дворец (арх. де Герн) постепенно как бы вырастает перед зрителем по мере его приближения. Аллея подводит к парадному двору, имеющему форму квадрата, образо­ванного северным фасадом дворца, его боковыми колоннадами и двумя флигелями. От южного фасада двор­ца парк тремя террасами спускается к обрыву Москвы-реки. Террасы бо­гато оформлены подпорными стена­ми, лестницами, баллюстрадой, скульптурой, вазами (автор арх. Д. Тромбаро). На верхней террасе газон обрамлен рядами лиственницы европейской, как бы продолжающей дворцовую колоннаду парадного двора. По центру идет узкая дорож­ка. Она заканчивается лестницей, ведущей на площадку второй терра­сы. По обе стороны от площадки, украшенной мраморными скамьями и фонтаном, на газоне установлены мраморные фигуры Аполлона и Арте­миды. Благодаря свободнорастущим деревьям, подступающим к террасам, газоны воспринимаются как зеленые лужайки, что придает этой части парка более интимный характер.

С края второй террасы, от баллю-страды подпорной стены открывается вид на зеленый ковер центрального партера (расположенного на нижнем уровне), обрамленный стенами липо­вых шпалер. Обширное пространство ковра (70X210 м) не только не раз­резано дорогами, но они вообще не включены в обзор: расходясь от ле­стниц подпорной стены, они скрыва­ются за стенами шпалер. Газон укра­шен вазами и скульптурой, ритмично расставленными вдоль стены стри­женых лип. В створе этого видового луча раскрываются далекие панора­мы противоположного берега Мо­сквы-реки. Сад обращен на юг и при солнечном освещении особенно эф­фектен.

На краю обрыва, по обе стороны ковра, за кулисами боскетов, разме­щались две оранжереи. Оранжереи располагались также и по откосу обрывистого берега. Между верхни­ми оранжереями находилась еще од­на видовая площадка, с которой от­крывалась широкая панорама на за­речные дали и пойму Москвы-реки.

Обращая внимание на контраст центральной регулярной композиции парка и лугов поймы реки, таких различных, но родственных по своему характеру, Т. Дубяго пишет: «Этот прекрасный природный пейзаж был в соответствии с требованиями регу­лярного садово-паркового стиля превращен в прямоугольный зеленый партер, который, однако, несмотря на его геометрические контуры, про­изводит впечатление широты и про­стора, свойственные пейзажу средней полосы России» [14, с. 308].

В боскетах парка были возведены павильоны Библиотека и Каприз.

В 1810 г. усадьбу приобрел М. Б. Юсупов. В 1812 г. усадьба бы­ла разрушена, в ее перестройке при­нимали участие арх. О. Бове, Е. Тю­рин, С. Мельников, В. Дрегалов. Бы­ло установлено около 100 скульптур, возведены храм, посвященный Ека­терине (Е. Тюрин, 1819), колонны (1816 и 1826), беседки, вольер, Чай­ный домик (перестроенное здание Библиотеки), обновлены террасы. Вокруг регулярной части парка соз­даны участки с пейзажной планиров­кой — Горятинская и Аполлонова рощи и др. В 1937—1938 гг. на месте оранжерей были построены корпуса санатория и надстроены флигели па­радного двора. В настоящее время в парке ведутся реставрационные работы (авторы проекта В. Агальцова и Л. Дмитриева).

Архангельское завершает этап развития русского регулярного паркостроения уже в период расцвета пейзажных парков.

Его наиболее характерными чер­тами являются:

— развитие ансамблевой компози­ции с выраженной продольной осью, доминированием главного здания, подчинением ему других сооруже­ний;

— наличие самостоятельно решен­ных, часто замкнутых композицион­ных узлов, подчиненных общей пла­нировке парка и связанных с двор­цом;

— развитие партеров как откры­тых пространств, подчеркивающих архитектуру сооружений;

— учет и блестящее использова­ние ландшафта — рельефа, воды, ра­стительности, визуальная связь с природным окружением;

— преобладание в ассортименте местных видов;

— широкое распространение от­крытых (как их называли «воздуш­ных», или «зеленых») театров;

— в оформлении дорог использо­вание аллейных посадок, шпалер, берсо;

— завершение перспектив парка сооружениями, фонтанами, скульпту­рой с включением в парковый ан­самбль внешних видов;

— использование и развитие тра­диционных русских приемов — «ви­сячих» садов, птичников (в виде менажерий и вольеров), зверинцев, включение плодовых в боскеты, при­менение рощ, но уже в форме бо­скетов.

Наши рекомендации