Регулярные сады Москвы
Своеобразный русский тип декоративного регулярного парка, формирование которого началось в Москве в конце XVII — начале XVIII в., полностью сложился к середине XVIII в. Его лучшими образцами стали сады и парки Петербурга и Москвы, из которых наиболее интересны Кусково и Архангельское.
Кусково. Родовое поместье графов Шереметьевых — Кусково находилось примерно в 10 км от центра Москвы (в настоящее время его ансамбль входит в современные границы города). В 1743 г. здесь началось строительство ансамбля, которое продолжалось почти 30 лет. К 60-м годам он включал дворец, регулярный парк (в пределах обводного канала), лабиринт и регулярный сад с лучевой системой аллей, Большой пруд с каналом и Зверинец, созданный на основе естественного лесного массива. В последующем ансамбль расширяется и обогащается новыми парковыми участками (из которых наиболее интересен созданный в 1778 г. пейзажный сад Гай), насыщается всевозможными сооружениями. Вместе с тем его центром остается придворцовый регулярный парк, существующий в настоящее время и занимающий площадь 31 га.
Строительство и проектирование садовых сооружений осуществлялось крепостными мастерами Ф. Аргуновым и А. Мироновым, в проектировании дворца участвовали Д. Ухтомский, С. Чевакинский, Ю. Кологривов.
Композиционным центром ансамбля является дворец («Большой дом»), построенный (1777) в стиле классицизма на месте старого. Он расположен на берегу обширного пруда с искусственным островом. Северный фасад дворца обращен в парк, окруженный с трех сторон земляным валом и каналом.
Форма парка близка к квадрату, его пространство имеет трехчастное членение.
Центральная часть представляет собой открытое пространство партеров шириной 50 м, полоса которых замыкается зданием Большой каменной оранжереи (1761 — 1762). Две другие части представлены массивами боскетов, обрамляющих партеры. По сторонам дворца были созданы миниатюрные, но композиционно завершенные ансамбли с интересными архитектурными сооружениями, водоемами, скульптурой, цветниками и другими садовыми устройствами. Это Голландский дом (1749), Итальянский дом (1754), Грот (1765), Менажерия. Внутри боскетов находились различные сооружения — изящный павильон Эрмитаж (1765), «Воздушный театр», беседки, скульптура, фонтаны. Вдоль восточной аллеи были установлены различные игровые сооружения. Оформление боскетов и ансамблей, рисунок партеров изменялись, но принцип планировки сохранялся.
Рядом с дворцом находятся служебные помещения и церковь (1737—1739), образующие живописный ансамбль береговой части парка.
В южном направлении по оси «Большого дома» от пруда идет канал (дань дворцовым паркам Петербурга), который углубляется в сад. Его начало оформлено двумя колоннами. От дома вдоль оси канала открывается вид на церковь б. села Вешняки.
Водные устройства Кусково — каналы и пруды не только украшали парк, но и были необходимы для осушения территории.
В настоящее время в парке ведутся реставрационные работы. Автор проекта Л. Дмитриева.
Архангельское. Усадьба получила свое название в связи с воздвигнутым здесь в 60-х годах XVII в. каменным храмом, посвященным Михаилу Архангелу.
Первые парковые устройства отражают влияние Петербургских садов— Летнего сада и Петергофа. Строительство нового паркового ансамбля развернулось при Н. Голицыне в 80—90-х годах XVIII в., в период расцвета классицизма в архитектуре и соответствующего ему пейзажного стилевого направления в садово-парковом; искусстве. Однако, если в Архангельском все архитектурные сооружения относятся к русскому классицизму, то парк имеет регулярную планировку. Назвать этот удивительный по своей художественной выразительности ансамбль переходным, подобно Ораниенбауму, нельзя, в нем гармонично слились и парк, и архитектура, и природный ландшафт.
Сочетание классического дворца и регулярного парка характерно и для ансамбля Кусково, однако там дворцовое здание было построено после того, как парк уже сложился, поэтому стилевые различия здесь ощутимы. В Архангельском же дом и парк строились одновременно как целостный ансамбль.
В Архангельском, так же как и в Кусково, прослеживается трехчастное членение, с открытым пространством в центре и боскетами по сторонам. Но включение в объемно-пространственную структуру архитектурно обработанного рельефа, решение открытых пространств и их связь с окружающим ландшафтом сообщают парку индивидуальный характер.
К концу XVIII в. ансамбль Архангельского был полностью сформирован. Его площадь составляет 14 га.
Парк разбит на высоком берегу Москвы-реки (ныне ее старого русла). Со стороны московского тракта к нему, в соответствии с усадебными традициями, ведет длинная подъездная дорога (протяженностью 1 км). Благодаря незаметному перелому рельефа дворец (арх. де Герн) постепенно как бы вырастает перед зрителем по мере его приближения. Аллея подводит к парадному двору, имеющему форму квадрата, образованного северным фасадом дворца, его боковыми колоннадами и двумя флигелями. От южного фасада дворца парк тремя террасами спускается к обрыву Москвы-реки. Террасы богато оформлены подпорными стенами, лестницами, баллюстрадой, скульптурой, вазами (автор арх. Д. Тромбаро). На верхней террасе газон обрамлен рядами лиственницы европейской, как бы продолжающей дворцовую колоннаду парадного двора. По центру идет узкая дорожка. Она заканчивается лестницей, ведущей на площадку второй террасы. По обе стороны от площадки, украшенной мраморными скамьями и фонтаном, на газоне установлены мраморные фигуры Аполлона и Артемиды. Благодаря свободнорастущим деревьям, подступающим к террасам, газоны воспринимаются как зеленые лужайки, что придает этой части парка более интимный характер.
С края второй террасы, от баллю-страды подпорной стены открывается вид на зеленый ковер центрального партера (расположенного на нижнем уровне), обрамленный стенами липовых шпалер. Обширное пространство ковра (70X210 м) не только не разрезано дорогами, но они вообще не включены в обзор: расходясь от лестниц подпорной стены, они скрываются за стенами шпалер. Газон украшен вазами и скульптурой, ритмично расставленными вдоль стены стриженых лип. В створе этого видового луча раскрываются далекие панорамы противоположного берега Москвы-реки. Сад обращен на юг и при солнечном освещении особенно эффектен.
На краю обрыва, по обе стороны ковра, за кулисами боскетов, размещались две оранжереи. Оранжереи располагались также и по откосу обрывистого берега. Между верхними оранжереями находилась еще одна видовая площадка, с которой открывалась широкая панорама на заречные дали и пойму Москвы-реки.
Обращая внимание на контраст центральной регулярной композиции парка и лугов поймы реки, таких различных, но родственных по своему характеру, Т. Дубяго пишет: «Этот прекрасный природный пейзаж был в соответствии с требованиями регулярного садово-паркового стиля превращен в прямоугольный зеленый партер, который, однако, несмотря на его геометрические контуры, производит впечатление широты и простора, свойственные пейзажу средней полосы России» [14, с. 308].
В боскетах парка были возведены павильоны Библиотека и Каприз.
В 1810 г. усадьбу приобрел М. Б. Юсупов. В 1812 г. усадьба была разрушена, в ее перестройке принимали участие арх. О. Бове, Е. Тюрин, С. Мельников, В. Дрегалов. Было установлено около 100 скульптур, возведены храм, посвященный Екатерине (Е. Тюрин, 1819), колонны (1816 и 1826), беседки, вольер, Чайный домик (перестроенное здание Библиотеки), обновлены террасы. Вокруг регулярной части парка созданы участки с пейзажной планировкой — Горятинская и Аполлонова рощи и др. В 1937—1938 гг. на месте оранжерей были построены корпуса санатория и надстроены флигели парадного двора. В настоящее время в парке ведутся реставрационные работы (авторы проекта В. Агальцова и Л. Дмитриева).
Архангельское завершает этап развития русского регулярного паркостроения уже в период расцвета пейзажных парков.
Его наиболее характерными чертами являются:
— развитие ансамблевой композиции с выраженной продольной осью, доминированием главного здания, подчинением ему других сооружений;
— наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка и связанных с дворцом;
— развитие партеров как открытых пространств, подчеркивающих архитектуру сооружений;
— учет и блестящее использование ландшафта — рельефа, воды, растительности, визуальная связь с природным окружением;
— преобладание в ассортименте местных видов;
— широкое распространение открытых (как их называли «воздушных», или «зеленых») театров;
— в оформлении дорог использование аллейных посадок, шпалер, берсо;
— завершение перспектив парка сооружениями, фонтанами, скульптурой с включением в парковый ансамбль внешних видов;
— использование и развитие традиционных русских приемов — «висячих» садов, птичников (в виде менажерий и вольеров), зверинцев, включение плодовых в боскеты, применение рощ, но уже в форме боскетов.