Основные правила построения композиции
Человек использует в своей творческой деятельности законы природы и общества, создавая искусственную материальную среду, слагаемую из статичных и динамичных предметов. Те же законы и принципы мастер должен использовать и в создании прически.
Статичная композиция – это покой, неподвижность, замкнутое развитие формы. Динамическая композиция – реальное или потенциальное движение, рост, развитие. Статичность и динамичность чаще всего взаимно дополняют друг друга. Умелое использование их в зависимости от назначения и композиционного замысла образа придает ему своеобразную выразительность, как бы вселяя в его материальную форму внутреннее движение, напряженность (рис. 16).
А) б) в)
Рис. 16 Статичная (а), динамическая (б) композиции, сочетание статики и динамики (в) в композиции прически
Достижению художественного равновесия статичных и динамичных предметов способствуют свойства закономерности композиции и, прежде всего, симметрия и асимметрия.
Существуют два вида симметрии: зеркальная (листок, бабочка) и радиально-лучевая (осевая) симметрия (ромашка, гриб, фонтан). С течением времени симметричные формы стали для человека признаком целесообразной организации вещей. Симметрия и асимметрия, дополняя друг друга, становятся качественной характеристикой предмета, его закономерного строения – логичности и красоты. Симметрия – одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции, определяющее состояние формы, а также средство, с помощью которого организуется форма1.
____________
1Шафрановский И. И. Симметрия в природе / И. И. Шафрановский. – 2-е изд. – Л., 1985. – С. 14
Однако отступление от симметрии необязательно дезорганизует форму. При верной компоновке асимметричного элемента композиционное равновесие достигается тем, что такой элемент сочетается с остальным объемом прически, а симметричная в целом композиция может получить тонкое своеобразие и оригинальность.
Асимметрия нередко выступает как своеобразный принцип композиции. Это наиболее наглядно представлено именно в разработке различных стрижек и причесок, где асимметричная композиция применяется обычно для подчеркивания динамичности решения. Главным условием целостности асимметричной формы здесь выступает ее композиционная уравновешенность. Умелое использование симметрии и асимметрии позволяет создавать разнообразные модели, придает им новизну и неповторимость (рис. 17).
А) б) в)
Рис. 17 Симметрия (а), асимметрия (б), сочетание симметрии и асимметрии (в) в прическах
Единство всех элементов формы изделий, т.е. их соразмерность и соподчиненность, является важнейшим свойством и средством композиции, а также одним из условий ее существования. Элементы формы могут согласовываться между собой по принципу контраста, нюанса и подобия. Контраст – противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, степени объемности, напряженности. Подобие – повторение в композиции прически одного элемента, который развивается и повторяется в различных вариациях. Нюанс является переходным состоянием от контраста к подобию, он создает дополнительные связи между элементами, способствуя гармоничности решения. Нюансные проработки элементов формы, легкий декор при четком контрастном решении формы только подчеркивают идею композиции, заставляя звучать ее более выразительно и образно.
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана, прежде всего, с соотношением элементов, членением ее на части. Равенство (подобие) или нюанс отношений величин характеризуют относительную статичность (состояние покоя) формы. Контраст в отношениях, напротив, создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины. Создание зрительного движения (динамики) формы способствует выразительности композиции, ее читаемости.
Композиционно-организационная форма прически обязательно должна иметь свою главную часть – так называемый композиционный центр, которому подчиняются другие зависимые части. Главная часть – это место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами, акцент, доминанта в целостной композиции. Композиционным центром может быть любой элемент, участок формы. В парикмахерском искусстве принято выделять несколько основных типов организации формы: фронтальный, обратный, концентрированный; в сложных видах композиции возможно наличие нескольких композиционных центров – комбинированный тип (рис. 18).
А) б) в)
Рис. 18 Фронтальный (а), концентрированный (б), обратный (в) тип прически
Согласование композиционного центра и остальных частей композиции достигается единством всех элементов прически на основе выполнения ряда условий: соразмерности частей между собой, пропорций, пластичности, масштабности, ритмических связей, цветового и фактурного решения, органичного введения декора. С помощью этих средств достигается гармония и выразительность образа.
Таким образом, при создании прически нужно учитывать не только ее форму, но обязательно продумывать соотношение элементов, их динамику, симметричность-асимметричность и композиционный центр.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «композиция». Чем статичная композиция отличается от динамичной?
2. Раскройте понятия «симметрия», «асимметрия».
3. Назовите принципы согласования элементов формы в прическе? Объясните, каким образом они характеризуют прическу.
4. Дайте понятие композиционного центра. Перечислите основные типы организации формы в парикмахерском искусстве. Чем обусловлено единство композиции?
Практикум:
1. Приведите примеры (иллюстрации в журналах) статичной, динамичной, симметричной, асимметричной причесок. Найдите прически (иллюстрации в журналах), соответствующие основным типам организации формы.
Рис. 19 Пример геометрического анализа композиции прически
2. Возьмите иллюстрации причесок в публицистической литературе и проанализируйте отдельные доминанты, такие как линии композиционной силы, участки одинаковой или контрастной тональности, декоративные мотивы (рис. 19). На иллюстрациях наложите конструктивные линии. На бумаге сделайте несколько маленьких рисунков композиционных доминант, придерживаясь пропорции репродукции. Такой анализ вам укажет, каким способом возникает целостное структурное единство.