Школ ремесел, народных мастеров

Большинство исследований по развитию детского творчества, в какой бы области оно ни проводилось, были направлены на установление связи между творческими процессами и развитием интеллектуальных способностей ребенка.

Особенности детского творчества связаны со сжатостью во времени этапов творческого акта, субъективной новизной деятельности и ее продукта, а также способностью ребенка к продуктивному самовыражению. Творчество ребенка- это особый вид деятельности, направленной на создание качественно новых для него ценностей, важных для формирования личности ребенка как субъекта. Ценность детского творчества заключается не столько в практических результатах, которые в силу возрастных особенностей ребенка не могут быть принципиально новыми, а в том, что в процессе освоения деятельности раскрываются его индивидуальные возможности.

Ребенок может проявлять творчество в разных видах деятельности: познавательной (А.М. Венгер, В.А. Запорожец, Н.Н. Поддъяков); познавательно-конструктивной (Д.Б. Эльконин, В.В. Ходмовская, Ж. Пиаже), игровой (Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин); театрально-игровой (А.Н. Брызгалова, О.И. Дрозд, Е.А. Устинова), трудовой (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Р.С. Буре), художественной (А.Н. Ткаченко, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская, А.Г. Гогоберидзе и др.). Особым потенциалом для развития детского творчества обладает художественная деятельность -вид человеческой деятельности, связанный с восприятием, интерпретаций и созданием произведений искусства. Уникальность детской художественной деятельности заключается в возможности проявления творчества во всех ее видах: в восприятии произведения искусства, его интерпретации (исполнении) и в первых опытах сочинительства (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Т.А. Барышева).

Проблема развития воображения и творчества всесторонне исследовалась в Институте дошкольного воспитания Академии педагогических наук как развитие творческих способностей в познавательной и эмоционально-волевой сфере (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Т.А. Репина, О.М. Дьяченко, К.В. Тарасова), как развитие воображения в игре (Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Р.А. Иванкова), формирование творчества в разных видах художественной деятельности (Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, О.С. Ушакова).

Существенен вклад ученых и практиков А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Е.В. Флёриной, Т.Я. Шпикаловой и др., которые рассматривали проблему разностороннего воспитания детей и развития их творчества средствами взаимосвязи различных видов народного искусства.

Ученые отмечают, что для детей характерны эмоциональная отзывчивость, высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы (сензитивность), целостное восприятие мира, в том числе и художественного (синкретизм) к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством. Это служит предпосылкой для формирования ценностных ориентации младшего школьника на основе художественно-эстетической деятельности, которая стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве по законам красоты, благодаря чему развиваются художественно-эстетические чувства, вкус, переживания, взгляды и убеждения, формируется активное эстетическое отношение учащегося к произведениям искусства, особенно средствами приобщения к различным видам народного художественного творчества.

Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы XX столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

Приобщение детей к культурному опыту в традиционном сообществе происходило посредством «постепенного (поступенного)» их включения в культурную жизнь в таких формах как детский народный календарь, игровая, производственно-бытовая и обрядовая практика.

Естественными институтами приобщения были семья, детские артели (дети-христославы, славелыцики, вьюнишники, рыболовы, сборщики грибов, ягод и др.), а также община, которые обеспечивали восприятие народной культуры в ее целостности, включенности в жизнедеятельность, систему циклично повторяющихся событий.

Культурный опыт интенсивно осваивался на народных праздниках. Происходило усвоение присущих каждому из них традиционных составляющих: «своей» идеи, круга действующих лиц, репертуара и т.д. Важна была и реализация структуры праздника, где ученые выделяют: зачин (встреча), действия по обозначению его пространства (поздравительные обходы, катание на лошадях, шествия и т.д.), «развлечения на горушке» (хороводы, пляски, набор игровых форм, театрализованные представления и т.д.), пирование и перегащивание. В музыкальной составляющей подчеркивается яркость, эмоциональная приподнятость, использование специфических приемов ("гукание", диалоговое и антифонное пение, скандирование и др.).

Непреходящее значение в изучении культуры детства имеет научное наследие Г.С. Виноградова. В его статьях «Детский народный календарь» (1924 г.), «Народная педагогика» (1926 г.) и др. сформулированы положения, актуальные для изучения специфики детского творчества: понимание детской жизни как «живого единства мира и быта детей», определение роли детей в качестве его «творцов и носителей», выявление значимости детства в процессе наследования культуры, описание форм и методов обучения фольклору в условиях устной передачи, суть фольклорного творчества детей и т.д.

Важную роль в воспитании детей играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в пестушках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский фольклор - прежде всего культура диалога (А.Ф. Некрылова), он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл (Ю.Г. Круглов). Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром.

Эффективное приобщение к народным традициям возможно в условиях сотворчества детей, педагогов и родителей в деятельностном проживании фольклора, воссоздании элементов традиционного уклада жизни:

• создании атмосферы большой семьи с заботливой хозяйкой, братьями и сестрами, друзьями и соседями, домашними животными и т.д.;

• организации уютного дома (обучающего пространства), который наполняют элементы традиционного быта, народные игрушки, детские поделки и т.д.;

• участии родителей в совместной с детьми подготовке и проведении праздников, поездок, игр, чаепитий, выполнении творческих работ, домашних заданий и т.д.

Основными методами работы с детьми выступают:

• наглядность как ведущий педагогический метод;

• игра как основной вид деятельности детей;

• традиционные методы народной педагогики: подражание, подпевание, подхватывание, пение «за следом», диалог, побуждения к самостоятельным художественным проявлениям ребенка;

• творческая активность детей (коллективная и индивидуальная) (вариативность как самостоятельный поиск на основе заданного традицией образца, адекватное воплощение художественного образа в синкретической фольклорной деятельности).

В методике приобщения детей к народной культуре необходимо использовать следующие принципы:

• традиционная последовательность действий в обучении основам музыкального фольклора;

• гибкое применение способов разучивания произведений фольклора - сочетание последовательной проработки его фрагментов с действиями «за следом» (подпевание за более опытным исполнителем);

• постоянное включение элементов творчества, варьирования в занятия с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность; ..... -

Школ ремесел, народных мастеров - student2.ru встречи с народными исполнителями, обучение у народных мастеров;

• обучение посредством аудио- и видео- записей;

• перенимание элементов традиции детьми друг у друга (в игровой и самостоятельной деятельности, специальных заданиях педагога, встречах с другими детскими фольклорно-игровыми коллективами).

Подбор репертуара должен учитывать опыт народной педагогики: а) возрастные особенности и индивидуальные возможности детей; б) возможности различных жанров и конкретных произведений фольклора в обучении культуре; в) связь фольклора с народным календарем, чредой праздников и будней, семейными событиями и т.д.

Анализ опыта обучения детей основам традиционного пения (работы Н.Н. Гиляровой, Е.И. Мельник, Е.А. Краснопевцевой, Е.В. Бессоновой и др.) позволяют выявить оптимальную последовательность усложнения певческого материала: 1. песни в узкообъемных ладах: колядки, веснянки, заклички, игровые припевки, колыбельные песни, потешки, детские песенки, прибаутки, считалки и др.; 2. песни с более развернутой мелодикой: величальные, плясовые, шуточные, игровые хороводные и др.; 3. песенно-повествовательный фольклор: духовные стихи, былины, а также доступные детям медленные хороводы, простейшая лирика. Использование выявленного традиционного опыта в педагогическом процессе обеспечивало эффективное освоение музыкального фольклора в приобщении детей к народной культуре.

Обучение детей народно-танцевальным началам должно опираться на традиционную последовательность действий: 1. развитие чувства ритма и его координация с элементарными движениями ребенка (совместно со взрослым посредстом пестушек, потешек, прибауток); 2. элементарное подтанцовывание в детских песенках, припевках; 3. обучение основам народной хореографии (танец, пляска, хоровод) через освоение ритма и характерной пластики; 4. танцевально-игровое творчество.

Игра на народных музыкальных инструментах в синкретической музыкально-фольклорной деятельности ребенка - один из языков воплощения единой творческой идеи, способ посильного включения ребенка в общее действо. Также, как и в традиции в качестве музыкальных инструментов мы использовали игрушки - жужжалки, шергунки, предметы быта - рубель, коса, ухват, гребень, инструменты «одного дня» - свистульки из акаций, одуванчиков. С детьми старшего возраста целесообразно проводить обучение игре на балалайке, дудочке, окарине, простейшей гармони и др. народных инструментах.

Драматическое начало фольклора ярко проявляется в хороводах, где художественная идея реализовывается в единстве пения, игры, танца, подыгрывания на музыкальных инструментах, словесно-игрового диалога, игрового перевоплощения исполнителей. Постепенно расширяется круг образов: от подражательно-изобразительных (в игровых хороводах) к обобщенному образу-состоянию (в медленных хороводах), в основе которого - реализация традиционной этики поведения.

Фольклорный театр может быть представлен различными формами: игры-драматизации (свадьба, посиделки и др.), разыгрывание (на куклах и «вживую») на-родных сказок, потешек, прибауток и т.д.; включение маскарадного элемента (ряже-нья) в обрядово-игровое действо (на святки, масленицу, семик, петров день, на осенние «капустки»), а также представления народного театра: традиционных ку-кольных действ о рождении Иисуса Христа, театр Петрушки. Большое значение приобретают самостоятельные игры детей, продолжающие линию широко распространенных прежде традиционных игр «в дочки-матери», «в свадьбу», «в гости» и т.д.

Таким образом, творчество детей рассматривается как созидательная деятельность что-либо нового для ребенка в результате продуктивного поиска, в опоре на знания и умения, полученные в результате процесса обучения (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова и др.).

Таким образом, основными компонентами педагогики народного художественного творчества являются:

- теоретические основы педагогики народного художественного творчества;

- история педагогики народного художественного творчества;

- методика педагогического руководства коллективами народного художественного творчества. Междисциплинарный характер педагогики народного художественного творчества предполагает

ее связь с этнопедагогикой, социальной педагогикой, этнопсихологией, арт-терапией, социально-культурной деятельностью и др.

Работа по формированию творчества детей начинается в процессе восприятия произведений фольклора. Опираясь на анализ эмоциональных реакций и высказываний детей, их необходимо учить

ощущать характер произведения, воспринимать и дифференцировать средства художественной выразительности. Это является основой создания художественного образа, постепенно переходя от стадии копирования через появление элементов вариативности к самостоятельному воплощению образа.

Один из наиболее эффективных путей возникновения и развития детского художественного творчества - создание атмосферы заинтересованности и творческого сотрудничества детей и взрослых, ситуация поддержки и успешности. В таком случае дети с радостью поют, играют, водят хороводы, участвуют в подготовке и проведении праздников.

Ознакомление детей с различными видами народного художественного творчества может быть широко использовано на различных занятиях в дошкольных учреждениях (развитии речи, ознакомлении с окружающим, обучении грамоте, лепке, рисованию, ручному труду, физкультуре, музыке, хореографии и др.), в сфере дополнительного образования, в семье.

Через искусство, художественное творчество передаётся духовный опыт человечества, восстанавливающий связи между поколениями. Его роль в настоящее время значительно возросла за счёт создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах, школах с углублённым обучением искусству, профильных художественных классах.

Художественно-эстетическое направление - самое массовое и популярное в системе дополнительного образования детей и занимает одно из ведущих мест. Так, в учреждениях дополнительного образования детей системы Минобразования России сегодня занимаются около 8 млн. человек, из них 2,1 млн. (27.8%) составляют ребята из объединений художественной направленности.

Особое воспитательное, развивающее воздействие на личность, её духовно-нравственное становление оказывает приобщение детей к основам традиционной народной культуры (устный и музыкальный фольклор, прикладное искусство, художественные ремёсла).

Сегодня в системе Минобразования России действуют центры народных промыслов, творческие мастерские, студии и другие объединения, способствующие ранней профессиональной ориентации. Накоплен уникальный опыт привлечения детей к занятиям народными ремёслами, которые нуждаются в научном, педагогическом анализе, поддержке и распространении. Это направление детского художественного творчества поддерживает традиции семейного уклада, вековую преемственность артельного мастерства, вносит реальный вклад в сохранение самопознания народов России. Растёт число уникальных коллекций семейного творчества, обычным стало включение детских работ в экспозиции профессиональных выставок и музеев.

Развивается самый массовый, демократичный и доступный вид музыкального искусства -хоровое пение: выявляются перспективные хоровые коллективы и талантливые хормейстеры, совершенствуется программное, научно-методическое обеспечение деятельности творческих коллективов, повышается квалификация специалистов-хоровиков.

Большими возможностями для эстетического образования детей, их нравственного воспитания и духовного развития располагают театральные объединения, студии, коллективы. При Министерстве образования создан Всероссийский экспериментальный центр "Школьный театр", который помогает учреждениям образования в развитии детских театральных коллективов; дальнейшему распространению опыта ведения театральных уроков в школе и использованию средств театра в сфере образования; изучению проблем детского театрального образования; программному обеспечению школьной театральной педагогики.

В Министерстве образования разработана система проведения федеральных массовых мероприятий со школьниками по всем видам художественного творчества: музыкальному, литературному, театральному, изобразительному, кино-фотоискусству, хореографическому, фольклору, цирковому. Система проведения массовых мероприятий позволяет постоянно повышать уровень развития различных видов творчества, помогает территориям самим определить своё место и качественные показатели в той или иной области детского художественного творчества.

В своей деятельности Минобразования постоянно взаимодействует с Минкультуры России, Российским государственным Домом народного творчества, Всероссийским музыкальным обществом. Союзом кинематографистов России, другими творческими союзами, многочисленными организациями, ведомствами, ассоциациями, занимающимися художественным образованием и эстетическим развитием подрастающего поколения.

В 1999 г. была проведена совместная коллегия с Минкультуры "О развитии художественного образования в России", которая закрепила отношения на основе соглашения двух ведомств, поручила создать: Совет по художественному образованию (приказ от 16.03.2001 г. № 1031 / 181); разработать

Школ ремесел, народных мастеров - student2.ru Концепцию художественного образования в России (письмо от 10.12.2001 г. № 30-51-918/16) ; Межведомственную программу "Дети. Молодёжь. Культура. Образование".

Министерством образования разработана и издаётся серия учебных программ и методических пособий "Я вхожу в мир искусств" (более 50 программ по обеспечению художественно-эстетического образования детей) по различным направлениям. Кроме того, совместно с издательством "Владос" издаётся серия "Воспитание и дополнительное образование детей", в качестве учебно-методического пособия получили гриф ряд изданий. Для поддержки региональных учреждений дополнительного образования детей художественной направленности, совершенствования подготовки кадров, разработки и апробации образовательных программ, методик по обучению основам народно-прикладного искусства, фольклора и других видов художественного творчества при кафедре художественного образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования создана Всероссийская школа мастерства "Гармония".

Однако, несмотря на разнообразную многоплановую работу в области дополнительного художественного образования детей, очевидны проблемы:

• отсутствие средств на разработку и издание программно-методического фонда, создание и реализацию межведомственных программ, проведение всероссийских мероприятий с детьми; слабая информационная база в области научных исследований по проблемам дополнительного художественного образования;

• отсутствие федерального учреждения (центра) по развитию художественно-эстетического направления, сохранению и пропаганде детского художественного творчества;

• слабое влияние на средства массовой информации, особенно ТВ в области пропаганды лучших образцов детского искусства в противовес засилью на ТВ антихудожественной продукции, негативно влияющей на нравственное воспитание подрастающего поколения.

Проблема художественного образования и воспитания детей требует комплексного решения, интегративного подхода. В данном контексте в последнее время намечается тенденция сближения двух государственных структур - образования и культуры. Цель - выработка единой политики в сфере духовного, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения, решения проблем занятости и культурного досуга детей и юношества.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Раскройте междисциплинарный характер педагогики народного художественного творчества, ее связь с этнопедагогикой, социальной педагогикой, этнопсихологией, арт-терапией, социально-культурной деятельностью.

2. Раскройте сущность понятия «сензитивность».

3. Выполните содержательный и структурный анализ одной из образовательных программ дополнительного образования детей художественной направленности.

4. Проанализируйте содержание и основные методологические принципы художественного образования в РФ по документу «Концепция художественного образования в Российской Федерации» (утверждена Приказом Минкультуры РФ от 28 декабря 2001 г. № 1403).

Наши рекомендации