Темы контрольного сочинения

1. «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» . в лирике Пушкина. Какие моральные ценности, важные для человека, воспеты Пушки­ным-лириком ? Раскрывая тему сочинения, обратите внимание на то, как связаны между собой различные жизненные пласты, отразившиеся в лири­ке поэта. Жизнь представляется Пушкину гармоничным единством, в ко­тором отсвет Божества присутствует повсюду: и поэтическое творчест­во, и любовь, и радости, и печали необычайно ценны, ни от чего нельзя отказаться. Таков духовный итог, к которому приходит всякий читатель пушкинских стихов.

2.«Самостоянье человека — залог величия его» в осмыслении Пушкина-лирика.

Эта строка из неоконченного стихотворения Пушкина «Два чувства дивно близки нам...» отсылает в первую очередь к философской лирике по­эта. Что, по мнению Пушкина, помогает человеку выстоять в жизненных испытаниях? Обобщающая тема сочинения предполагает также обраще­ние к свободолюбивой, любовной лирике поэта, стихотворениям о дружбе, о поэзии, о природе и России — обо всем, что может давать человеку вну­тренние силы, возвратить ему радость жизни.

2. Многообразие тем и мотивов лирики Пушкина.

Мотив — устойчивая группа художественных образов, определенное настроение, выраженное с их помощью в тексте. Какие мотивы развива­ет Пушкин-поэт (своболюбивые, любовные, дружеские, осмысливающие роль поэта и предназначение поэзии, философские). Есть ли какое-то объ­единяющее начало между ними (возможно, это — прославление свободы, внутренней независимости во всем, от общественных отношений до твор­чества и частной жизни человека)? Как совокупность тем и мотивов ли­рики Пушкина определяет его неповторимое лицо в поэзии эпохи? Эта мысль может стать выводом работы.

Творческие задания

1. Сопоставьте понимание роли поэта и предназначения по­эзии в стихах Пушкина и поэтов его круга (П.А. Вяземского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова, Е.А. Бара­тынского). Что сближает этих авторов; в чем специфика понимания по­эта и поэзии каждым из них?

2. Подготовьте целостный анализ одного из стихотворений Пушкина по выбору («К Чаадаеву», «Пророк», «Анчар», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Осень»). Охарактеризуйте композицию стихотворений, этапы развития лирического переживания в них, образ лирическо­го героя, его восприятие времени, пространства, людского общества.
Обратите внимание на особенности ритмического рисунка, рифмы; как они помогают выражению лирического настроения? Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают созданию поэтического образа?

3. Составьте небольшой сборник стихотворений поэта (10—15 произведений), наиболее понравившихся вам; напишите предисловие или послесловие к нему: «Мой Пушкин». Каким будет оформление вашего «сборника»?

ПОЭМЫ А.С. ПУШКИНА

По сравнению с жанрами оды и сатиры в русской литературе XVIII века жанр поэмы был менее распространен. Среди наиболее известных поэм XVIII века — героическая поэма М. Ломоносова «Петр Великий», оставшаяся незавершенной, и комические поэмы В. Майкова «Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх» и, наконец, эпические по­эмы М.М. Хераскова, среди которых прославлявшая победы русского оружия «Россияда», на долгие годы ставшая образцом для подражания.

Коренные изменения крупного поэтического жанра связаны с эпо­хой романтизма, когда в поэме стали усиливаться личностные, нравст­венно-философские проблемы, а также лирико-драматические элементы. Первой русской романтической поэмой принято считать поэму Г.П. Ка­менева «Громвал» (1804). За ней последовали поэмы К.Ф. Рылеева «Войнаровский», В.К. Кюхельбекера «Давид», «Юрий и Ксения», «Си­рота», Ф.Н. Глинки «Дева карельских лесов», «Карелия» и др.

В творчестве Пушкина жанр поэмы занимает важное место («Рус­лан и Людмила» (1820), «Кавказский пленник» (1820— 1821), «Братья раз­бойники» (1821 — 1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821—1823), «Цыга-ны» (1824), «Граф Нулин» (1825), «Полтава» (1828), «Домик в Коломне» (1830), «Анджело» (1833), «Медный всадник» (1833) и др.). Отдав дань романтическим традициям, проблемам свободы личности, неудовлетво­ренности человека окружающей действительностью, изображению кон­фликта незаурядного героя с обществом, поискам социальной гармонии в кругу «естественных» людей, Пушкин постепенно отказывается от ро­мантической поэтики. Начиная с «Цыган» он утверждает реалистичес­кую поэму, в которой находят отражение наиболее острые проблемы со­временности. Обращаясь к изображению жизни «маленького человека», социально неблагополучного города, взаимоотношений народа и власти, Пушкин реалистически исследует общественно-политические, нравст­венно-психологические противоречия первой трети XIX века. Уровень художественного обобщения конкретно-исторических закономерностей настолько высок, что некоторые реалистические поэмы Пушкина при­обрели символико-философский характер («Медный всадник»).

«ЦЫГАНЫ»

Какой изображается жизнь цыган в поэме? Почему Алеко ока­зывается в цыганском таборе? Почему он не жалеет о «нево­ле душных городов»? Каково значение песни Земфиры «Старый муж, грозный муж...» в развитии эмоционального тона поэмы? Поче­му Земфире стала «постыла» любовь Алеко? Каково значение расска­за Старого цыгана о любви к Мариуле? Определите сюжетную куль­минацию поэмы. Как наказывают цыгане Алеко за совершенное пре­ступление? Как вы понимаете смысл последней строфы поэмы?

Поэма «Цыганы» написана в 1824 году. Она является завершением романтического цикла произведений Пушкина. Время написания поэмы совпадает с очень важными событиями в жизни автора. Начатая на юге в январе 1824 года, поэма закончена в Михайловском 10 октября.

В основу «Цыган», как и других «южных поэм», легли собственные наблюдения и впечатления поэта. Однако автобиографический элемент выступает здесь в новом качестве. Он проявляется в совмещении жиз­ненных ситуаций автора и героя: странствования Пушкина с цыганским табором в Молдавии летом 1821 года становятся подосновой истории ге­роя, что акцентируется совпадением имен (Александр-Алеко). Автобио­графическое начало определяет характер лирического повествования: сходство мыслей поэта и героя — оба они отрицают «неволю душных го­родов», «оковы просвещенья». Вспомним стихотворение «К морю». Все это — устойчивые мотивы в лирике Пушкина «южного периода».

«Цыганы» на первый взгляд развивают романтическую коллизию, характерную для других «южных поэм»: таинственное прошлое героя, жизнь среди экзотической обстановки «диких» народов, любовь девуш­ки-дикарки, лирическая форма повествования. Однако в сравнении с другими романтическими поэмами в «Цыганах» усложняется жанрово-композиционная структура, усиливаются реалистические и вместе с тем обобщенно-символические элементы.

В изображении романтического характера ослабляются приемы идеализации. Алеко появляется в таборе в силу вынужденных обстоя­тельств («его преследует закон»). Среди «кочевого и вольного народа» он обретает свободу («Теперь он вольный житель мира») и счастье (любовь Земфиры). Но его вторжение в идиллический мир цыган ведет к траги­ческим последствиям: гибель возлюбленной и соперника, крах собст­венных иллюзий. Алеко — индивидуалист, предельно сосредоточен на своих чувствах, помыслах, желаниях. «Ты для себя лишь хочешь воли», — так характеризует его индивидуализм Старый цыган.

Герой лишается романтической трактовки, более того — становит­ся антигероем романтизма. В характере и судьбе Алеко доведены до крайности идеалы «поэзии гордости». Он получает все, к чему устрем­лялись романтические герои: свободу, любовь, жизнь среди «детей при­роды», и в абсолютном романтическом контексте полностью проявляет­ся гордыня Алеко, он становится тем, кто есть на самом деле, — «гор­дым человеком». Он пренебрегает законами мира, приютившего его. Пренебрежение к «другим», к «чужой воле», «чужой свободе» доказыва­ет, что Алеко всего лишь раб собственных страстей. Поэтому он совер­шает роковой шаг от гордости к преступлению.

Если Алеко является воплощением гордыни, то Старый цыган — смирения. Алеко возражает мудрым суждениям цыгана. Он категориче­ски протестует против смирения Старика после бегства Мариулы:

Да как же ты не поспешил

Тотчас вослед неблагодарной

И хищникам и ей коварной

Кинжала в сердце не вонзил?

Старик, переживая мучения после бегства Мариулы, подчиняется законам цыганской жизни, но остается одиноким: «...и с этих пор // По­стыли мне все девы мира...» Он живет по воле Божией:

К чему? вольнее птицы младость;

Кто в силах удержать любовь?

Чредою всем дается радость;

Что было, то не будет вновь.

Алеко живет по-другому, живет, «не признавая власти // Судьбы коварной и слепой»:

Я не таков. Нет, я не споря

От прав моих не откажусь!

Или хоть мщеньем наслажусь.

В «Цыганах» иначе, чем в «Кавказском пленнике», изображены ро­мантические противоречия. Противопоставление человека «цивилиза­ции» (Алеко) и человека «дикой воли» (Старика) приобретает обобщен­но-символический смысл. Это фиксируется в движении поэтического мотива вольной птицы. Сначала он легкий, радостный: «Птичка Божия не знает // Ни заботы, ни труда», а в финале поэмы автор представляет образ одинокой птицы — из стаи «поздних журавлей»: «Пронзенный гибельным свинцом // Один печально остается, // Повиснув раненым крылом». Обобщенно-символическое значение приобретает противопо­ставление цивилизации и природы: «города» и «степи».

Суть романтического конфликта заключается в трагической безыс­ходности ситуации, в которой оказался Алеко. Крах Алеко — полное осознание трагического положения человека в этом мире. В цыганском таборе («степи») человек так же не свободен, как и там, откуда он бе­жал («в городе»), как и вообще в целом мире.

Контрастный смысл бытия выражен в рассказах Старого цыгана о судьбе Овидия[18], о самом себе, об измене Мариулы, в его наставлениях о понимании любви в «вольном и кочевом» мире.

В «Цыганах», особенно в заключительной строфе поэмы, до преде­ла обнажается трагический смысл отношения человека с миром: «И всюду страсти роковые, // И от судеб защиты нет».

Контрольные вопросы задания

1. Где и когда была написана поэма «Цыганы»?

2. Какие жизненные впечатления Пушкина легли в ее ос­нову?

3. Назовите романтические элементы в поэме.

4. Укажите реалистические, обобщенно-символические чер­ты поэмы.

5. Перечислите основные проблемы, идеи поэмы.

6. Сопоставьте образы Алеко и Старого цыгана. Каков идейный смысл этих образов?

7. Сопоставьте образы Земфиры и Мариулы. Что сближает и отличает их?

8. Почему Старый цыган называет Алеко «гордым человеком»?

Наши рекомендации