Темы контрольного сочинения
1. «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» . в лирике Пушкина. Какие моральные ценности, важные для человека, воспеты Пушкиным-лириком ? Раскрывая тему сочинения, обратите внимание на то, как связаны между собой различные жизненные пласты, отразившиеся в лирике поэта. Жизнь представляется Пушкину гармоничным единством, в котором отсвет Божества присутствует повсюду: и поэтическое творчество, и любовь, и радости, и печали необычайно ценны, ни от чего нельзя отказаться. Таков духовный итог, к которому приходит всякий читатель пушкинских стихов.
2.«Самостоянье человека — залог величия его» в осмыслении Пушкина-лирика.
Эта строка из неоконченного стихотворения Пушкина «Два чувства дивно близки нам...» отсылает в первую очередь к философской лирике поэта. Что, по мнению Пушкина, помогает человеку выстоять в жизненных испытаниях? Обобщающая тема сочинения предполагает также обращение к свободолюбивой, любовной лирике поэта, стихотворениям о дружбе, о поэзии, о природе и России — обо всем, что может давать человеку внутренние силы, возвратить ему радость жизни.
2. Многообразие тем и мотивов лирики Пушкина.
Мотив — устойчивая группа художественных образов, определенное настроение, выраженное с их помощью в тексте. Какие мотивы развивает Пушкин-поэт (своболюбивые, любовные, дружеские, осмысливающие роль поэта и предназначение поэзии, философские). Есть ли какое-то объединяющее начало между ними (возможно, это — прославление свободы, внутренней независимости во всем, от общественных отношений до творчества и частной жизни человека)? Как совокупность тем и мотивов лирики Пушкина определяет его неповторимое лицо в поэзии эпохи? Эта мысль может стать выводом работы.
Творческие задания
1. Сопоставьте понимание роли поэта и предназначения поэзии в стихах Пушкина и поэтов его круга (П.А. Вяземского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова, Е.А. Баратынского). Что сближает этих авторов; в чем специфика понимания поэта и поэзии каждым из них?
2. Подготовьте целостный анализ одного из стихотворений Пушкина по выбору («К Чаадаеву», «Пророк», «Анчар», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Осень»). Охарактеризуйте композицию стихотворений, этапы развития лирического переживания в них, образ лирического героя, его восприятие времени, пространства, людского общества.
Обратите внимание на особенности ритмического рисунка, рифмы; как они помогают выражению лирического настроения? Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают созданию поэтического образа?
3. Составьте небольшой сборник стихотворений поэта (10—15 произведений), наиболее понравившихся вам; напишите предисловие или послесловие к нему: «Мой Пушкин». Каким будет оформление вашего «сборника»?
ПОЭМЫ А.С. ПУШКИНА
По сравнению с жанрами оды и сатиры в русской литературе XVIII века жанр поэмы был менее распространен. Среди наиболее известных поэм XVIII века — героическая поэма М. Ломоносова «Петр Великий», оставшаяся незавершенной, и комические поэмы В. Майкова «Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх» и, наконец, эпические поэмы М.М. Хераскова, среди которых прославлявшая победы русского оружия «Россияда», на долгие годы ставшая образцом для подражания.
Коренные изменения крупного поэтического жанра связаны с эпохой романтизма, когда в поэме стали усиливаться личностные, нравственно-философские проблемы, а также лирико-драматические элементы. Первой русской романтической поэмой принято считать поэму Г.П. Каменева «Громвал» (1804). За ней последовали поэмы К.Ф. Рылеева «Войнаровский», В.К. Кюхельбекера «Давид», «Юрий и Ксения», «Сирота», Ф.Н. Глинки «Дева карельских лесов», «Карелия» и др.
В творчестве Пушкина жанр поэмы занимает важное место («Руслан и Людмила» (1820), «Кавказский пленник» (1820— 1821), «Братья разбойники» (1821 — 1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821—1823), «Цыга-ны» (1824), «Граф Нулин» (1825), «Полтава» (1828), «Домик в Коломне» (1830), «Анджело» (1833), «Медный всадник» (1833) и др.). Отдав дань романтическим традициям, проблемам свободы личности, неудовлетворенности человека окружающей действительностью, изображению конфликта незаурядного героя с обществом, поискам социальной гармонии в кругу «естественных» людей, Пушкин постепенно отказывается от романтической поэтики. Начиная с «Цыган» он утверждает реалистическую поэму, в которой находят отражение наиболее острые проблемы современности. Обращаясь к изображению жизни «маленького человека», социально неблагополучного города, взаимоотношений народа и власти, Пушкин реалистически исследует общественно-политические, нравственно-психологические противоречия первой трети XIX века. Уровень художественного обобщения конкретно-исторических закономерностей настолько высок, что некоторые реалистические поэмы Пушкина приобрели символико-философский характер («Медный всадник»).
«ЦЫГАНЫ»
Какой изображается жизнь цыган в поэме? Почему Алеко оказывается в цыганском таборе? Почему он не жалеет о «неволе душных городов»? Каково значение песни Земфиры «Старый муж, грозный муж...» в развитии эмоционального тона поэмы? Почему Земфире стала «постыла» любовь Алеко? Каково значение рассказа Старого цыгана о любви к Мариуле? Определите сюжетную кульминацию поэмы. Как наказывают цыгане Алеко за совершенное преступление? Как вы понимаете смысл последней строфы поэмы?
Поэма «Цыганы» написана в 1824 году. Она является завершением романтического цикла произведений Пушкина. Время написания поэмы совпадает с очень важными событиями в жизни автора. Начатая на юге в январе 1824 года, поэма закончена в Михайловском 10 октября.
В основу «Цыган», как и других «южных поэм», легли собственные наблюдения и впечатления поэта. Однако автобиографический элемент выступает здесь в новом качестве. Он проявляется в совмещении жизненных ситуаций автора и героя: странствования Пушкина с цыганским табором в Молдавии летом 1821 года становятся подосновой истории героя, что акцентируется совпадением имен (Александр-Алеко). Автобиографическое начало определяет характер лирического повествования: сходство мыслей поэта и героя — оба они отрицают «неволю душных городов», «оковы просвещенья». Вспомним стихотворение «К морю». Все это — устойчивые мотивы в лирике Пушкина «южного периода».
«Цыганы» на первый взгляд развивают романтическую коллизию, характерную для других «южных поэм»: таинственное прошлое героя, жизнь среди экзотической обстановки «диких» народов, любовь девушки-дикарки, лирическая форма повествования. Однако в сравнении с другими романтическими поэмами в «Цыганах» усложняется жанрово-композиционная структура, усиливаются реалистические и вместе с тем обобщенно-символические элементы.
В изображении романтического характера ослабляются приемы идеализации. Алеко появляется в таборе в силу вынужденных обстоятельств («его преследует закон»). Среди «кочевого и вольного народа» он обретает свободу («Теперь он вольный житель мира») и счастье (любовь Земфиры). Но его вторжение в идиллический мир цыган ведет к трагическим последствиям: гибель возлюбленной и соперника, крах собственных иллюзий. Алеко — индивидуалист, предельно сосредоточен на своих чувствах, помыслах, желаниях. «Ты для себя лишь хочешь воли», — так характеризует его индивидуализм Старый цыган.
Герой лишается романтической трактовки, более того — становится антигероем романтизма. В характере и судьбе Алеко доведены до крайности идеалы «поэзии гордости». Он получает все, к чему устремлялись романтические герои: свободу, любовь, жизнь среди «детей природы», и в абсолютном романтическом контексте полностью проявляется гордыня Алеко, он становится тем, кто есть на самом деле, — «гордым человеком». Он пренебрегает законами мира, приютившего его. Пренебрежение к «другим», к «чужой воле», «чужой свободе» доказывает, что Алеко всего лишь раб собственных страстей. Поэтому он совершает роковой шаг от гордости к преступлению.
Если Алеко является воплощением гордыни, то Старый цыган — смирения. Алеко возражает мудрым суждениям цыгана. Он категорически протестует против смирения Старика после бегства Мариулы:
Да как же ты не поспешил
Тотчас вослед неблагодарной
И хищникам и ей коварной
Кинжала в сердце не вонзил?
Старик, переживая мучения после бегства Мариулы, подчиняется законам цыганской жизни, но остается одиноким: «...и с этих пор // Постыли мне все девы мира...» Он живет по воле Божией:
К чему? вольнее птицы младость;
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь.
Алеко живет по-другому, живет, «не признавая власти // Судьбы коварной и слепой»:
Я не таков. Нет, я не споря
От прав моих не откажусь!
Или хоть мщеньем наслажусь.
В «Цыганах» иначе, чем в «Кавказском пленнике», изображены романтические противоречия. Противопоставление человека «цивилизации» (Алеко) и человека «дикой воли» (Старика) приобретает обобщенно-символический смысл. Это фиксируется в движении поэтического мотива вольной птицы. Сначала он легкий, радостный: «Птичка Божия не знает // Ни заботы, ни труда», а в финале поэмы автор представляет образ одинокой птицы — из стаи «поздних журавлей»: «Пронзенный гибельным свинцом // Один печально остается, // Повиснув раненым крылом». Обобщенно-символическое значение приобретает противопоставление цивилизации и природы: «города» и «степи».
Суть романтического конфликта заключается в трагической безысходности ситуации, в которой оказался Алеко. Крах Алеко — полное осознание трагического положения человека в этом мире. В цыганском таборе («степи») человек так же не свободен, как и там, откуда он бежал («в городе»), как и вообще в целом мире.
Контрастный смысл бытия выражен в рассказах Старого цыгана о судьбе Овидия[18], о самом себе, об измене Мариулы, в его наставлениях о понимании любви в «вольном и кочевом» мире.
В «Цыганах», особенно в заключительной строфе поэмы, до предела обнажается трагический смысл отношения человека с миром: «И всюду страсти роковые, // И от судеб защиты нет».
Контрольные вопросы задания
1. Где и когда была написана поэма «Цыганы»?
2. Какие жизненные впечатления Пушкина легли в ее основу?
3. Назовите романтические элементы в поэме.
4. Укажите реалистические, обобщенно-символические черты поэмы.
5. Перечислите основные проблемы, идеи поэмы.
6. Сопоставьте образы Алеко и Старого цыгана. Каков идейный смысл этих образов?
7. Сопоставьте образы Земфиры и Мариулы. Что сближает и отличает их?
8. Почему Старый цыган называет Алеко «гордым человеком»?