Гуманизм, гуманность — любовь к человеку, человечность, сострадание к человеку в беде, в угнетении, стремление помочь ему
МАТЕРИАЛЫ
По направлению «Любовь»
Тема любви – «вечная тема» мирового искусства, мировой литературы. Тема неисчерпаема и многогранна, так как само значение слова «любовь» имеет несколько значений. Обратимся к словарной статье (Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой). Любовь:
1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Любовь к родине, к родителям, к детям. Любовь к ближнему.
3. Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-н. Любовь к правде, к истине. Любовь к балету, к чтению, к театру, спорту. Любовь к животным.
Как мы видим, в основе всех определений лежит глубокое чувство, основанное на влечении, расположении, привязанности, увлеченности.
Любовь - это интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Любовь необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Любовь возникает как самое свободное и постольку «непредсказуемое» выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления "любовь" определяются тем, что в нём, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. С одной стороны, половая или родительская любовь включает в себя здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой стороны, любовь к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры. Но как ни различны между собой по своему психологическому материалу любовь, которой мать любит своего новорождённого младенца, любовь, которой влюблённый любит свою возлюбленную, и любовь, которой гражданин любит свою родину, всё это есть любовь, отличающаяся от всего, что только «похоже» на неё — от эгоистического «влечения», или «предпочтения», или «интереса». «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою» (выдержка из статьи энциклопедии).
Рассмотрим воплощение различных вариаций любви в литературе.
1.«Вечность темы» - Библия, Новый Завет, Первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла, Глава 13: христианское толкование любви
1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.
6. Не радуется неправде, а сорадуется истине;
7. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Вопросы:
· Какое чувство лежит в основе любви?
· Какими характеристиками наделяет Апостол Павел любовь?
· Почему любовь в определении Апостола Павла можно назвать гуманным чувством?
· Какие художественные средства подчеркивают вечность чувства любви?
Гуманизм, гуманность — любовь к человеку, человечность, сострадание к человеку в беде, в угнетении, стремление помочь ему.
Прочитайте текст рассуждения Д. Гранина о милосердии и сострадании в классической русской литературе и современной жизни и ответьте на вопросы:
Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.
Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстилей.
Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?
Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?
Милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. Не давали приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, неклассовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает… Оно стало не положенным в искусстве. Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать. Оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. В тридцатые-сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона. Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.
В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» - милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. В течение девятнадцатого века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. Но литературе пришлось жить среди закрыты, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.
Важнейшие этапы нашей истории стали неприкасаемы. Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди терпели от власть имущих – обиды, лишения, хамство – изображение этого часто процеживалось, ограничивалось.
Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.
· О каких традициях классической русской литературы говорит писатель?
· Сравните его оценку творчества А.С. Пушкина со словами В.Г. Белинского о великом русском поэте: «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...»; «Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное но всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека... К особенным свойствам его поэзии принадлежит ее способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности,разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека …».
· Почему в трагические моменты истории так важно, чтобы любовь к человеку, лежащая в основе милосердия, возобладала над ненавистью?
· Как связаны чувство милосердия, гуманизм, любовь к человеку с воспитанием души человека?
Тема гуманизма в литературе:
· сострадание к «маленькому человеку» в произведениях А.С. Пушкина («Станционный смотритель»), Н.В. Гоголя («Шинель»), Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание»);
· изображение бесчеловечности, антигуманности, противоестественности человеческой природе войны (Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир», М. Шолохов, роман «Тихий Дон», В. Гроссман «Жизнь и судьба» );
· жертвенность как проявление гуманизма («Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; Ф.М. Достоевский, роман «Преступление и наказание» - образ Сони Мармеладовой; Л.Н. Толстой, роман «Война и мир» - образ княжны Марьи; И.А. Бунин, рассказ «Лапти»);
· тема любви в семье, материнской и отцовской любви (Л.Н. Толстой, роман «Война и мир» - «мысль семейная», семьи Болконских и Ростовых; стихотворения Н.А. Некрасова «Великое чувство…», «Мать»; стихотворение С. Есенина «Письмо к матери», стихотворение И. Бунина «Матери», рассказ М. Шолохова «Чужая кровь», повесть В. Закруткина «Матерь человеческая»)
3. Патриотизм – любовь к родине:
· «Любовь — это проявление бессмертного начала в существе смертном». Платон
· «Любовь есть истинное, высшее благо, которое разрешает все противоречия жизни и не только уничтожает страх смерти, но и влечет человека к жертве своего существования для других». Л. Н. Толстой
· «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». С. Есенин
· «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». А. Ахматова, «Реквием»
Д.С. Лихачев рассуждает о понятиях патриотизма и национализма и доказывает, что в основе этих чувств лежат противоположные чувства – любовь и ненависть. Прочитайте фрагмент его рассуждений:
Д.С. Лихачев. Из «Заметок о русском»: «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Культура должна быть открытой. Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро. Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе свехличные цели.
Национализм же – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью, к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Национализм порождает неуверенность в самом себе, слабость и сам, в свою очередь порожден этим же. …
Русская история в прошлом – это история бесконечных испытаний, несмотря на которые народ сохранял и достоинство, и доброту. Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое дело, свою семью. Если в семье все благополучно, то и в быту к такой семье тянутся другие семьи – навещают, участвуют в семейных праздниках. Благополучные семьи живут социально, гостеприимно, радушно, живут вместе. Это сильные семьи, крепкие семьи. Так и в жизни народов. Народы, в которых патриотизм не подменяется национальным «приобретательством», жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и в мире со всеми народами. О национализме, основанном на ненависти к другим народам, и о патриотизме, основанном на любви к своему, хочется сказать словами одной грузинской песни: «То, что ненависть разрушит, То любовь восстановит...».
Вопросы:
· Почему в основе патриотизма лежит любовь?
· Как формируется чувство патриотизма в душе человека?
· Почему патриотизм – противоположность национализма?
Тема патриотизма в литературе: «Слово о полку Игореве»; русские былины Киевского цикла; Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»; стихотворение «Родина» М.Ю. Лермонтова; роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»; стихотворения о России А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой и др. – чувство единства человека и Родины, готовность разделить с Россией ее судьбу, жертвенность, чувство долга и ответственности перед Родиной – проявления любви, лежащей в основе патриотизма.