Великие западноевропейские композиторы XII1 в

XVII век — начало новой эпохи в музыке, освобождающейся от господства церкви, обретающей все большее многообразие жанров, форм, красок, выразительных средств. Важнейшим шагом на этом пути было возникновение оперы, светского искусства, наследовавшего идеи эпохи Возрождения, выдвинувшего на первый план красоту и выразительность мелодии, сольного пения (бельканто), богатства человеческих чувств. Из княжеских дворцов Флоренции и Рима опера в 1637 г. пришла в первый оперный театр в Венеции. Вершина итальянской оперы того периода — творчество Клаудио Монтеверди (1567—1643) — создателя музыкальной драмы, где музыка развивалась в теснейшей связи с драматическим действием, рисовала сложные и правдивые характеры действующих лиц. Его опера «Коронация Поппеи» (1642) поднимала сложные вопросы нравственного, социального значения.

Основоположник оперной школы Франции Жан Батист Люлли (1632—1687) опирался на опыт драматического театра, классической трагедии П. Корнеля и Ж. Расина. В свои «лирические трагедии» (так назывались его оперы) Люлли вводил элементы декламационности, большое внимание уделял хорам, танцам (обязательные балетные сцены). Ритмы гавота, менуэта проникали и в арии.

Несравненный по тонкости и глубине. лирического выражения образец оперного искусства оставил английский композитор Генри Пёрселл (1659—1695) в своей опере «Дидона и Эней» (1689). Музыка Пёрселла. очень близка народной. Она нежна и трогательна, скромна и серьезна. В 1710 г. в Лондон приехал Георг Фридрих Гендель (1685—1759) — великий немецкий композитор. В Лондоне Гендель поставил много опер (среди них — «Юлий Цезарь в Египте», 1724). Стремление к воплощению в музыке идей героического подвига, освобождения народов привело его к оратории (см. Хоровая музыка). Церковь нередко запрещала их исполнение, но величественные произведения Генделя все же получили широкое признание. Его творчество оказало большое влияние на Глюка и Бетховена.

Конец XIX — начало XX в. — сложное время для европейского искусства. Наступление эпохи мировых войн и социальных революций, крайнее обострение противоречий в жизни буржуазного общества по-разному отразились в творчестве различных художников. Одни стремятся выразить чувства ужаса и страха перед гибелью разрушающегося мира, другие раскрывают гармонию и красоту в природе, запечатлевают тончайшие, подчас смутно-зыбкие ощущения человека, третьи обращаются к формам и средствам музыки давно ушедших времен. Три ведущих направления — экспрессионизм, импрессионизм, неоклассицизм — воплотили эти тенденции.

Язык музыки усложняется. Он становится нередко острым, жестким, угловатым. Мелодия словно рвется на тысячу осколков; иногда они волей композитора складываются в причудливые, по-своему стройные геометрические узоры: так Кай в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» пытался составить из осколков льда слово «вечность». Все чаще проникают в музыку образы зла, разрушения, нашествия, варварства, грубой силы или издевки. Истинно талантливые творцы, сохранившие верность гуманистическим идеалам, находили и находят путь к умам и сердцам людей, продолжают и развивают традиции великих предшественников.

Еще на рубеже веков в Австрии прозвучали симфонии Густава Малера (1860—1911) — сложные, многочастные произведения. Они рассказали о страданиях человека, который стремится к торжеству справедливости, но чувствует порой свое бессилие перед лицом буржуазной действительности. К симфоническому оркестру нередко присоединяются певцы-солисты или хор. Симфонии Малера связаны и с песнями — их мелодии и тексты помогают понять смысл его симфоний-исповедей.

Немецкий композитор Рихард Штраус (1864— 1949) поражал слушателей грандиозностью и богатством выдумки в звучании оркестра. Герой его симфонической поэмы «Веселые забавы Тиля Уленшпигеля» (1896) — такой же остроумный выдумщик, как и сам автор. Разнообразны по темам и краскам многочисленные оперы композитора: от мрачной, приближающейся к экспрессионистской драме «Саломеи» (1905) до изящного лирико-комического «Кавалера розы» (1910).

В наши дни музыкальное западно-европейское искусство переживает сложное время. Современные авангардистские течения, связанные с усиленным экспериментированием, подчас приводят к перерождению сущности музыки, к отказу от ее лирической сути, от непосредственности выражения человеческих чувств. Но и в условиях буржуазного мира, все больше и больше отнимающих у миллионов людей надежду на счастье, музыка продолжает свой путь к человеку, опираясь на лучшие традиции прошлого и нашей современности.

17. Великие архитектурные ансамбли Петербурга и его предместья

Архитекту́ра Санкт-Петербу́рга, особенно его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.

Особенностями архитектуры Санкт-Петербурга являются продуманная регулярность застройки, соразмерность городских ансамблей, учёт влияния неброской природной среды, гармоничная полифония различных архитектурных стилей, сочетание регионального и столичного менталитета, вовлечение загородных анклавов в единую агломерацию. Благодаря преемственности многовекового российского и западноевропейского градостроительного опыта эти особенности сформировали уникальный архитектурный сплав, вызывающий неизменное восхищение горожан и гостей северной столицы.

Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга

Дворцовая площадь

Сенатская площадь

Исаакиевская площадь

Стрелка Васильевского острова

Площадь Искусств

Площадь Островского

Площадь Восстания

Площадь Александра Невского

Суворовская площадь

Сенная площадь

18. Творчество русских живописцев эпохи Романтизма первая половина Х1Х в.(А. Иванов, К Брюллов, Венецианов)

o Первая четверть века в художественной практике – ампир.

Ампи́р (от франц. empire – империя), стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве первой трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Ампир с его стремлением к величию и грандиозности, героике и торжественности наиболее ярко выразил себя в основном в архитектуре и скульптуре. Массивные, подчёркнуто строгие архитектурные формы, военные мотивы в декоре, опора на художественное наследие Древнего Рима и Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы.

Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.

o Примеры архитектуры:

1. Кристалл палас. Д. Пакстон, 1851

2. Коссовский дворец

3. Оранжерея ботанического сада в Париже (1833, автор Руо)

Наши рекомендации