Петербург «мёртвых душ»

Своеобразный Петербург Н.В.Гоголь изобразил в «Мёртвых душах». В поэме постоянно встречается тема столицы. Вечер у губернатора напоминает столичный бал. В описании трактира автор рассуждает, как едят петербургские господа. Наиболее полно тема столицы звучит в «Повести о капитане Копейкине», где Н.В.Гоголь высмеивает петербургских чиновников и несправедливость государственных служб. История капитана Копейкина – это драма героя войны 1812 года, приехавшего в Петербург за государевой милостью. Происходящие с ним события являются примером чудовищного произвола, царящего в департаментах столицы. Центральное место в сюжете занимает описание бесконечных посещений капитаном приёмной представителя власти.

Повесть написана в форме сказа, потому и Петербург в нём – город, подобного которому нет в мире. Здесь мосты, словно черти, висят в воздухе, не касаясь земли. Шторы и гардины кусаются. Это, как говорит почтмейстер, сказочная Шахерезада. Этот Петербург, словно центр земли: здесь как будто собрались все страны мира. Ковры почтмейстер называет Персией, а не персидскими. В приёмной Копейкин боится толкнуть локтём Америку или Индию. Обедает же капитан в «Лондоне». В ресторане готовит «повар… француз эдакой,… бельё на нём голландское, фартук белизною равной снегам»[19]. Кругом всё утопает в роскоши. Повсюду какое-то ненормальное нагромождение людей и вещей. Да и самого Копейкина почтмейстер сравнивает то с совой, то с пуделем, то с чёртом. Даже швейцар здесь похож на моржа. От всего этого создаётся впечатление, что Петербург – дьявольский город, в котором начальник – полноправный правитель, хотя и существует «высшее начальство». У него в приёмной сидят не только бедные люди, вроде Копейкина, но и «эполеты» и «аксельбанты».

«Шинель» перекликается с включенной в первый том «Мёртвых душ» «Повестью о капитане Копейкине». Её герой чем-то напоминает Акакия Акакиевича, маленького человечка, погибшего по вине государства, равнодушного к судьбам простых людей. Но в отличие от Башмачкина, Копейкин нашёл в себе силы взбунтоваться против существующих порядков, избрав способом возмездия благородный разбой.

Используя яркие гротескные художественные приёмы, Н.В.Гоголь тем самым подчёркивает отсутствие реальности в городе. Всё здесь призрачно и непонятно. В «Мёртвых душах» особенно чувствуется гоголевское преувеличение и заострение внимания на проблемах российской государственности, сатирические формы изображения которых тесно переплетаются с фантастическими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. А.С.Пушкин видел в нём «гордый град Петров», Ф.М.Достоевский – проклятый город, случайно возникший над водной бездной. А.С.Пушкин одним из первых показал противоречивый облик столицы, «города пышного, города бедного». Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой даме» мы сталкиваемся с прекрасным Петербургом и городом, ставшим трагедией для бедного Евгения. Также двулик и Петербург Н.В.Гоголя: блестящий, фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана на улицах северной столицы.

Конечно, появление Петербурга Н.В.Гоголя было подготовлено Петербургом Пушкина. Однако писатель идёт дальше своего предшественника, можно сказать, что не дальше, а по другому пути: Н.В.Гоголя уже не интересует архитектурная часть портрета города. Ему больше нравится показывать бытие, «двойное» бытие. Суть гоголевского города обманчивая, как вид гражданина в сюртучке: «…всё дышит обманом». Н.В.Гоголю важно показать «исход» личности из города: нет лиц – только «усы чудные», «талии», «дамские рукава»; нет лиц – только чины и звания: «старые коллежские секретари, титулярные советники, надворные советники», нет лиц – только «быстрая совершается на нём фантасмагория в течение одного только дня».

Петербург Н.В.Гоголя показан через героев его повестей. Вся их ничтожная жизнь есть следствие влияния города на их судьбу. Петербург глазами героев Н.В.Гоголя представлен серыми и чёрно-белыми тонами, контрастными вывесками на фоне неба, тёмными мостовыми и грязноватыми домами. Читатель видит бледную Неву, тяжёлое пасмурное небо. Его пронизывает порывистый северный ветер, ему холодно и неуютно. Действительно, в изображении гоголевского Петербурга доминируют мотивы зимы и снега. Многозначная тема северного холода сочетается у автора с темой сжигающих человека гибельных страстей и страданий.

Город не только и не столько географически место действия, сколько участник этого действия, всех метаморфоз, которые только в этом городе могут иметь место. «Гнетущая проза» Петербурга – это его чиновники, это его подворотни в двух шагах от Невского проспекта. «Чарующая фантастика» - это то, что выдумано автором и подсказано ему характером самого города.

Фантазия Н.В.Гоголя весьма разнообразна и отличается страшной силой. В русской литературе трудно найти более тесное сплетение фантастического с реальным. Эти термины одинаково применимы к жизни и творчеству писателя. Фантастическое и реальное Н.В.Гоголя сливаются воедино, потому что он не просто изображает жизнь, а раскрывает всё то, что есть в самом человеке и его окружении.

Мировоззрение Н.В.Гоголя в основе своей было глубоко религиозным и не изменялось на протяжении всего творческого пути. От матери писатель унаследовал тонкую душевную организацию и склонность к мистической созерцательности. Он переживал огромный душевный кризис, его навязчиво преследовала идея Страшного суда и загробного воздаяния. Он боится приближения к действительности, таящей в себе нечто неведомо-ужасное, так как она мрачна, отвратительна, заклеймена пороками, низостью и коварством.

Все произведения писателя охвачены личными переживаниями. Он болел оттого, что видел жизнь именно так. Отсюда возникал страх, ужас, бред, одиночество и стремление бежать от всего.

Роковая трещина пролегла во взглядах Н.В.Гоголя через понятие действительности, поэтому его переживания так драматичны. Петербургское настроение писателя отражается в его письме к матери: «Я устал и душою, и телом… Никто не знает моих страданий… Я хотел бы убежать…»[20]

И это, естественно, нашло отражение в творчестве. В этом плане очень интересны изобразительные приёмы Н.В.Гоголя. Один из обычных его эффектов – нагромождение глаголов, которые усиливают и подчёркивают напряжённость действия: «купивши картины, приносил… на них кидался, рвал, разрывал, изрезывал в куски и топтал ногами»[21]; «музыка… погасала, и замирала, и опять вырывалась, визжала и гремела».[22] Так писатель передаёт своё эмоциональное состояние.

Описание города во многом представлено неодушевлёнными микрообразами. Характерно, что из многих источников света в петербургских повестях доминирует преимущественно городской фонарь, с его «капризным», «страшным» сиянием. Всю гамму его оттенков можно проследить в «Невском проспекте», где он появляется четырежды, причём каждый раз он предстаёт перед нами в совершенно новой роли. А финальный его образ откровенно связывает таинственное, призрачное начало с действием демонической силы. На мой взгляд, только Н.В.Гоголь может так фантастично вплести в развитие событий простой городской фонарь, дать ему роль своеобразного героя произведения.

Мне нравится искусное использование Н.В.Гоголем фантастики, как усилительного приёма для негативного восприятия поставленных проблем, для создания гнетущего, болезненного впечатления от затронутых им тем. Автор нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность, выводит образ за пределы вероятного.

Таким образом, гоголевский Петербург, нарисованный без внимания к его архитектурным и пейзажным красотам, погружённый в пошлую, смешную, страшную обыденность, всё же не лишён своеобразного величия. Оно проступает там, где божественное начало, вложенное в человеческую душу, борется с дьявольским наваждением. Это противоборство приводит к гибели героев петербургских повестей Н.В.Гоголя – художника Пискарёва, художника Чарткова, чиновника Поприщина, чиновника Башмачкина. Оно всё-таки освещает город ярче, чем лампы, которые на Невском проспекте зажигает сам демон.


Библиография

1. Андрей Белый «Петербург», М., 1989г.

2. Андрей Белый «Мастерство Гоголя», Москва, изд-во МАЛП, 1996г.

3. Анненкова Е.И., Билинкис Я.С. и др. «Гоголь: проблемы творчества», Межвузовский сборник научных трудов, С-П., 1992г.

4. Анциферов Н.П. «Непостижимый город», Л., 1991г.

5. Белинский В.Г. «О русской повести и повестях Гоголя» Соб. соч., т.т. I-XIII. М., изд-во АНСССР 1953-1959гг.

6. Вересаев В. «Гоголь в жизни» (систематический свод подлинных свидетельств современников), Московский рабочий, 1990г.

7. Гоголь Н.В. Соб. соч., т.т. I-VII. М., изд-во «Художественная литература», 1977г.

8. Качурин М.Г., Кудырская Г.А., Мурин Д.Н. «Санкт-Петербург в русской литературе», С-П., изд-во «Свет»., 1996г.

9. Манн Ю.В. «Поэтика Гоголя. Вариации к теме», М., «Coda», 1996г.

10. Страхова Л.Д. «Н.В.Гоголь», Москва, изд-во «Аст-Олимп», 1997г.

11. Интернет-ресурсы

[1] Анциферов Н.П. «Непостижимый город», Л., 1991г., с.91

[2] Вересаев В. «Гоголь в жизни» (систематический свод подлинных свидетельств современников), Московский рабочий, 1990г., с 142.

[3] Вересаев В. «Гоголь в жизни» (систематический свод подлинных свидетельств современников), Московский рабочий, 1990г., с 141

[4] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. I, «Ночь перед Рождеством» М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 135

[5] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. III, «Невский проспект», М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 17

[6] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. III, «Невский проспект», М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 15

[7] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. III, «Невский проспект», М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 39

[8] Белинский В.Г. «О русской повести и повестях Гоголя» Соб. соч., т. VII, М., изд-во АНСССР 1953-1959гг. с. 93

[9] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. III, «Портрет», М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 64

[10] Вересаев В. «Гоголь в жизни» (систематический свод подлинных свидетельств современников), Московский рабочий, 1990г., с 141.

[11] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. III, «Шинель», М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 133

[12] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. III, «Шинель», М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 133

[13] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. III, «Записки сумасшедшего», М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 160

[14] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. III, «Записки сумасшедшего», М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 161

[15] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. III, «Записки сумасшедшего», М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 168

[16] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. IV, «Ревизор», М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 57

[17] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. IV, «Ревизор», М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 58

[18] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. IV, «Ревизор», М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 63

[19] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. V, «Мёртвые души», М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 123

[20] Вересаев В. «Гоголь в жизни» (систематический свод подлинных свидетельств современников), Московский рабочий, 1990г., с 143.

[21] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. III, «Портрет», М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 86

[22] Гоголь Н.В. Соб. соч., т. III, «Невский проспект», М., изд-во «Художественная литература», 1977г., с. 30

Наши рекомендации