Тема 5. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург

  1. Типологические особенности культуры Петербурга первой половины XIX в.
  2. Реализация потенциала просвещения в петербургской культуре.
  3. Рождение нового типа россиянина — русского интеллигента.
  4. Место художественной культуры в пушкинском Петербурге.
  5. Проблема «Москва–Петербург» и ее обсуждение в публицистике и литературе.
  6. Оформление архитектурного ансамбля центра Петербурга. Стиль ампир в градостроении и архитектуре Петербурга первой половины XIX в.

Рассматривая первый вопрос, прежде всего, следует отметить, что в первой половине XIX века культура Петербурга достигает нового этапа в своем развитии, который оценивается как «мощный культурный подъем», «расцвет национально-самобытной и одновременно истинно европейской культуры». Объясните, чем было вызвано наступление нового этапа в истории культуры города, в чем он нашел свое выражение.

Новое культурное состояние Петербурга названо именем А. С. Пушкина. Ключ к ответу на первый вопрос — это понимание того, что творчество великого поэта стало первым большим итогом воплощения замысла Петра I. Понятие «пушкинский Петербург» обозначает определенный тип русской культуры. Расскажите, чем характеризуется этот тип. В этом вам помогут слова поэта: «Да здравствуют Музы, да здравствует разум...». Покажите, каким образом в культуре пушкинского Петербурга формировался новый тип мировоззрения — личностно-свободолюбивый и граждански ответственный, а на его основе — новый тип личности.

А. С. Пушкин впервые в своем творчестве создал целостный образ Петербурга. На основе конкретных произведений поэта («Вольность», «Евгений Онегин», «Город пышный, город бедный», «Медный всадник», «Пир Петра Первого» и др.) покажите двойственность, двуликость, противоречивость городской культуры.

При подготовке второго вопроса опирайтесь на тот факт, что идеи Просвещения, ставшие основным содержанием культурной политики правительства в XVIII веке, сохраняли свою актуальность и в пушкинское время. Реформы Александра I были направлены на дальнейшее совершенствование системы образования. Расскажите о начальном, среднем и высшем образовании, об основании новых учебных заведений в Петербурге, об их видах, о женском образовании, о роли домашнего воспитания в процессе формирования личности. Попытайтесь оценить степень доступности обучения и качественный уровень образованности петербургских жителей. Следует иметь в виду, что образование в рассматриваемое время находилось под строгим контролем государства, в задачи которого входило воспитание в подданных «нравственности, прилежного служения, усердия». Расскажите, каким образом контролировались образовательные программы. Как в этих условиях развивалась научная и философская мысль? Объясните, почему преимущественное развитие в Петербурге в этот период получили естественные и технические науки.

Популярность просветительских идей среди широких слоев населения Петербурга проявилась в активизации книгоиздательской деятельности и книготорговли, развитии журналистики и библиотечного дела. Расскажите о крупных книгоиздателях и книготорговцах Петербурга (В. Плавильщиков, И. Сленин, А. Смирдин, братья Глазуновы и др.), о мерах, предпринимаемых издателями с целью увеличения популярности печатной продукции и помощи писателям, о развитии библиотек (Императорская Публичная библиотека). Какую роль играла периодическая печать в духовной жизни Петербурга?

Отвечая на третий вопрос, расскажите об интеллигенции как социальной группе, обладающей единством нравственно-политических установок, убеждений, идеалов и высокого уровня образованности. Ответьте, почему интеллигенция как социальная группа начинает формироваться в петровскую эпоху. Расскажите, какие именно преобразования Петра I способствовали этому (следует обратить внимание на принудительное образование и привлечение к государственной службе дворянства).

Петербургская культура обладает целым рядом особенностей, которые накладывают отпечаток на жителей города. Это в равной мере относится и к интеллигенции. Расскажите о таких характерных ее чертах, как терпимость к чужому мнению и готовность к диалогу, интернациональность сознания и чуждость националистическим предрассудкам, особый строй речи и эстетическая чувствительность, а также специфическое отношение к женщине.

Первоначально интеллигенция по своей сословной принадлежности была преимущественно дворянской. Почему? Дайте характеристику дворянским интеллигентам, укажите причины появления и принципиальные отличия двух типов интеллигенции — декабристов и так называемых «лишних людей». Подумайте, кого из деятелей петербургской культуры XVIII — первой половины XIX века вы бы отнесли к интеллигенции и почему.

При подготовке ответа на четвертый вопрос, следует иметь в виду тот факт, что художественная культура играла особую роль в пушкинском Петербурге. Чем обусловлена эта роль? Обратите внимание на следующие факторы, способствовавшие развитию художественной культуры: повышенное внимание императорской власти к внешнему облику столицы, особая эстетическая чувствительность петербуржцев, развитие эстетики как философской дисциплины, стремление творческой интеллигенции через искусство выразить свое отношение к смысло-жизненным вопросам современности, гармоничность культуры в целом,. Покажите, каким образом развивались искусство и литература в условиях духовного подъема первых лет царствования Александра I и последующей за ним правительственной реакции. Почему в культуре пушкинского Петербурга литература приобретает особую значимость?

Во всех сферах искусства первая половина XIX века отмечена борьбой стилей и направлений. На смену классицизму в литературе, живописи, скульптуре, театральном и музыкальном искусстве приходит сентиментализм (выдвигавший на первый план внутренний мир человека, его чувства), романтизм (стремившийся реальной действительности противопоставить идеальную, созданную фантазией модель) и реализм (ставивший цель отражать жизнь такой, какая она есть). Покажите, в творчестве каких петербургских мастеров наиболее ярко проявились особенности этих стилей. Постарайтесь ответить на вопрос, почему пушкинское время называют «золотым веком» в истории русской художественной культуры.

При подготовке пятого вопроса обратите внимание на причины, по которым возникло противостояние Москвы и Петербурга (желание Петра I создать анти-Москву и заимствование европейских принципов градостроения, намеренный перенос столицы, развитие петербургской культуры на совершенно иных принципах). С чем связано обострение спора двух столиц в первой половине XIX века? Ответьте на вопрос, почему сторонники старорусского жизненного уклада симпатизировали Москве, а защитники петровских преобразований, почитавшие Европу как учительницу России, — Петербургу.

Затронула проблему «Москва–Петербург» и развернувшаяся в 1840–50-х годах полемика западников (А. Герцен, В. Белинский) и славянофилов (К. Аксаков, А. Хомяков, К. Леонтьев). Расскажите, в чем специфика того и другого подхода к оценке исторической роли и значимости Москвы и Петербурга в истории и культуре России.

Первая часть шестого вопроса заключается в анализе принципов градостроения первой половины XIX века, результатом осуществления которых стало окончательное оформление парадно-представительного центра Петербурга. На примере крупнейших архитектурных ансамблей (стрелка Васильевского острова, Дворцовая, Михайловская, Александринская, Сенатская площади и др.) покажите реализацию принципа ансамблевости в архитектуре города и роль государственного регулирования в этом процессе.

Вторую часть ответа посвятите анализу архитектурного стиля первой трети XIX века, который получил название высокий классицизм или «русский ампир». Охарактеризуйте особенности стиля на примере творчества Д. Кваренги, А. Воронихина, Ж. Тома де Томона, В. Стасова, А. Захарова, К. Росси.

Наши рекомендации