Глава I Реализм. Творцы реалистической живописи
Введение
В середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры (а также и литературы) мощным реалистическим движением. Начиная с 1830 г. выступления мастеров сатирической графики, во главе с Домье и пейзажистов барбизонской школы, утверждают в искусстве задачу «полного отображения своего времени» (Бальзак). Вызванный к жизни глубокими изменениями в общественной структуре после грозных июльских дней 1830 года, реализм не ограничивался простым отображением действительности, а выносил ей оценку и приговор с позиций передовых общественных сил. Родившись в боевом искусстве политической сатиры, критический реализм в живописи достигает своего полного выражения к середине столетия в творчестве Курбе, Милле и Домье. Его расцвет был связан с широким демократическим подъемом 1840-х годов, разрешившимся революцией 1848 года.
Никто из художников или критиков тех лет не мог пройти мимо проблемы реализма, даже в тех случаях, когда он не обращался к термину «реализм» и не вспоминал о мастерах, причисляемых к реалистам. Именно в эти годы сам термин «реализм» стал широко использоваться применительно к явлениям искусства и литературы.
Период, наступивший после Великой французской буржуазной революции, выдвинул новые общественные и эстетические идеалы. Это было время разлада художника с действительностью, подлинное искусство по самой своей природе оказалось несовместимым с прозаизмом буржуазного общества. Творчество прогрессивных художников развивалось в XIX веке под влиянием освободительных идей, питаемых революциями, что нашло отражение уже в живописи таких художников, как Давид и Гойя, хотя они работали в XVIII веке.
Связь искусства с жизнью становится важнейшей проблемой в искусстве XIX века. Эта тенденция ощутима и тогда, когда художники обращаются к исторической живописи и когда они передают современные сюжеты.
Цель данной работы - раскрыть тему реализма в живописи XIX века и познакомиться поближе с его основателями.
Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть истоки возникновения, основные этапы развития реалистического направления, а также познакомиться с творцами реалистической живописи XIX века и ее основателями;
2. Оценить роль развития реалистической живописи XIX века
Исходя из поставленных задач, хронологические рамки работы охватывают XIX век, начиная с его первого десятилетия и заканчивая 80-серединой 90-х годов, так как именно на это время приходится становление и развитие реалистического направления в живописи.
Глава I Реализм. Творцы реалистической живописи
Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) - термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству.
В более узком смысле термин «реализм» (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине XIX в.) в области изобразительного искусства, применяется к художественным явлениям, возникшим в XVII— XVIII вв. и достигшим полного раскрытия в критическом реализме XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственно изображению повседневной жизни людей, лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки.
Он может толковаться двояко: в самом широком смысле - как общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, «инструментальном» смысле - как творческий метод, сводимый к определенным эстетическим принципам, например:
1) типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах»;
2) показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер;
3) стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов;
4) устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.
В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический «стержень» художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он стал отождествляться либо с эпохой Возрождения (XIV-XVI века), либо с XVIII веком, когда говорят о так называемом просветительском реализме.
Наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода обычно связывают с критическим реализмом XIX столетия, пародией на который стал мифический «соцреализм».
Понимание реализма как метода в изобразительном искусстве вырабатывалось преимущественно на образцах Ренессанса и Просвещения, а как метода в литературе - на произведениях европейской, американской и русской классики XIX века. Следует, однако, отметить, что и в прошлом, и в наше время этот метод далеко не всегда предстает в «химически чистом» виде. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, «искусством» фашистского третьего рейха или номенклатурным «искусством» сталинизма.
Выступая как ведущий метод прежде всего в живописи и литературе, реализм ярко проявляет себя в связанных с ними синтетических и «технических» искусствах - театре, балете, кино, фотоискусстве и других. С меньшим основанием можно говорить о реалистическом методе в таких разновидностях творчества, как музыка, архитектура или декоративное искусство, тяготеющих к отвлеченности и условности.
В России в первой половине XIX века тенденции реализма присущи портретам К. П. Брюллова, О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. Венецианова, пейзажам С. Ф. Щедрина. Сознательное следование принципам реализма, завершившееся преодолением академической системы (академизм), присуще творчеству
А. А. Иванова, сочетавшего пристальное изучение натуры с тяготением к глубоким социально-философским обобщениям. Жанровые сцены П. А. Федотова повествуют о жизни «маленького человека» в условиях крепостнической России. Свойственный им порой обличительный пафос определяет место Федотова как родоначальника русского демократического реализма.
С 1840-х гг. процесс сложения демократической по направленности реализма шёл повсеместно. В Германии и Австрии он был предвосхищен работами мастеров бидермейера, поэтизировавшими обыденный уклад жизни простых людей. Его зарождение, во многом связанное с революционным и национально-освободительным движением, наблюдается в творчестве многих представителей романтизма (П. Михаловский в Польше, Й. Манес в Чехии и др.). Ко второй половине XIX в. демократизм реализма достигает зрелости, развившись во всём многообразии национальных и стилистических вариантов. Всем им, однако, присущи общие черты: конкретная достоверность в воспроизведении действительности, утверждение эстетической ценности народной жизни, открытая демократическая социальная направленность художественного идеала. Крупнейшим представителем демократического реализма в середине XIX в. был Г. Курбе, демонстративно назвавший свою программную выставку 1855-го года «Павильон реализма». В разной степени и в разнообразных художественных манерах он проявился в работах Ж. Ф. Милле, Э. Мане и О. Родена во Франции, К. Менье в Бельгии, А, Менцеля и В. Лейбля в Германии, М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, У. Хомера и Т. Эйкинса в США и др. Важнейшие завоевания в реалистической передаче живой природы, утверждение художественной ценности динамичной повседневной жизни города свойственны творчеству французских импрессионистов (К. Моне,
О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей).
Утверждение реализма в русском искусстве второй половины XIX в. неразрывно связано с подъёмом демократической общественной мысли. Пристальное изучение натуры, глубокий интерес к жизни и судьбе народа сочетаются здесь с обличением буржуазно-крепостнического строя. Блестящая плеяда мастеров-реалистов последней трети XIX в. объединилась в группу передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Ге, И. И. Шишкин А. К. Саврасов, И. И. Левитан и др.), окончательно утвердивших позиции реализма в бытовом и историческом жанрах, портрете и пейзаже.
В конце XIX —начале XX вв. традиции критического реализма развивались в творчестве выдающихся мастеров, сохранявших связи с демократическим движением (Т. Стейнлен во Франции, М. Либерман, К. Кольвиц в Германии, И. Исраэлс в Нидерландах, Ф. Брэнгвин в Великобритании, и др.). В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А.Касаткина и др.). В советском искусстве эти традиции стали одним из источников формирования социалистического реализма. Реалистические тенденции в искусстве XX в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений и средств художественной выразительности, о чём свидетельствует искусство таких различных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Р. Кент, А. Рефрежье в США, А. Фужерон и Б. Таслицкий во Франции, Р. Гуттузо, Дж. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др.).