Доминирующим керамическим изделием XVI века была майолика. Так называют керамические изделия из обожженной цветной глины, покрытые глазурью. Их гладкая поверхность очень хорошо подходила для росписи. Орнамент на такую посуду наносился обычно синим кобальтом. В качестве мотива при этом использовались геральдические изображения, павлиньи перья, портреты в круглых рамках. В более поздний период на керамику наносились орнаменты, состоящие из элементов, заимствованных из римских монет и медалей.
Первая итальянская майолика относится к эпохе Раннего Возрождения, периоду Кваттроченто.
К этому периоду относятся работы выдающего керамиста Луки Делла Роббиа. Он был первым в своей династии художников, начавший успешно использовать искусство полихромного глазурования терракоты.
В классическом понимании, майолика — это терракотовая керамика, покрытая глазурью с оксидом олова. Методика Делла Роббиа предполагала добавление в глазурь не только оксида олова, но и оксидов других металлов, что расширяло гамму цветов и эффектов.
Поскольку Делла Роббиа был одновременно скульптором и ювелиром, то он начал создавать терракотовые рельефы, которые затем покрывал своей новой глазурью.
Учитывая повышенную стойкость этого покрытия и наличие в нем металлического блеска, "люстр",майолика работы Делла Роббиа стала использоваться не только в интерьерах, но и на фасадах зданий, а также в полутемных помещениях.
Склеп Беноццо Federighi (1454-1457) Делла Робиа | |
Мадонна в храме Орсанмикеле_Лукка_делла_Робиа | |
Металлические блестки в глазури таким образом преломляли свет, что даже малого его количества было достаточно, чтобы скульптура начинала «светиться» в полумраке.
Керамическая мастерская Делла Роббиа стала семейным предприятием и после смерти Луки его дело унаследовал его племянник, Андреа Делла Роббиа, который расширил палитру майоликовых глазурей.
Мастерская Андреа и Джованни делла Роббиа, Мадонна с младенцем, Лувр | |
При нем предприятие стало выпускать копии наиболее популярных керамических композиций, которые поставлялись во многие страны Европы. Было организовано производство архитектурных деталей с использованием пресс-форм.
Работы семейства Делла Роббиа были первым и очень успешным симбиозом живописи и скульптуры. Их произведения, такие, как рафинированные Мадонны, портреты и бюсты, сюжетные композиции, сравнимы по красоте и выразительной силе с произведениями крупных художников эпохи Возрождения — Донателло, Верроккьо, Филиппо Липпи.
Между тем, итальянское Возрождение вступило в период Чинквеченто — период Высокого и Позднего Возрождения, когда работают и творят великие Леонардо да Винчи, Микеланджело и Тициан. Итальянская майолика этого периода вполне соответствует выдающимся мастерам своего времени.
Франческо Ксанто Авелли До Ровиго — художник, о котором мало, что известно, кроме того, что он создавал совершенно уникальную майоликовую живопись и принимал участие в создании первого профсоюза керамистов в Италии.
Он подписывал свои работы аббревиатурой FXAR и все они датируются периодом с 1530 по 1540 год. Более ранние работы художника, которые по ряду признаков можно отнести к его творчеству, никак не идентифицированы и причины, почему он стал в какой-то момент подписывать свои работы, достоверно неизвестны.
Работа Франческо Ксанто Авелли До Ровиго | |
Возможно, это как-то связано с его участием в профсоюзном движении, почему он начал испытывать проблемы с трудоустройством и вынужден был начать работать самостоятельно. После 1542 года о нем неизвестно ничего.
Никола да Урбино первым ввел в майолику новый стиль «istoriato». Стиль повторяет традиции живописи того периода и характерен подробным изображением на керамике одной сцены, как правило, имеющей библейский или светский сюжет.
Керамические картины Николы часто изображают сцены из средневековых романов или античных классиков. Например, он иллюстрирует на керамике «Метаморфозы» Овидия. Однако, он не просто копирует черно-белые рисунки книжной графики, он преобразует их так, что они наполняются пластичностью, жизненной силой и движением.
Керамические тарелки Николы да Урбино | |
Позже он переходит от книжной графики к живописи по композициям Рафаэля.
"Рафаэль от майолики, создавший классический стиль Высокого Возрождения в керамике", — так называет Николу да Урбино профессор искусствовед эпохи Возрождения Оксфордского университета Тимоти Хью Уилсон.
Нельзя не упомянуть художников из Фаэнцы, работавших в стиле «istoriato», среди которых особенно выделялся Бальдассар Манара, использовавший посуду в качестве холста для своих работ, часто с придуманными сюжетами, напоминающими картины живописцев.
Работа Бальдассара Манара | |
Следует отметить, что Фаэнца по сей день является центром по производству майолики и именно этот город дал имя «фаянсу» — керамике из каолиновой глины, родственной фарфору, активно завозимой итальянскими купцами в средневековую Европу из Фаэнцы.
Традиции иллюстрирования литературных произведений на керамике продолжает еще один художник из Деруто — Джакомо Манчини Эль Фрате. Он также работает в стиле «istoriato» и пишет много майоликовых картин по Овидию и на библейские сюжеты на посуде.
Работа Джакомо Манчини Эль Фрате | |
И конечно, нельзя не рассказать о Киприано ди Микеле Пикопассо — выдающегося керамиста, создавшего литературный труд «Три книги искусства гончара», который является кладезем информации по технике майолики — от выбора глины, ее подготовки, усовершенствования и формирования тела изделия до составов глазури и получения нужных цветов.
«Три книги искусства гончара», Киприано ди Микеле Пикопассо | |
Трактат написан в 1548 году из практического опыта мастерской Пикопассо по просьбе кардинала Франсуа де Турнона, который, вероятно, планировал воспользоваться им для улучшения качества французского фаянса.
Однако, впервые он был опубликован только в 1857 году, пролежав 300 с лишним лет невостребованным. Этот труд считается наиболее важным документальным источником технологии керамики эпохи Возрождения.
Именно в нем нашли первое упоминание рецепта «неаполитанской желтой» глазури, которая называется в трактате «zalulino».
Ее изобретение относится к 1547 году и для ее получения «необходимо нагреть смесь свинца, сурьмы, винных дрожжей и соли».
Рукопись обогащена рисунками типичных декоративных мотивов того периода. Трактат был приобретен библиотекой Музея Виктории и Альберта и переиздан с фотографиями в виде репринта.
Иллюстрация токарного станка и таблицы керамики | |
Иллюстрация технологии люстрирования | |
Иллюстрация первого обжига | |
Часовня кардинала Португалии | |
Большая ваза-албарелло с изображением Обращения Св. Павла Франческо Антонио Груэ | |
Аптекарская ваза-албарелло с бюстом мужчины в профиль | |
Кувшин. Итальянская майолика | |
Декоративная статуэтка. Майолика | |
Видео по итальянской майолике:
http://vk.com/video56523513_163175853
http://vk.com/video216563010_169459533