Чем гамма отличается от колорита


Гамма

ГА́ММА (лат. от греч. gamma) — в теории музыки — звукоряд, восходящая или нисходящая последовательность звуков, различающихся по высоте от основного тона. Такая последовательность создает эффект движения. Звукоряд темперированный(строго разделенный равными интервалами) по полутонам называется хроматическойгаммой. Слово "гамма" происходит от наименования греческой буквы "g", применявшейся в нотации западноевропейского Средневековья для обозначения самого низкого звука (начальной ступени восходящего звукоряда). В изобразительном искусстве восприятие цвета в общих чертах аналогично восприятию звука в музыке (см.колористика). Отсюда происходят понятие хроматической (от греч. слова chroma — "цвет"; окрашенной, расцвеченной) гаммы в музыке и определение гаммы в живописи(см. символика звуков; символика цветов). В изобразительном и декоративном искусстве гаммой называют целостность хроматических тонов, создаваемую посредством выделения одного какого-либо тона в качестве основного, доминирующего, частично проникающего в другие цвета. Поэтому гаммы так и различаются: холодная, теплая,серебристая, красная, голубая. Ахроматические (черно-белые) тона не создают гаммы, поскольку в их сочетаниях отсутствуют тепло-холодные отношения. В ахроматике можно говорить только о светлоте, контрастных или нюансированных, сближенных тональностях, валёрах. Цветовая гамма, как формальная целостность, несет в себе нехудожественную, а только эстетическую ценность и может служить средствомгармонизации цветового строя — колорита художественного произведения. Поэтому гамма есть непременное свойство, атрибут гармонии, а колорит — элемент композиции.

Колорит — композицияцвета, хроматический строй, согласованность цветов (тонов хроматического ряда)художественного произведения (сравн. архитектоника). В отличие от эстетическойценности цветовых сочетаний — гаммы, гармонии тонов, — колорит выражает художественный смысл цветового решения произведения искусства. В каждом отдельном случае это решение уникально и неповторимо, хотя основывается на простых закономерностях. Качество колорита (художественной целостности цветовых тонов) устанавливается нахождением эквивалента цветового строя произведения и имеющихся в распоряжении художника материалов — красок с их физическими и химическими свойствами: яркостью, насыщенностью, светлотностью, тепло-холодностью, кроющей способностью (см. пастозная техника). Благодаря такой возможности, пользуясь небольшим количеством красок (достаточно трех, соответствующих основным тонамспектра: красной, желтой и синей), светосила которых намного слабее природных тонов, опытный мастер может создать цветовой строй, превосходящий натуральный по выразительности (см. отношения). Чтобы достичь такой выразительности, используется принцип цветовой доминанты. Подобной доминантой, в зависимости от творческогозамысла художника, может стать любой тон хроматического ряда, определяющий также особенности тепло-холодных отношений тонов в данной композиции. Эта колористическая особенность обычно определяется словами: теплый колорит,золотистый, розоватый или, напротив, — холодный, голубой, серебристый,перламутровый... (см. филиация цвета). Сила воздействия цветового строя произведения характеризуется понятиями: красочность, звучность. Ясно, что полнее всего колористические свойства композиции проявляются в живописи, но они имеют важное значение и в других видах искусства — в цветной графике, архитектуре, декоративном иприкладном искусстве. Каждый художник предпочитает те или иные тона, у него есть любимые краски. Индивидуальный подход мастера к решению колористических задач иносказательно именуют палитрой художника. Мастеров, уделяющих особенное внимание тонкостям цветовых отношений, называют колористами. Свойства красок отличаются от особенностей цвета в природе. Краски находятся в ведении техники живописи или росписи; особенности восприятия цвета изучает специальная наука — колористка. Первый раздел колористики — колориметрия (от лат. color — "цвет" и греч. metreo — "измеряю"). В нем исследуются способы измерения и сопоставления качественных характеристик цвета: насыщенности, светлотности, яркости. В колористике изучаются взаимодействия основных и производных тонов (см. дополнительные цвета;хроматическая гамма; темперация). В различных исторических типах искусства, художественных направлениях, стилях, школах колорит понимался по-разному. Иногда живопись приближается к светописи (см. гризайль; светотень). В иных случаях выявление объема, массы, фактуры изображаемых предметов и их пространственныхотношений достигается одновременно средствами тональной (ахроматической)моделировки, контрастов и нюансов хроматической гаммы. Тогда говорят о сложной колористической структуре художественного произведения (см. валёр; полихромия). Вдекоративных росписях, в отличие от искусства живописи, чаще используютсялокальные отношения тонов, по этой причине понятие колорита сближается с понятием гаммы.



Наши рекомендации