Анализ стихотворения Б. Пастернака «Девочка»
(школа № 26)
Это одно из стихотворений, которые, на мой взгляд, предполагают множество толкований. Сразу даже сложно сказать, о чем оно. С первого взгляда - действительно, о ветке, которая, раскачиваемая ветром, влетела в открытое окно и отразилась в зеркале. При этом остальной сад «застлан» ею, то есть в зеркале почти не виден. Но когда ее, маленькую, настоящую, ломают и подносят к трюмо, - она теряет свое очарование, на наших глазах блекнет, мельчает и «засыпает». Тут можно сказать и о взаимоотношениях человека и природы: все, что идет от человека, - насильственное, это «тюремная людская дрема», которая уничтожает очарование природы.
Но взглянув на название стихотворения, мы вскрываем другой пласт смысла - трагедию «сломанного» человека. Первоначально, думаю, толчок к написанию стихотворения был таким: автор, действительно, увидел девочку, качающуюся на качелях, бегающую по саду, свободную и равную по силе и значимости всему окружающему миру. Но потом она зашла в дом, - тихая, дисциплинированная, покорная общему распорядку, - как сломанная ветка. Трюмо здесь, скорее всего, олицетворяет ненатуральный мир, зеркальный, отраженный. Когда жизнь-«ветка» далека от него, она так же сильна, как и он, даже противостоит ему: «…характером - сестра, второе трюмо». Но когда «ветка» сломана, поставлена прямо к «раме трюмо», она кажется маленькой, незначительной и только гадает: «Кто это глаза мне рюмит тюремной людской дремой?»
Теперь взглянем на эпиграф стихотворения и обнаружим еще один пласт его смысла. Может быть, трюмо - тот самый «утес-великан», большой, одинокий, а ветка - тучка? Но здесь тот же «сюжет» в другой версии: тучка улетела, а ветка осталась. Меня этот эпиграф заставляет переосмыслить и Лермонтовское стихотворение: интересно, что было бы, если бы тучка осталась «на груди утеса-великана», - может, погасла бы, как ветка.
Следующий смысловой уровень мы можем увидеть, обратившись к другим стихотворениям Пастернака из этого же цикла. Стихотворения «Плачущий сад» и «Зеркало» явно связаны с «Девочкой» и раскрывают образы сада и трюмо полнее и ярче.
«Плачущий сад», я думаю, тоже похож на девочку, хотя бы потому, что мнет «ветку… как кружевце». С другой стороны, это стихотворение об одиночестве, сад «один на свете», «тишь и листок не шелохнется». Мне кажется, что сад - это и сам автор, одинокий и «плачущий». А исходя из этого можно и «Девочку» воспринять как автобиографическое стихотворение: Пастернак отождествляет себя и с садом, и с веткой - его частью: ведь ветка - его «сестра», может быть, вторая часть натуры.
Стихотворение «Зеркало» - тоже помогает «расшифровать» «Девочку»: «Огромный сад тормошится в зале, в трюмо - и не бьет стекла». Наверное, не только сад, но и зеркало, которое невозможно разбить, - также сам автор. Вообще, тема зеркала, зазеркалья - распространенная тема русской, да и мировой литературы. Тема сада, богатства природы, силы природной стихии - тоже. О любом из этих трех стихотворений можно говорить почти бесконечно…
Содержание
Введение. 3
Психология восприятия искусства как основа обучения анализу текста. 5
Составление алгоритма анализа. 7
Алгоритм анализа поэтического текста. 13
Часть I. Поэзия 19 века. 16
1. Пейзаж души. 16
2. А.С. Пушкин: от «вольных птиц» к «вольной вышине». 20
3. Два художественных мира. 23
4. «Одиночество» и «свобода» в поэзии М.Ю. Лермонтова. 25
5. «Пылающая бездна» поэзии Ф.И. Тютчева. 32
6.«Пылающая бездна» и дружный «хор светил». 37
7. Гармония и красота бытия в поэзии А. Фета. 39
Часть II. Поэзия 20 века. 49
1. Образ Родины в поэзии С. Есенина. 49
2. В глубины смыслов Б. Пастернака. 54
3.«Вольная птица» ассоциаций. 59
Заключение. 62
Литература. 63
Приложение 1. 64
Приложение 2. 69
Приложение 3. 73
[1] Рез З.Я. Изучение лирики в школе. М., 1968. С. 8.
[2] Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. С. 156-158. В дальнейшем цитируется данное издание с указанием страниц в тексте.
[3] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. С. 13-14.
[4] Следует иметь в виду, что слово «злачная» сегодня вызывает несколько иные ассоциации, чем во времена Пушкина (вспомним «злачные места»), следовательно, при анализе данного текста нужно «восстановить» исторический, «первозданный» смысл этого слова: «плодородный, обильный злаками и пастбищами» (см. словарь Д.Ушакова).
[5] См.: Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. М., 1974. С. 323-331.
[6] Саади. Гулистан. М., 1957. С. 38. Выделено нами - С.К.
[7] Они могут войти в программы углубленного изучения литературы или факультативного курса «Учимся понимать поэзию».
[8] См.: Г. Гуковский. Пушкин и русские романтики. Саратов, 1946. Наш анализ стихотворения «Вечер» опирается на это исследование Г. Гуковского.
[9] Здесь, кстати, обратившись к содержанию предмета «русский язык», можно показать ребятам, какую роль в художественном тексте может сыграть одна-единственная частица, - как меняет она весь настрой стиха.
[10] Может быть, даже «Выхожу один я на дорогу…» в этом контексте должно быть прочитано несколько иначе, чем это принято традиционно: один, но не одинок, а наконец-то свободен, вписан в мировую гармонию, где «звезда с звездою говорит».
[11] Этот яркий эпитет позволяет наглядно продемонстрировать детям развитие русского языка: в первой трети 19 века слово «безответный» еще не утеряло своего прямого смысла – «без ответа», «не дающий ответа, отзыва, вести» (см. «Толковый словарь В.Даля), то есть не желающий дать ответ на оклик или вопрос; в то время как в наши дни оно означает – «неспособный возражать, прекословить», «безгласный» (см. «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.И. Ушакова).
[12] Можно предложить детям самим найти аналогичные по содержанию и по образному решению стихотворения - такие, как «День и ночь», «Святая ночь на небосклон взошла…», «О чем ты воешь, ветр ночной…» и многие другие.
[13] См.: Благой Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета: М., 1975.
[14] Обратим внимание детей на то, что в 19 веке существовало выражение не только «твердь земная», но и «твердь небесная», что «лицом ко тверди» означает здесь лицом к небу (см. Толковый словарь русского языка Н.Д. Ушакова).
[15] Заметим, что импрессионизм Фета, изображение мира в отдельных словесных «мазках» и деталях, а также музыкальность, мелодичность его стиха позволяют активно и плодотворно использовать возможности интегрированного обучения, привлекать к анализу его стихов произведения живописи и музыки. См. об этом: Берченко Т.В. Трепет жизни. Импрессионизм в лирике Фета //Русская словесность. 1998. № 2.
[16] Интересно после завершения анализа предложить ученикам дополнить записанный ими рассказ - степень полноты первоначального и окончательного текста может послужить материалом для диагностики эстетического развития каждого.
[17] Проблемы, не затронутые в пособии, так же, как и не проанализированные тексты, рассматриваются на авторских курсах в НРЦРО.