Раздел 5. Цели, задачи и приоритетные направления развития культуры в Свердловской области
Выход культуры Свердловской области на новые стратегические направления развития в качестве субъекта социально-экономического развития обуславливает формирование стратегической цели, выбор которой обусловлен общими целями социально-экономического развития Свердловской области, а также результатами анализа сложившихся тенденций в сфере культуры области в предыдущие годы.
Стратегическая цель:повышение качества жизни всех членов общества через создание благоприятных условий для доступа к культурным ценностям и творческой реализации, развитие культурного и духовного потенциала населения, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития региона
Для достижения намеченной цели необходимо создать условия и стимулы для успешного развития культуры, повышения ее роли в социально-экономическом развитии Свердловской области, в улучшении качества жизни населения посредством решения комплекса задач в рамках выбранных приоритетных направлений развития сферы культуры.
Приоритетными направлениями и задачами развития культуры в Свердловской области на период до 2020 года являются:
1) обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации: сохранение и эффективное использование памятников истории и культуры, сохранение традиционной народной культуры как основы самобытности области, создание благоприятных условий для широкого доступа граждан к информации и знаниям.
В рамках данного направления необходимо решение следующих задач:
развитие комфортной культурной среды региона для формирования гражданской гордости, чувства принадлежности к местному сообществу;
охрана, эффективное использование и популяризация памятников истории и культуры, сохранение традиционной народной культуры как основы самобытности области, своеобразия исторических городов и территорий области, содействие восстановлению их уникального историко-архитектурного облика;
модернизация сферы культуры на основе продвижения информационных технологий, открывающих доступ к ценностям культуры для жителей малых городов и сельской местности;
развитие информационных ресурсов учреждений культуры и их интеграция в общероссийские и мировые базы данных;
освоение передового опыта продвижения культурного продукта и платных услуг;
развитие вне стационарных и дистанционных форм обслуживания;
2) создание условий для творческой самореализации населения: развитие сети учреждений культуры и искусства, повышение их кадрового потенциала, усиление материально-технической базы и дальнейшее развитие инфраструктуры культуры, развитие самодеятельного творчества и совершенствование культурно-досуговой деятельности, сохранение и развитие непрерывной системы художественного образования.
В рамках данного направления необходимо решение следующих задач:
вовлечение населения в интенсивную культурную жизнь региона, приобщение жителей к эталонам и ценностям искусства, преодоление культурного нигилизма;
поддержка новаторских, экспериментальных направлений в искусстве и самодеятельном творчестве;
совершенствование нормативной правовой базы в сфере культуры;
внедрение новых финансовых механизмов, устанавливающих зависимость между ресурсным обеспечением, качеством и объемом предоставляемых населению услуг;
развитие программно-целевого финансирования на региональном и муниципальном уровнях;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
формирование корпуса современных менеджеров – руководителей учреждений культуры и творческих коллективов, способных обеспечить высокое качество услуг и культурных проектов;
совершенствование системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов в сфере культуры;
проведение исследований, мониторинга в сфере культуры, выработка рекомендаций по инструментам экономического стимулирования и государственных гарантий в сфере культуры, формированию благоприятного инвестиционного климата;
3) укрепление единого культурного пространства области, развитие культурного обмена: продвижение региональных культурных продуктов на российский и мировой культурные рынки.
В рамках данного направления необходимо решить следующие задачи:
использование развитой сети учреждений культуры области для повышения доступности культурных услуг, особенно в сельских территориях;
объединение усилий государственных и муниципальных учреждений культуры для реализации целевых программ с измеримыми результатами и учетом прямых и косвенных социальных последствий;
содействие фестивальному движению в профессиональном искусстве и самодеятельном творчестве Свердловской области, развитие межрегионального и международного сотрудничества;
объединение усилий государственного, частного и некоммерческого секторов при формировании кластеров (систем) культурных индустрий и туризма;
продвижение локальных культурных брендов территорий Свердловской области на российский и международный уровень, формирование системы информационной поддержки проектов в сфере культуры;
разработка и внедрение механизмов и приемов участия общественности в управлении культурным процессом.
В процессе решения вышеперечисленных задач планируется поэтапно достичь следующих результатов:
Первый этап: 2011- 2015 годы:
1) формирование полноценной инфраструктуры отрасли, соответствующей реалиям нового времени, внедрение современных информационных технологий в культурную деятельность;
2) повышение многообразия и богатства творческих процессов в пространстве культуры области;
3) сохранение и популяризация культурно-исторического наследия;
4) модернизация культурного обслуживания жителей села при сохранении историко-культурной среды территорий–мест формирования традиционной культуры;
5) повышение доступности культурных услуг для всех категорий и групп населения, в том числе путем развития вне стационарных форм культурного обслуживания населения, внедрения дистанционных и инновационных культурных услуг;
6) оптимизация сети бюджетных учреждений культуры;
7) формирование новой парадигмы мышления всех субъектов культурной деятельности в условиях рыночной экономики;
8) расширение участия не бюджетного сектора культуры в реализации государственной культурной политики;
9) создание системы широкой информированности населения о культурной жизни области и установление устойчивой обратной связи;
10) расширение участия населения в культурной жизни;
11) развитие партнерской сети;
12) поддержка инновационной активности кадров;
13) сближение уровней оплаты труда работников культуры с оплатой труда в сфере промышленного производства;
14) укрепление позиций культуры Свердловской области в стране и за рубежом;
15) повышение эффективности управления отраслью.
Второй этап: 2016-2020 годы:
1) сохранение уникальных ресурсов культуры Свердловской области и их развитие с учетом традиционных особенностей и типовых черт;
2) эффективное сочетание традиций и новаторства;
3) внедрение и использование научных достижений, позволяющих эффективно осуществлять ресурсопотребление;
4) развитие предпринимательства в сфере культуры на основе поддержки и развития новых конкурентоспособных видов творческой деятельности;
5) вовлечение традиционных культурных институтов в современную систему творчества и коммуникаций;
6) создание единого культурного и информационного пространства области;
7) повышение уровня самоорганизации культурной жизни;
8) обеспечение доступности и качества культурных услуг для всех категорий и групп населения области;
9) становление культуры как области экономики.