Раннехристианское искусство катакомб
Катакомбное искусство — один из самых основных аспектов раннехристианского искусства, росписи раннехристианских катакомб, в основном катакомб Рима.Катакомбы появляются в городах Апеннинского полуострова и Северной Африки начиная со II в. н. э. Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений. Так, например римские собственники земель устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцевПо мнению ряда исследователей катакомбы «никогда не использовались в качестве места для собраний или убежища христиан для преследований: это были частные кладбища, охраняемые кладбищенскими законами Древнего Рима»[2]. При этом в «Апостольских постановлениях» (ок. V века) содержится прямое указание на встречи ранних христиан в катакомбах: «…без наблюдения собирайтесь в усыпальницах[3], совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе. И вместообразную приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах…».[4] Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!».Катакомбы в период II—IV веков использовались христианами и для осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами[6]. Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры (лат. Fossorius, Fossorii).
Они представляют собой разветвленную, запутанную сеть подземных ходов, которые проделаны прямо в туфе и лишь изредка дополненны каменными сооружениями (обычно используются как подпорки). Особое распространение катакомбы получают в Риме. Здесь их протяженность составляет более 100 км. Катакомбы имели множество ответвлений, зачастую образовывающих сложную сеть галерей, идущих друг над другом.
В стенах устраивались многоярусные ниши для братских захоронений. После погребения тела ниша запечатывалась плитой из камня или обожженой глиной с надписью, фигурным изображением (процарапанным по штукатурке или нанесенным краской).
Кроме галерей в катакомбах встречаются просторные помещения — кубикулы, служившие фамильными склепами богатых семей. Они располагались изолированно, или друг возле друга, часто подпирались стенами, которые придавали им архитектурную законченность — вид крипты или небольшой базилики. В кубикулах тело помещалось обычно в выемках, которые облицовывались каменными или керамическими плитками (solia), поверх которых проходила арка (arcosolium), также выдолбленная в туфе и украшенная росписью. Часто использовались и саркофаги, украшенные рельефами.
В катакомбах архитектурные формы и фигурные украшения не преследовали по-настоящему эстетических целей. Планировка, размещение опор, общее архитектурное решение зависели исключительно от практических задач. Изображения же имели по преимуществу религиозный или поминальный характер — своего рода молитвы о спасении души, плач по усопшему. Декоративные элементы были просто знаками любви или признательности — словно цветы на надгробии. Саркофаги же изготавливались в обычных мастерских массово, и не являются специфически христианскими изделиями.
Христианская базилика
базилика, основной тип храма в странах римско-католической христианской традиции, представляет пример такой архитектурно-культурной константы, «положительное» знание о которой — ее происхождении, причинах неизменности ее типа, роли в культуре, недостаточно «вербализовано» внутри ее культурной традиции. Как следствие, недостаточное понимание христианской базилики внутри самой римско-католической традиции влечет за собой непонимание смысла заимствования базилики в другие традиции (для России это единственная «правильная» базилика — Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге, постройка которого была частью идеологической программы царствования Екатерины II).
Базилика появилась на рубеже III-IV вв. в христианской среде, как раз тогда, когда происходило формирование новой, христианской культурной традиции. Передатчиком и генератором этой культурной традиции была литература интертестаментарного периода (II в. до н. э. - II в. н. э.), которая трансформировала мессианские ветхозаветные идеи в новые формы и обеспечила преемственность между Вегхим и Новым Заветами. Разрыв в христианской культуре до правления императора Константина (305 (324)—337) и последующего времени, когда христианство стало законной религией, не имеет достаточно полного научного объяснения и ощущается как «скачок» от одного идейно-материального культурного комплекса к другому. С одной стороны, мы имеем приблизительно однородное поле идей преимущественно эсхатологической литературы, но, с другой стороны, с начала IV в. эта литература быстро отходит на второй план, не попадает в церковный канон. Можно предположить, что на рубеже III—IV вв. происходит некая идейная трансформация. Поскольку нет прямых письменных указаний, каким образом проходили эти процессы, следует искать их отражение в других источниках, поэтому внимание к тому новому, что появилось у хри-с гиан в Константинову эпоху — прежде всего, архитектуре — является естественным и оправданным.
История изучения христианской базилики двойственна: наука исследовала ее как архитектурный памятник, а внутрикультурная рефлексия средневековья, в которой участвовали богословы, философы, гуманисты, политические деятели, — как неизменный и идеальный тип храма. Вопрос о происхождении христианской базилики был заново поставлен Бельгийской королевской Академией наук в 1846 г.: Академия объявила конкурс на исследование истоков «древнехристианского храма», то есть базилики.