Основные ценности ислама

Первая, наиважнейшая ценность в исламе - религия.

Религия, как известно, есть одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

Второй ценностью ислама является жизнь. В исламе жизнь воспринимается как Божий дар, как самая ценная из всего того, чем наделил Бог всякое живое существо. Дарование жизни и отнятие ее - исключительная привилегия Бога Мусульманин никогда не должен забывать о том, что жизнь - Божий дар, и для мусульманина считается священной обязанностью жить настоящей жизнью и всегда быть готовым вернуть ее назад с легкой совестью по первому требованию Бога.

Ислам и искусство

Возникнув в условиях фольклорной становящейся культуры арабских племен, в условиях сложной социальной борьбы, ислам в первую очередь стремился сформулировать основные социальные принципы, вокруг которых можно было бы объединить всех мусульман. Поэтому ранний ислам очень мало уделял внимания проблемам культуры и искусства. Лишь значительно позже, в основном с развитием мусульманской архитектуры, были выработаны такие эстетические понятия – символы, как:

1) «джамал» - божественная совершенная красота – это купол мечети;

2) «джадал» - божественное величие – это минареты;

3) «сифат» - божественное имя – письмена на внешних стенах мечети.

В свою очередь, представления и обрядность формировали и эмоциональный мир правоверного мусульманина, его настроения и чувства, из которых ислам стремился изъять все антропоморфное и наглядно-природное. В структуре мусульманской веры абсолютно отсутствовали какие-либо элементы, напоминающие человеку о красоте «бренного» мира, о его собственной красоте и совершенстве. Общая мировоззренческая концепции ислама – борьба против изображения мира и человека. Коль скоро мир реальный, земной не должен быть изображением как не имеющий первостепенной ценности, а человек – часть этого мира, то и человек не имеет этой ценности, он не вершина творения, он всего лишь муслим, покорный раб земных царей и послушное орудие в руках всесильного Аллаха. Поэтому, слову в исламе придавалось большое значение, нежели живописи и скульптуре.

В официальной поэзии влияние ислама было явным и наглядным, в лирической – как мироощущение, для которого была характерна идея религиозного предопределения. Важнейшим принципом функционирования искусства слова в исламе стала арабская каллиграфия, скрепившая все элементы мусульманской культуры. Само каллиграфическое письмо приобрело важное эстетическое и эмоциональное значение, выражающее эстетическое восприятие письма в глубоко прочувствованных эмоциональных терминах. Письмо сравнивалось с объектами красоты и эмоциональной привлекательности, такими как драгоценности, цветы, сады и ткани. Сфера более интимных переживаний затрагивается, когда красивый почерк описывают как приносящий радость сердцу и удовольствие глазу или когда сравнение основано на чувстве обоняния, столь утонченном на Востоке, особенно в любовной лирике сравнение телесных черт с буквами превратилось в стандартный компонент поэтической образности. Более того, и каллиграфия и искусство слова в целом вышли за рамки строгой догматики ислама в мире человеческих чувств и человеческой жизни. Человек в искусстве ислама живет скорее не как конкретный образ, а как эмоциональный мир, как настроение, как музыка ритмов и узоров. Музыка, в особенности инструментальная, была принята исламом как искусство, вполне соответствующее его религиозно-философской концепции.

В особенно сложной ситуации ислам оказался в условиях современной культурной жизни. Например, развитие кинематографа и его проникновение в мусульманские страны поставило перед ним ряд проблем. Так, в Йемене до 1962 г. под страхом смертной казни было запрещено посещение кинотеатров, в Саудовской Аравии до наших дней существует запрет на строительство кинотеатров, прокат и производство фильмов. В Египте, где художественное кино возникло в 20-х гг., нельзя ставить фильмы об основателе ислама Мухаммеде, его родственниках и праведных халифах. Пресекаются всячески попытки создать игровые фильмы из жизни Мухаммеда и о раннем исламе.

Эти процессы говорят о том, что искусство (даже его современные виды) необходимы исламу и сегодня. От столкновения двух феноменов возникает нечто новое.

Арабская культура

Уже в Раннее Средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и клеймивший врагов. Поэт пользовался ритмизованной прозой, ритмов было множество. Полагают, что они родились в верблюжьем седле, когда бедуин пел в пути, приноравливаясь к ходу своего «корабля пустыни».

Литература

В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. В VIII—X вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника «Хамаса» («Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов. В X в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани была составлена многотомная антология «Китаб ал-Агани» («Книга песен»), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения о композиторах, исполнителях.

Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.

Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения.

Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747—762 — между 813—815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность. он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов.

Абу ль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище - «не знающий чувства меры».

Жизнь Аль-Мутанабби прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолюбив и горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то ссорился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни и пословицы.

Творчество Абу-ль-Ала аль Маари (973—1057/58) из Сирии считают вершиной арабской средневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза сложной и пестрой культуры арабо-мусульманской истории. Известно, что в четырехлетнем возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему Коран, богословие, мусульманские право, староарабские предания и современную поэзию. Он знал также греческую философию, математику, астрономию, в юности много путешествовал, и в его стихах чувствуется колоссальная эрудиция. Он был искателем истины и справедливости, и в его лирике есть несколько отчетливо доминирующих тем: тайна жизни и смерти, порочность человека и общества, присутствие в мире зла и страдания, что было, по его мнению, неизбежным законом бытия (книга лирики «Обязательность необязательного», «Послание о прощении», «Послание об ангелах»). В X—XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был - дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.

Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048—1122), персидскому поэту, ученому, его стихи — философские, гедонические и вольнодумные рубаи.

В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII—IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг. Основные научные достижения арабских ученых относятся, таким образом, ко времени Раннего Средневековья.

Наши рекомендации