Основные выразительные средства в музыке
Идейное эмоциональное содержание музыкального произведения композитора передаётся с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, темпа, ритма, гармонии. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, которыми пользуется балетмейстер.
Главная задача – единства образа слышимого и видимого.
I.
Мелодия (от греческого пение, напев) – это одноголосное выражение музыкальной мысли, это основа музыки и в ней в первую очередь выражается замысел композитора. Она представляет собой одноголосную последовательность музыкальных звуков, находящихся в определённом соотношении по высоте и имеющих определённый темп и ритм.
Мелодия сама самостоятельна в отличие от других выразительных средств, способна воплощать определённые мысли и эмоции, передавать настроение. Мелодия всегда несёт в себе художественный образ. У мелодии есть свои законы, основной из них волнообразность, мелодическая линия имеет изгибы нарастания и спада. Совокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте называется мелодическим рисунком.
Важные виды мелодического рисунка
1. Восходящее движение в мелодии, т.е. переход к более высоким звукам.
2. Нисходящее движение в мелодии, т.е. переход к более низким звукам.
3. Волнообразное движение мелодии, т.е. последовательность восходящих и нисходящих переходов.
Всякая мелодия существует во времени, она длится с временной природой музыки и тесно с ней связана. Одно из самых заметных её выразительных средств ТЕМП.
II.
Темп – это скорость исполнения музыки. Темп обозначается в начале произведения.
Основная терминология:
Adagio – медленно
Andante – умеренно
Allegro – быстро
Для большей выразительности музыкального произведения применяется постепенно ускорение или замедление темпа.
Ashelerando – ускорение
Ritardando – замедление
Темп во многом определяет облик настроения музыки. Медленный темп выражает состояние покоя, неподвижности, созерцания. Средний темп достаточно нейтрален и встречается в музыке в разных настроениях. Быстрый темп встречается при передаче непрерывной устремлённости движений, может выражать чувство кипучей энергии, радости, светлого праздничного настроения. А может выражать драматизм.
Произвольно изменять скорость музыки произведения нельзя.
Откуда берётся ощущение темпа в мелодии?
Для ощущения темпа важны не все звуки, а лишь некоторые, более сильные и более тяжелые. Обычно в мелодии периодически на отдельных звуках возникают акценты, а между ними следующие звуки, более слабые.
Ощущение темпа зависит от того какое время проходит между ними соседними акцентированными звуками, т.е. какое время занимает такт в музыке. Темп музыкального произведения измеряется числом тактов в единицу времени (например, в минуту). Венский вальс – 60 тактов в минуту.
III.
Организованность в музыке основана на определённом чередовании акцентов, ударных долей, это метроритмическая организация музыки (метр - мера) – это чередование сильных и слабых долей в такте, равномерное. Цифровое обозначение метра называется размером и ставится в начале нотной записи. Верхняя цифра (или первая) показывает количество долей в такте, нижняя или вторая какой длительности выражена доля в данном размере. Размеры бывают двухдольные (чётные) чередование одной доли ударной и одной неударной; трёхдольный (нечётный) чередование одной ударной доли и двух неударных долей. А также из сочетаний простых размеров образуются сложные размеры, например, четырёх дольные (сильная доля, слабая, относительно сильная и слабая).
IV.
Звук, на который приходится ударение (ударная доля) вместе споследующими ударами, безударными образуют такт – это отрезок времени от одной сильной доли до другой. В нотах такты определяются друг от друга вертикальными линиями.
V.
Ритм – одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различной длительности, т.е. соотношение долгих и кратких звуков.
Относительно друг от друга размеров не так много 2\4; 3\4; 4\4; 6\8.
А соотношение музыкальных длительностей бесчисленное множество, звуки записываются знаками (т.е. нотами, которые имеют разную длительность в звучании). Для обозначения длительности звуков к кружочкам добавляют палочки, штили, хвосты.
- целая нота «1и2и3и4и»
- половинная «1и2и»
- четвертная «1и»
- восьмая «и»
- шестнадцатая на «и» - два удара
Чередование звуков различных длительностей образуют ритмический рисунок мелодии. Он уже сам по себе может охарактеризовать некоторые жанры музыки.
VI.
Динамические оттенки – это изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения.
Динамические оттенки очень важны для передачи образов в музыке (например, колыбельная исполняется тихо, содержание такой музыки противоречит громкому звучанию, а тихое звучание противоречит праздничному маршу).
Динамические оттенки связаны с мелодическим рисунком, соответственно этому восходящее движение мелодии сопровождается усилением звучания, а нисходящее ослаблениям. В зависимости от динамичности оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными, резко акцентированными или слитными или плавными.
К динамическим оттенкам музыки относится:
1. изменение силы звучания
2. постепенное замедление или ускорение темпа
3. плавное или прерывистое звучание мелодии
Перечисленные оттенки обозначаются итальянским термином:
Forte – громко
Piano – тихо
Crescendo – усиление
Diminuendo – ослабление
Ещё существуют такие понятия: «Мажор» музыка торжественная, праздничная, радостная, весёлая либо спокойная. «Минор» музыка драматическая, печальная.
Музыка и танец
1.Музыка имеет метрическую организацию, это даёт возможность так же организовать хореографическое произведение в определённые хореографические отрезки.
2.Музыка несёт образность, которую мы можем раскрыть средствами хореографии.
3.Музыкальное произведение имеет свою драматургию. Хореография следует за музыкальной драматургией и ориентируется на неё.
4.Музыка определяет жанр хореографического произведения его язык, форму.
На метроритмической организации музыки, основывается национальный колорит (своеобразие чего либо).
Темп в хореографическом произведении подчиняется темпу музыки, но может и не совпадать. Нужно добиваться образа видимого и слышанного замысла композиторского и балетмейстерского, сочетания слов и действия.
Взаимосвязь музыки и танца.
1.Танец около музыки – это когда музыка имеет своё содержание, а хореография своё. Неверное использование музыкального материала.
2.Танец на музыку. Музыка проста по драматургии, а хореография имеет качественность. Хореография выше музыки.
3.Танец под музыку. Музыка содержательна, а хореография бедна. Музыка выше хореографии.
4.Танец в музыку – это когда содержание и качество музыки совпадает с содержанием и качеством хореографии. К этому нежно стремиться.