Особенности детского рисунка

ЛЕКЦИИ ПО МЕТОДИКЕ

Осенний семестр

Балабко Т.А.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение 3 -7

2. Особенности детского рисунка 7 - 12

3. Планирование работы на уроках ИЗО 12 - 16

4. Наглядные пособия 16 - 20

5. Содержание предмета в средней школе 20 – 25

6. Содержание предмета в ДХШ и изостудии 25 - 31

7. Приложение 31 – 36

8. Список литературы 36

ВВЕДЕНИЕ

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Методика – это специальный раздел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Из совокупности приёмов и методов обучения складывается система обучения. Ярким примером системы обучения изобразительному искусству может служить педагогическая система Павла Петровича Чистякова.

Методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты. Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. Она формулирует правила и законы обучения изобразительному искусству, указывает современные методы воспитания.

Искусство преподавания приобретается в процессе практики, долголетнего творческого труда. Многим кажется, что преподавание настолько простое и лёгкое дело, что ему и учиться не надо, достаточно лишь знать свой предмет, в особенности художнику. Но это не так. Можно быть прекрасным художником, писателем, учёным, но плохим педагогом. Многие большие художники, выступая в качестве педагогов, оказывались неудачниками только потому, что недооценивали роль методики преподавания. Не зная основных положений методики, они считали педагогическую работу тяжким бременем и спешили от неё избавиться.

Овладеть методикой преподавания может каждый, было бы к этому желание и стремление. Однако овладеть одновременно высоким мастерством и в преподавании и в живописи – редко кому удаётся. Одна из учениц Чистякова, Баруздина, преклоняясь перед педагогическим мастерством своего учителя, писала в воспоминаниях: «Не всякий художник имеет способность учить, это дано не всякому, и не всякий преподаватель искусства – большой художник, это соединение исключительно. И Павел Петрович был таким исключением. Большой мастер и мудрый учитель».

В преподавании, как и во всяком искусстве, требуется вдохновение, интуиция, находчивость, творческий подход к делу. Иногда учителю надо оживить урок, внести какие – то изменения, а иногда и перестроить экспромтом весь урок в связи с неожиданно возникшей обстановкой. Вот это умение владеть учебным процессом, умение вовремя, иногда экспромтом, перестроить свой урок и требует особого искусства. Важно не выпускать учеников из поля зрения, комбинировать теоретическое изложение с показом иллюстративного материала.

Методика как искусство преподавания состоит в том, что учитель должен подойти к ученику, сразу увидеть, в чём он нуждается, и вовремя оказать ему помощь. Изложение учебного материала должно быть простым и ясным. Более того, задача учителя состоит в том, чтобы сложные понятия раскрыть перед учениками в наиболее простой и доступной форме.

В том и состоит вся задача педагогики сделать науку до того понятной и усвоенной, чтобы заставить её говорить простым, обыкновенным языком. Трудных наук нет, есть только трудные изложения.

Искусство преподавания требует очень много, и знания самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, и умения творчески использовать все эти знания в практике преподавания. Но самое главное – любить своё дело. Преподавание требует такой же любви, как вообще всякое искусство.

Современная методика преподавания рисования была выработана не сразу. Методы менялись в результате борьбы мнений, смены художественных направлений, изменения принципов обучения. История методики преподавания – это история педагогических идей, многие из которых в своё время не получили должного развития. Нужно использовать всё прогрессивное, что было в прошлом.

Психологи пришли к выводу, что развитие эстетических чувств блокирует вчеловеке агрессию. Поэтому обучение рисованию, музыке важно не только в профессиональном смысле. В этом свете наполняются смыслом слова Достоевского: «Красота спасёт мир».

Умение рисовать необходимо людям разных профессий: географам, ботаникам, археологам. А разве не принесёт это умение большую пользу инженеру, конструктору, хирургу? Иван Кожедуб, трижды Герой Советского Союза, утверждал: в ведении воздушных боёв ему помогало умение рисовать. И может быть, не случайно он в детстве мечтал быть художником и упорно учился рисовать? Писатель и лётчик Антуан де Сент- Экзюпери, снискавший любовь целого поколения, иллюстрировал свои книги сам, потому что любил рисовать. Александр Можайский, строитель первого русского самолёта, оставил человечеству в наследие не только свои технические идеи, но и десятки рисунков и картин. Космонавт Алексей Леонов – член Союза художников. Он рисует и пишет маслом. Он выставляется как профессиональный художник.

ЛЕЧИТЬ РИСОВАНИЕМ

За рубежом этот метод называется арттерапией, у нас – изотерапией. Применяют изотерапию при лечении нервно-психических расстройств. Человек отвлекается от своих переживаний приятным, эмоциональным занятием. Лечение рисованием проводится обычно в коллективе, где пациент не чувствует себя одиноким. Это помогает многим неуверенным в себе людям. Ещё Аристотель считал, что искусство очищает человека от болезней и пороков.

В детской практике изотерапия используется особенно часто, потому что рисование – естественная деятельность ребёнка. У детей не приходится преодолевать «комплекс неумения». Но здесь не должно быть никаких эстетических требований к результату. Важно снять всякое чувство ответственности, создать атмосферу ненапряжённости, безразличия к результату. Состояние улучшается даже при «играх с краской» у тех, кто просто размазывает или разбрызгивает её, рисует на плохой обёрточной бумаге без всякой ответственности «создать шедевр».

Всё чаще специалисты говорят и о применении рисования для профилактики нервно - психических заболеваний. Оно способно снимать нервное напряжение, помочь при бессоннице. В процессе изотерапии многие становятся спокойнее, уменьшается напряжённость, повышается контактность, смягчаются болезненные переживания. «Выплеснуть» свои отрицательные переживания с помощью рисунка легче: образный язык безопаснее, поскольку не так конкретен, как слово. Изображая переживания, человек освобождается от гнетущих мыслей и отрицательных эмоций.

И сами профессиональные художники замечают освобождающий эффект художественного творчества. Гойя утверждал, что творчество помогает ему освободиться от многих неприятных черт характера.

Желание рисовать просыпается при некоторых тяжёлых психических заболеваниях. Встречается даже так называемое «неистовое рисование», когда больные рисуют так же увлечённо, как в детстве, производя множество рисунков, повторяя их. Во время обострения болезни так рисуют и профессионалы. М. Врубель наносил с неимоверной скоростью изображения на одно и то же место. Такая увлечённость рисованием проявляется на разных этапах болезни и может длиться дни, недели, годы.

Тяга к рисованию прекращается при улучшении состояния и исчезает с выздоровлением.

Лечебный эффект рисования приписывается самому контакту с искусством. Считается, что человек по своей природе творец, но его творческие возможности находятся в скрытом, дремлющем состоянии. Побуждая человека к рисованию, можно разбудить его творческие наклонности, которые сами по себе способны «гармонизировать» психику и привести её в состояние равновесия, поскольку творчество требует от человека координации всех психических сил.

У нас, в России, возник уникальный метод возвращения психически заболевшего человека в нормальное душевное состояние. Имя ему – маскотерапия. Психотерапевт Гагик Назлоян «вытягивает» людей и из нервных депрессий, и из полного безумия тем, что лепит их скульптурные портреты. В ходе сеансов скульптурный портрет как бы принимает болезнь на себя. Появились сотни вылеченных людей. Первые свои пробы врач начал в 1978 году. Своей моделью он выбрал человека с глубокой умственной отсталостью. В истории болезни было написано, что ему 52 года, что он глухонемой, а после смерти бабушки (единственной его опоры) неотлучно провёл 15 лет в психиатрической больнице. Портрет из пластилина, который ни к чему не обязывал, удался. После первых же сеансов больной неожиданно заговорил. Далее оказалось, что он всё слышит. Потом он стал реагировать на свой портрет, проявлять к нему интерес. Подолгу вглядываться в зеркало, словно ища в нём себя. Потом заговорил с доктором на самые простые темы. С точки зрения официальной психиатрии, поставившей крест на этом человеке, результат был потрясающий.

Сначала пациенты проявляют непонимание. Потом абсолютно все втягиваются в процесс, начинают пристально вглядываться в зеркало, в своё отражение. Вести незатейливые разговоры с доктором. Если им что-то не нравится, то начинают лепить сами. Во время работы они обнимают, гладят своих пластилиновых двойников, прикасаются к ним губами. Подолгу молча сидят, прислонившись к ним щекой или лбом. Некоторые мысленно или вслух беседуют с ними. Наедине со своим незавершённым портретом человек может просидеть несколько часов. Иногда сеанс маскотерапии может длиться и сутки, и двое. В процессе работы раскрываются патологические переживания, и пациент от них капля за каплей освобождается.

В ходе сеансов выяснилось, что очень благотворно влияет на пациентов раскрашивание артистическим гримом лица или тела пациента (боди - арт). В студии эту процедуру называют арт – терапией лица. Человек начинает сам себе нравиться и раскрепощается.

ПЕРЕД СМЕРТЬЮ РИСУЮ ЖИЗНЬ

Фридл Диккер – Брайндесова была художницей. В концлагере Терезин в 60 километрах от Праги, стала учителем рисования. В каталоге «Рисунки детей концлагеря Терезин» сказано, что Фридл «создала педагогическую систему душевной реабилитации детей посредством рисования».

Обучение детей в концлагере строго – настрого воспрещалось. Не было запрета только на рисование. Терезин – военная крепость, в мирное время там жило 2,5 тысячи человек. В транзитном лагере Терезин находилось 140 тысяч человек. Уроки рисования проходили на чердаке дома, где стоял стол и две лавки. Помещалось от силы 15 детей. Для рисования использовали и бланки концлагеря.

По замыслу фашистов у людей в концлагере должно остаться одно чувство – страх. Искусствотерапия, которой занималась Фридл с детьми, была направлена против страха, она исцеляла детей духовно, давала ощущение свободы, приводила в порядок чувства и мысли. Уроки рисования не спасли детей от газовой камеры, но дали им силу вынести нечеловеческое унижение, остаться людьми. Дети надеялись – кончится война, они вернуться домой. Тысячи детей, чьи рисунки теперь хранятся в Государственном музее в Праге, погибли в Освенциме. Из 18 тысяч детей, которые были в Терезине, выжило менее 100. Из детей, младше 14 лет ни одного. Не дал погибнуть детским рисункам Вилли Гроаг, он сохранил 4,5 тысячи рисунков.

Выжившие ученики Фридл стали художниками, искусствоведами, детскими психологами и врачами. Все её ученики говорили одно: самое большое влияние на их жизнь оказала Фридл. Ей они обязаны выбором профессии, на многое они смотрят её глазами.

Фридл была знаменитым дизайнером, живописцем и графиком. Прежде за свои дизайнерские работы Фридл получала золотые призы на европейских выставках. После неё в Терезине остались лишь 2 работы. Акварель – ваза с нежными полевыми цветами и маленькая темпера – стебли с цветами.

Стать учителем в мире, обречённом на гибель – страшная участь. Фридл была с детьми до последнего мгновения, когда 6 октября 1944 года она с детьми была депортирована в Освенцим. В нечеловеческих условиях она сумела сохранить память о погибших детях, ничего не оставив о себе. Кроме скромного титула учителя рисования.

У нас в городе наши выпускники проводили с детьми изотерапию в онкогематологическом центре, помогая детям победить боль, страх, отчаяние, ощутить себя, пусть на время, обычными детьми.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА

Дети очень любят рисовать, лепить, вырезать из бумаги. Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно сходны между собой, что говорит о биологической природе детского рисования. Дети всех стран в своих рисунках обязательно проходят строго определённые общие этапы развития: стадии «каракуль», «головоногов», контурный характер рисунков. Рисование имеет биологический смысл. В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения, и рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребёнок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь, - отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, развивает чувственно – двигательную координацию.

Подобные особенности рисунков появляются и у взрослых, которым под гипнозом внушалось, что они дети.

Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и рисованием можно в образной форме выразить то, что ребёнок знает, несмотря на нехватку слов. Дети рисуют не конкретный предмет, а обобщённое знание о нём.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания. Рисование требует согласованного участия многих психических функций. «Кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит», - говорил известный педагог И. Дистервег.

Рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Учёные называют детское рисование «графической речью».

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Дети очень любят лепить. Вылепленные предметы легко включаются в игру. Огромное наслаждение ребёнок получает от самого действия с материалом (глиной, пластилином).

Первый этап рисования имеет название этап «каракуль».

Ребёнок начинает рисовать примерно с двух лет. Дети всех стран и континентов в своих рисунках обязательно проходят стадию «каракуль».

Рисунки на первых порах не носят изобразительного характера – это беспорядочные штрихи. Дети пробуют разные материалы: карандаши, фломастеры, восковые мелки. Даже каракули дообразного уровня содержат для их автора вполне конкретную информацию и смысл, и взрослых удивляет, что спустя продолжительное время ребёнок всегда точно укажет, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетений линий и закорючек. В переплетении линий ребёнок может увидеть самолёт или машину.

Ребёнок рисует – и если не дать бумагу, карандаш, краски, будет рисовать мелом, гвоздём на стене, на асфальте. В этом проявляется острая потребность развивающегося сознания в познании мира, в его освоении.

Рисуя, ребёнок работает не кистью, а всей рукой, сильно давит на карандаш, часто прорывая бумагу.

Проволочная линия свойственна для дошкольников и младших школьников. При работе красками хаотические цветовые пятна.

Второй этап – этап «головоногов» (3 - 4 года).

Ребёнок уже ставит себе задачей сделать то-то и то-то. При этом в воображении он видит больше того, что реально получается в рисунке. У ребёнка нет стремления исправить рисунок, он только добавляет новые детали или раскрашивает. Такая особенность сохраняется до школы. Также долго сохраняется контурный характер детского рисунка.

Ребёнок рисует предметы в наиболее ясном и простом для его восприятияположении: если это человек, то в фас (тогда хорошо видно, что у человека две руки, две ноги, два глаза), если это животные (лошадь, собака), то в профиль – видно четыре ноги и хвост, если это дом, то с фасада. Кроме того, в рисунке не передаётся загораживание одних предметов другими (например, у дерева ветки располагаются по обеим сторонам ствола, не заслоняя его).

Четырёхлетки в понятие семьи включают одушевлённые и неодушевлённые предметы. Это может быть диван, телевизор. Телевизор, как равноправный член семьи имеет голову.

Особенно своеобразной является передача детьми в рисунке пространства. Обычно это фризовое расположение предметов, то есть такое, при котором основания предметов располагаются на базовых линиях. В целом для детей дошкольного возраста в рисунках характерно отсутствие перспективы,светотени, плоская раскраска.

Научить ребёнка рисовать – дело несложное. Куда сложнее развить его творческие способности, воспитать в нём художника.

Мальчику три года. Он рисует дерево. Рядом рисует большой, с дерево гриб и сажает под него зайца. А потом дорисовывает дождик. Мальчик знает, что таких огромных грибов не бывает, но и зайца оставлять под дождём ему жалко. Детский рисунок сродни сказке, где всё возможно, всё допустимо.

Любовь детей к яркому, открытому декоративному цвету проявляется уже в дошкольном возрасте. Передавая цветом своё отношение к тем или иным персонажам или предметам, ребёнок ещё не стремится к передаче реальной окраски предмета.

В 4 -5 лет дети ещё не осознают подвижность одушевлённых предметов.

По детской логике величина персонажа определяется его значимостью.

Мама может быть выше дома, потому что она главная.

Красная Шапочка выше деревьев в лесу, потому что она смелая.

К рисунку ребёнка надо относиться с уважением, надо учить его беречь свой рисунок.

Рисовать трудно. Поэтому насмешки над рисунком ребёнка недопустимы.

Третий этап – старшие дошкольники и младшие школьники (с 5 лет).

До 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому – либо обучению. Даже учась рисованию в кружках, они дома для себя делают изображения, соответствующие их возрастному развитию. Дети их считают правильными. Собственные рисунки нравятся им больше, чем образец, с которого они срисовывали.

Хотя сам ребёнок 5 – 6 лет часто делает ошибки в рисунке, он способен раскритиковать подобный безграмотный рисунок товарища и всегда выбрать наиболее правильный. Увидеть ошибки в своём рисунке ребёнку мешает сила зрительных впечатлений и воображения, «дополняющие» рисунок в процессе работы над ним, а также ещё очень небольшой запас знаний и умений. Дошкольник верит в свои фантазии. Младший школьник, фантазируя, помнит о том, что воображаемые им образы не являются реальностью.

Искусство для ребёнка не только средство познания и самовыражения. Карандашами и красками он иногда перекраивает и переиначивает мир по желаемому образцу. Страх и надежда, любовь и ненависть, грусть и радость, мечты и несбывшиеся желания – всё это можно найти в детских рисунках.

Искусство лечит. Творя, дети обдумывают мир, находят выход «тёмным страстям». Иногда агрессивное, озлобленное состояние выражается в композиции рисунка и скульптуры, в отношениях цветов в живописи. Рисуя, дети избавляются от того, что их мучает, пугает: навязчивых состояний, страха, темноты. Сказки помогают неуверенным стать увереннее.

Рисунок с точки зрения психолога может говорить о неблагополучии в контактах между членами семьи, если они нарисованы безрукими в рисунках на тему «Моя семья». Замкнутость, малообщительность просматривается в рисунке, где ребёнок протягивает руки в сторону родителей, но сам смотрит в другую сторону. Выраженный эгоцентрик нарисовал одного себя. На вопрос, где остальные, ответил: «Они не поместятся».

Если ребёнок лепит рывками, тычками: возможно, он – заика; нарушение речи связано с нарушением «движения». Необходимо из урока в урок «перелепливать», «сглаживать» движения. Тем же заняться и в рисунке – научиться рисовать линии, не отрывая карандаша от бумаги. Сглаживать «колючие» рисунки.

В старшем дошкольном возрасте педагоги пользуются достаточно простым приёмом, предлагая детям отступить от края листа на толщину 2 – 3 пальчиков и провести линию, на которой уже можно рисовать предметы. Таким образом, появляются «фризовые на полосе» композиции, которые знаменуют более высокий уровень композиционно – пространственных построений. Фризовые композиции могут наблюдаться в работах младших школьников вплоть до 4 класса.

Ребёнок, если не приставать к нему с фоном, никогда сам не станет полностью уничтожать белый цвет. Такая живопись не детская. В детскойживописи белое – главное. Даже на рисунке с дорогой оставлено белое пятно и показано лицо дороги. Тонированная бумага помогает избежать так называемых пробелов – участков бумаги, не заполненных цветом. Техника работы лессировками практически недоступна в практике работы с детьми в обычных учебных заведениях. Наиболее целесообразной является техника работы акварелью а – ля прима. При работе акварелью нужно начинать со светлых участков.

Цвет несёт безусловную информацию, выражающую отношения. Нравственные и эстетические категории в детском сознании сливаются по их полярности – категория добра соединяется с категорией красивого, а категория зла сливается с категорией некрасивого. Цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета тёплые, чистые, локальные. Некрасивое, помимо того, что изображается нарочито небрежно, закрашивается чем – то тёмным. Красивое: красный волк, красная корова, голубая лошадь, жёлтый медведь. Некрасивое: чёрные люди, тигр, чудища, которых не любит и боится ребёнок.

К 6 – 7 годам в рисунках появляются профильные изображения, люди со спины. Появляется подвижность одушевлённых предметов. Уточки и лебеди склоняют шеи, пьют воду. Возникает серийность рисунков. Серийность помогает ребёнку развернуть сюжет в пространстве и во времени. «Плохие и хорошие настроения», «Сны», «Любимые вещи». Ребёнок рисует всё, что слышит и знает, даже запахи. Детям ничего не стоит вылепить «сонный помидор» или «отфыркивание». Передача абстрактных понятий – важнейший момент в развитии образного мышления.

На первых порах изобразительная деятельность младшего школьника мало отличается от деятельности старшего дошкольника. Плоскостность рисунка характерна для первых двух (а при отсутствии правильного обучения и более старших) классов.

Лист бумаги, на котором ребёнок 7 – 9 лет рисует, в это время для него реальная плоскость. Перспектива ему не нужна также, как и светотень. Переход от плоскостного изображения к перспективному становится возможным в 9 – 10летнем возрасте. Всё больший интерес вызывает рисование с натуры, лепка совсем перестаёт привлекать.

Четвёртый этап – подростки

Подросток стремится передать на плоскости объём, глубину, «прорвать» плоскость. Рисунок взрослого – идеал подростка, он любит копировать рисунки взрослых. Активно использует цвет, но не разукрашивает, а стремится к цветовому правдоподобию. К передаче света, пространства, фактуры предметов. Подростков – мальчиков привлекает героика, события, полные динамики,- воины на конях в доспехах, сражения, военная техника, исторические личности. В рисунках девочек – нежные и изящные женские образы, цветы.

Наблюдается падение интереса к изо. Это объясняется ростом их критического отношения к качеству своих работ. Но главная причина – изменение психики учащихся. Учащиеся начинают осознавать свои индивидуальные склонности, выражают предпочтение одним учебным предметам перед другими, посещают кружки по интересам. Стремятся к тому, чтобы их работа имела практический смысл.

К подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции. Психика переходит к более высокому уровню абстракции, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей лёгкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений. Рисование как бы отбрасывается за ненадобностью, и всерьёз побудить взрослого человека к рисованию невозможно.

Первая в мире детская картинная галерея открыта в Ереване. Убеждение, что дети – маленькие взрослые, привело к тому, что их стали обучать по взрослой методике. От простого к сложному. В основе же специфически детского сознания лежит образ, сложный, но цельный. Ставя перед собой «посильную» задачу, мы делаемся мастерами. «Непосильная» задача рождает творца.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИЗО

Учебный план предмета ИЗО

В учебном плане отводится определённое количество часов на весь курс обучения изо. Этот план находится у завуча, в нём часы распределены по годам обучения, в зависимости от выбранной школой программы обучения. Занятия изо проводятся с первого по седьмой класс. Один или два часа в неделю при эстетическом уклоне школы. Объём и содержание предмета определяются учебным планом и программой.

Приступая к планированию, прежде всего необходимо хорошо изучить программы.

Наши рекомендации