Советская скульптура 20-50-х годов
После 1917 г. искусство скульптуры в России приобрело особое общественно-политическое значение. Становление советской скульптуры неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры. Некоторое время советская скульптура ещё сохраняла отголоски импрессионизма, модерна и авангарда начала XX в., но к концу 20-х гг. главным ориентиром для большинства ваятелей стала классика. Об этом красноречиво свидетельствовала выставка 1928 г., посвящённая десятилетнему юбилею революции. Здесь впервые были показаны напряжённо-драматичная композиция И. Д. Шадра «Булыжник — оружие пролетариата», величественная, навеянная образами русского ампира группа А. Т. Матвеева «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец» и статуя В. И. Мухиной «Крестьянка».
Центральными в скульптуре становятся тема революции, образ участника революционных событий, строителя социализма. В станковой скульптуре большое место занимают портрет (работы А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого и др.), а также изображение человека-борца, воина, рабочего ( "Металлург" Г. И. Мотовилова). Развивается анималистическая скульптура, заметно обновляется скульптура малых форм. На начало 30-х гг. пришлась новая волна монументализма. М.Г. Манизер в памятниках В. И. Чапаеву и Т. Г. Шевченко пытался преодолеть традиционное «одиночество» фигуры на пьедестале, подчеркнуть связь своих героев с народом. Символом победившего социализма должен был стать советский павильон на Всемирной выставке 1937 г. в Париже с экспонируемой скульптурной группой Мухиной «Рабочий и колхозница». Бурно развивалась и декоративная скульптура.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступает тема Родины. Скульпторы прежде всего стараются запечатлеть образ героя войны. Совсем не «героически-вдохновенно» лицо летчика – полковника Хижняка, под шквальным огнем спасшего эшелон боеприпасов, или отмеченное шрамами лицо полковника Юсупова, выдержавшего поединок с вражескими танками, в бюстах В. Мухиной. Композиция ее портретов проста и ясна, как и четкая пластическая лепка. Главное в лице акцентировано богатой светотеневой игрой. Никаких лишних деталей, даже изображение боевого ордена вынесено на подставку.
Трагические события и героические свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений 40-70-х гг. Вучетичем исполнена знаменитая 13-метровая бронзовая фигура солдата с ребенком на одной руке и с опущенным мечом в другой для грандиозного мемориала «Советскому воину-освободителю» в Берлине. В скульптуре первого послевоенного десятилетия торжествовало «украшательство». Тяга к поверхностному жизнеподобию, к второстепенным деталям и пышному, купеческого стиля орнаменту порой разрушала тектоническую логику построения формы (памятник Юрию Долгорукому – С. М. Орлов).
В эти годы скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и комплексов, используется при создании градостроительных композиций, в которых наряду с многочисленными новыми памятниками важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, статуям на автострадах и подъездных путях к городу, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Для скульптуры малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать современный интерьер.
17. Архитектура и декоративно- монументальное искусство 30-х - 50-х годов.
Зодчие 20-х гг. во многом были утопистами. Их романтические представления о новом обществе и новом искусстве оказались далеки от вкусов «простого советского человека», который в глубине души мечтал, о красивой жизни. В начале 30-х гг. в развитии советской архитектуры произошёл резкий перелом. В 1932 г. учреждена Академия архитектуры СССР. Господствующим творческим принципом советского зодчества отныне стало использование наследия прошлого, главным образом строительного искусства античности и эпохи Возрождения. В интерпретации некоторых талантливых мастеров исторические формы получали глубоко своеобразное претворение. Но появилось и немало эклектичных построек, неприятно поражающих громадными размерами и тяжеловесностью или обилием аляповатых украшений. Одновременно в стране велось массовое строительство. Разрабатывались типовые проекты жилых домов, школ, общественных учреждений. Развитие строительной индустрии было направлено прежде всего на удешевление и ускорение работ: с 1927 г. стали применяться шлакобетонные блоки, построены первые панельные дома.
В 1935 г. начались широкомасштабные работы по реконструкции Москвы.К 1941 г. был заново сформирован ансамбль московского центра, обновлена система транспортных артерий города, построены девять новых мостов и гранитные набережные, три линии метрополитена, разбиты зелёные массивы Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького.
В 50-х гг. в столице возведена серия высотных зданий. Размещённые в узловых пунктах города, они преобразили его облик — хотя, в сущности, это было лишь «укрупнение» традиционного многобашенного силуэта старой Москвы. Несмотря на послевоенные трудности, строились «советские небоскрёбы» из самых дорогостоящих материалов (стальной каркас, гранитная отделка, позолота). Каждый такой дом по затратам оказывался равен нескольким обычным многоэтажным зданиям той же кубатуры.
Прямым следствием смены курса культурной политики в середине 50-х гг. было вышедшее постановление, осуждавшее «архитектурные излишества» и «украшательство». Основным содержанием зодчества второй половины 50-х и 60-х гг. стало массовое жилищное строительство. Новый тип жилища был сформирован в экспериментальной застройке московских окраин. Вместо традиционной строчной планировки внедрялся принцип озеленённого микрорайона с группами жилых зданий вокруг общественных и культурно-бытовых учреждений. Отделка пятиэтажных домов предельно скромна, метраж квартир сведён к минимуму. Это соответствовало сверхзадаче проектировщиков —сделать жильё действительно доступным рядовому потребителю.
После 1917 г. искусство скульптуры в России приобрело особое общественно-политическое значение. Памятники, монументы играли ключевую роль в советской скульптуре.
Символом победившего социализма должен был стать советский павильон на Всемирной выставке 1937 г. в Париже. Здание, спроектированное Б. М. Иофаном в виде ступенчатой композиции из стремительно нарастающих объёмов, служило пьедесталом для двадцати-трёхметровой скульптурной группы Мухиной «Рабочий и колхозница».Бурно развивалась и декоративная скульптура. Например, в 1937 г. территорию московского Северного речного вокзала украсили фонтаны, оформленные скульпторами-анималистами А. Н. Кардашовым и И. С. Ефимовым.
Во второй половине 50-х гг. всё более осознавалась потребность в ясном и весомом скульптурном образе.Появились оригинальные мемориалы, в которых собственно скульптура уступала ведущую роль хранящему историческую память ландшафту или архитектурной композиции
Наряду с обращением к абстрактным формам, восходящим к авангарду, в скульптуре сохранялись традиции монументализма