Советская внешняя политика в середине 1960-х­середине 1980-х годов

Основные даты и события:1968 г. - ввод советских войск в Че­хословакию; 1970 Г. - заключение договора между СССР и ФРГ; 1972 Г. - заключение советско-американских догово­ров по ограничению стратегических наступательных вооруже­ний (OCB-l) и ограничению систем противоракетной оборо­ны (ПРО); 1975 г. - подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе; 1979 г. - ввод советских войск в Афганистан.

Исторические деятели;Л. И. Брежнев; А. А. Громыко.

Основные термины и понятия:мирное сосуществование; полити­ка разрядки; программа мира.

Работа с картой:показать Чехословакию, Афганистан, страны Варшавского договора.

План ответа:1) изменение международной ситуации к середине 60-х гг.; 2) основные цели и направления внешней политики СССР в 1965-1984 П.; 3) отношения с Западом; 4) отношения со странами социализма, ввод войск в Чехословакию; 5) отно­шения со странами третьего мира, ввод войск в Афганистан; 6) Хельсинкское совещание, политика разрядки международной напряженности; 7) причины нового обострения международ­ной обстановки в начале 80-х годов.

Материал к ответу:В середине 60-х п. ситуация в мире вновь осложнилась. Начавшаяся война США во Вьетнаме надолго охладила отношения между СССР и СШл. Нападение в июне 1967 г. Израиля на соседние арабские страны едва не привело к началу прямого военного столкновения между СССР и За­падом. Начавшиеся ранее идеологические споры с Китаем по­лучили продолжение в выдвижении территориальных претен­зий с его стороны на 1,5 млн. кв. км советских земель в Приморье, Приамурье, Забайкалье, Средней Азии. Это рез­ко осложнило двусторонние отношения, а в 1969 г. привело к масштабному вооруженному конфликту на острове Даман­ский. Если критика сталинизма способствовала охлаждению отношений КПСС с компартиями Китая, Албании, Кореи, то начавшаяся «реабилитация» сталинизма оттолкнула от нее крупнейшие европейские коммунистические партии, в первую очередь французскую и итальянскую.

Вместе с тем к концу 60-х П.Советскому Союзу удалось добиться стратегического паритета с США в ракетно-ядерных вооружениях. Причины, по которым на это пошли обе сторо­ны, были различными. СССР считал эти шаги проявлением слабости со стороны Запада. США же полагали, что полити­ческие режимы в СССР и союзных ему странах сохраняют свою силу лишь в условиях жесткого военного противостоя­ния, и потому надеялись, что мирное сосуществование вызовет их падение. Тем не менее начался десятилетний период, полу­чивший название «эпохи разрядки». Летом 1968 г. бьш подпи­сан договор о нераспространении ядерного оружия. В 1969 г. ведущие страны Запада поддержали предложение СССР о проведении общеевропейского совещания по безопаснос­ти и сотрудничеству. Летом 1970 г. был подписан договор

между СССР и ФРГ, по которому признавались послевоенные границы в Европе._ Позже такие договоры ФРГ заключила с Польшей и ЧехословакиеЙ. В 1971 г. было подписано четы­рехстороннее соглашение (СССР, США, Англия и Франция) по Западному Берлину, определившее статус этого города. В 1972 г. состоялось взаимное признание ГДР и ФРГ. Отсчет нового периода в отношениях Восток-Запад начался с перво­го в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву в мае 1972 г., когда были подписаны ключевые договоры, оп­ределившие отношения между двумя странами (об основах взаимоотношений, об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений). Этот успех был закреплен в 1973· г. в ходе визита Л. И. Брежнева в США, где было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны. Все это вело к тому, что впервые за долгие го­ды начал меняться климат международных отношений. Апоге­ем эпохи разрядки стала встреча в Хельсинки летом 1975 г. глав государств и правительств 33 европейских стран, а также США и Канады. Они собрались дmi подписания Заключитель­ного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе. В нем были закреплены принципы, на основе которых страны Европы обещали строить взаимоотношения друг с дру­гом: суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость послевоенных границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; не­вмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и его основных свобод. Были созданы постоянно действую­щие структуры для контроля за соблюденцем этих принципов. Но, как выяснилось, СССР и Запад по-разному оценивали значение Совещания и интерпретировали его итоговый доку­мент. Советские лидеры считали главным обеспечение неру­шимости послевоенных границ. Их западные коллеги делали акцент на соблюдении прав человека в странах социализма.

Вскоре фундамент разрядки дал первые трещины. Запад стал обвинять СССР в нарушении прав человека и преследова­нии инакомыслящих. Советское руководство начало размеще...: ние на территории ГДР и Чехословакии ядерных ракет средней дальности, что формально не было запрещено, но меняло стра­тегическое равновесие в Европе. Попытки вновь договориться были безуспешными. Подписанный летом 1979 г. в Вене до­говор ОВС-2 так и не был ратифицирован из-за ввода совет­ских войск в Афганистан. С первыми залпами советских орудий в этой стране эпоха разрядки закончи.лась. Начиналась пора но­вого жесткого противостояния между Востоком и Западом.

В условиях военно-стратегического паритета военное проти­востояние было перенесено на региональный уровень. С сере­дины 60-х п. СССР почти десять лет оказывал широкомасштаб­ную помощь Вьетнаму, боровшемуся с агрессией США. Победа вьетнамского народа в 1975 г. бьша воспринята в СССР как соб­ственная. Когда летом 1967 г. началась война Израиля щ~отив Египта, Сирии и Иордании, СССР не только разорвал дипло­матические отношения со страной-агрессором, но и направил в арабские страны большие партии оружия и военных совет­ников, а в Средиземное море вывел военно-морской флот, го­товый применить ядерное оружие в случае разрастания кон­фликта. Агрессия была прекращена лишь после прямого обращения к президенту США главы советского правительст­ва А. Н. Косыгина, пообещавшего применить силу. В 70-е ­начале 80-х гг. советское оружие и военные советники использо­вались как главный инструмент противостояния США в Лао­се, Кампучии, Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау, Эфио­пии, Сомали, Южном Йемене, Никарагуа. На эти акции были истрачены десятки миллиардов долларов. Предполага­лось, что эти страны встанут на путь социализма. '

Особые надежды советское руководство возлагало на Афга­нистан, где весной 1978 г. к власти пришли прокоммунисти­ческие группы. Вскоре между ними разгорелась ожесточенная борьба за власть, вьшившаяся в гражданскую войну. Афганское правительство неоднократно просило ввести советские войска для «поддержания стабильности в регионе». Каждый раз Бреж­нев отвечал отказом. Лишь после того, как его сумели убедить в том, что если в Афганистан не будут введены советские вой­ска, туда войдут американские солдаты, Брежнев согласил­ся на отправку «ограниченного воинского контингента» из СССР. 25 декабря 1979 г. советские войска вошли в Афга­нистан. Это была роковая ошибка - с приходом советских войск гражданская война здесь приобрела новое качество: те­перь обе стороны боролись не столько друг с другом, сколько с советскими солдатами. Участие наших войск в этой войне длилось почти десять лет. По официальным данным, в ней по­гибло около 14 тыс. советских солдат и офицеров, 35 тыс. было ранено, свыше 300 человек попали в плен или пропали без вести. Афганскому народу она обошлась в почти 1 млн. убитых и несколько миллионов беженцев. Афганская война нанесла непоправимый удар по международному авторитету СССР. ДЛЯ нашей страны она стала «советским Вьетнамом».

Мировая социалистическая система в эти годы вступила в полосу затяжного кризиса. Вслед за Венгрией в 1968 г. на

путь демократических пере мен попыталась вступить Чехосло­вакия. Новый лидер ее компартии -' А. Дубчек - провозгла­сил проведение экономической реформы, предусматривавшей поощрение рыночных механизмов и самоуправления предприя­тий при сохранении традиционной модели экономики. В поли­тической сфере предполагалось ввести алылернативные выборы, расширить доступ граждан к информации, реформировать пра­вящую партию. В руководстве ЧССР не все поддержали эти. планы. Часть его членов обратилась в Москву с просьбой об оказании срочной помощи. В итоге в августе 1968 г. в ЧССР бьши введены войска СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болга­рии. Эта попытка «сплотить социалистическое содружество» на деле привела к противоположным резулылатам, ускорив его раскол. Албания вышла из Организации Варшавского Догово­ра, еще больше отдалились от СССР Китай, Румыния, Югосла­вия, Северная Корея. После «пражской весны» СССР предло­жил изменить характер сотрудничества со своими союзниками. Бьша принята про грамма социалистической экономической интеграции, значительно увеличившая роль СССР в содруже­стве и ограничившая суверенитет стран социализма. Эти меры на Западе стали именовать «доктриной Брежнева». Но и они не уберегли социалистическое содружество от грядущего распа­да. В 1970 г. в Польше начались рабочие волнения, завершивши­еся созданием первой в социалистическом лагере независи.моЙ общественно-политической силы - профсоюза «Солидар­ность». С каждым годом выступления рабочих в Польше на­бирали силу. В 1981 Г. здесь пришлось объявлять военное по­ложение для предотвращения смены власти. В 1979 г. между двумя социалистическими странами - Китаем и Вьетнамом ­вспыхнула война, в которой СССР поддержал вьетнамцев. Все это говорило о том, что мировая социалистическая система доживает последние годы.

Ввод советских войск в Чехословакию еще более углубил противоречия между руководством КПСС и лидерами других коммунистических партий. Попытка Брежнева созвать меж­дународное совещание коммунистических и рабочих партий для поддержки своего курса (1969) хоть и завершилась его проведением, но выявила серьезные противоречия. Силовые действия СССР в различных регионах, особенно война в Аф­ганистане, отдалили от КПСС ее недавних союзников-комму­нистов И;J Франции, Англии, Италии, Бельгии, Испании, Япо­нии и др. Начался массовый выход из парторганизаций. Он несколько приостановился лишь когда из программных доку­ментов коммунистических партий стали исчезать главные

марксистские установки - о диктатуре пролетариата, мировой революции, атеизме, демократическом централизме как осно­ве строительства самих партий, и появились важнейшие компо­ненты либеральной доктрины - о свободе личности и правах человека, плюрализме собственности, демократии и т. п.

Таким образом, главной предпосылкой разрядки междуна­родной напряженности в 70-е ГГ. стало достижение военно-стра­тегического паритета между СССР и США. Попытки обеих сто­рон изменить его в свою пользу привели к краху разрядки.

Экономические реформы в СССР в 1985-1991 годахОсновные даты и события:1987 Г. - проведение экономической реформы; 1990 г. - разработка программы «500 дней».

Исторические деятели:М. С. Горбачев; Н. И. Рыжков; Л. И. Абал­кин; С. С. Шаталин; Г. Я. Явлинский.

Основные термины и понятия:ускорение социально-экономиче­ского развития; программа «500 дней».

План ответа:1) предпосылки экономических реформ; 2) стра­тегия ускорения социально-экономического развития; 3) эко­номическая реформа 1987 Г.; 4) причины разработки и основ­ные направления правительственной программы перехода к рынку; 5) программа «500 дней»; 6) социально-экономичес­кая ситуация 1991 Г.: причины и последствия.

Материал к ответу:К началу 80-хгг. неэффективность совет­ской экономической системы становилась все более очевидна. Распьmение средств, незавершенное строительство, казнокрад­ство требовали наведения элементарного порядка. Но главным пороком советской экономической модели было отсутствие материальных стимулов к труду. Пере стройка экономики СССР на первых порах была лишь развитием начатого при Андропове курса. Продолжался «широкомасштабный эконо­мический эксперимент» в легкой промыцmенности ряда реrи­оно в и на железнодорожном транспорте. Он предполагал вне­дрение элементов хозрасчета. С учетом растущего отставания СССР в научно-технической сфере было объявлено об уско­рении научно-технического прогресса. Однако дополнитель­ных капиталовложений в эту сферу так и не последовало. Как и его предшественники, М. С. Горбачев призывал активнее ис­пользовать «скрытые резервы», крепить трудовую дисциплину, развивать социалистическое соревнование. Низким оставалось качество выпускаемой продукции. За 1981-1984 гг. только из-

за снижения цен на некачественную продукцию страна поте­ряла 12 млрд. руб. (по официальному курсу - 20 млрд. долла­ров). Для обеспечения более высокого качества была введена система госприемки выпускаемой продукции. Однако это привело к значительному росту управленческого аппарата на производстве. Все эти шаги не дали серьезных экономических резулылатов. Относительное улучшение экономических пока­зателей 1985 г. можно объяснить лишь энтузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива.

Необходима была и смена кадров управления экономикой, разработка новой стратегии экономического развития. Эта ра­бота началась после назначения осенью 1985 г. Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова. К работе над проек­том реформы были привлечены известные экономисты ­Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Т. И. Заславская и др. К лету 1987 г. проект был завершен. Реформа исходила из идеи сохра­нения плановой экономики. Тем не менее предполагалось внесение серьезных изменений в существуюшую экономичес­кую модель. Я обших чертах они предусматривали: расшире­ние самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через развитие про­изводственной кооперации); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокра­шение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равноправного сушествования на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агроком­бинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств); признание возможности закрытия убыточных предприятий; создание банковской сети.

Ключевым документом реформы стал принятый тогда же «Закон О государственном предприятии», предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частнос­ти, разрешалось вести самостоятельную экономическую дея­тельность после выполнения обязательного государственного заказа. Однако, воспользовавшись этой оговоркой, министер­ства устанавливали госзаказ практически на весь объем произ­водства. Централизованной оставалась и систем(} снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный К0НТРОЛЬ сохранялся и над системой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности самостоятельной экономической деятельности. Тем не менее одним из немногих резулылатов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот про-

цесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и сфера деятель­ности частных предпринимателей: она разрешал ась лишь в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребности населения. Это вело к тому, что началась легализация «теневой экономики», В которой за­метное место занимали представители номенклатуры, ско­пившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчетам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. рублей.

С самого начала «перестройки» лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет в 3 раза сократить применение ручного труда; с уче­том роста цен - увеличить почти на 30% зарплату работникам производственной сферы; за счет снятия ограничений с разви­тия подсобного хозяйства - уравнять доходы горожан и крес­тьян. Началась школьная реформа, главным направлением которой должно было стать предоставление большей само­стоятельности учебным заведениям. Были приняты меры по развитию сферы здравоохранения. Особое внимание наме­чалось уделить развитию кулылурно-просветительных учреж­дений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов кулылуры и 5,5 тыс. клубов). Однако нарастание экономичес­ких трудностей сделало невозможной реализацию этих пла­нов. Единственное, чего удалось достичь - роста заработной платы, опережающего возможности производства. Размер зар­платы увеличился со 190 руб. в 1985 г. до 530 руб. в 1991 году. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В резулылате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. составил 165 млрд. руб. (275 млрд. долларов по официальному курсу).

Со временем стало яGНО, что без перехода к рыночной эко­номике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапны~ пере­ход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию эконо­мики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г. - уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что можно было проводить их под контролем государст­ва. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 годов.

В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более тра­гично. Первый опыт передачи земли в аренду и создания фермер-

ских хозяйств показал, что можно в короткий срок добиться вы­соких резулылатов. (Например, архангельский фермер Николай Сивков с двумя помощниками сдавал молока и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал.) Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачев разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (кото­рым она бьша еще в 30-е гг. передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. на ареНдНЫХ условиях обрабатывалось лишь 2% возделы­ваемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, по­прежнему опутанные мелочной опекой местных властей.

Ниодно из предложенных властями экономических ново­введений не работало. Стремительное падение уровня жизни на­селения с лета 1989 г. привело к росту забастовочного движе­ния по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за гра­ницей. За шесть лет золотой запас государства сократился в десять раз и составил 240 тонн. Вместо при влечения инвес­тиций, началась практика крупных займов за границей. Внеш­ний долг СССР к лету 1991 г. значительно увеличился.

Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики Союза начали разраба­тывать собственные программы экономических преобразова­ниЙ. После принятия Декларации о государственном сувере­нитете РСФСР (12 июня 1990 г.) правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским программу «500 дней». Она предполагала за этот короткий срок провес­ти приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия центра. После отказа Горбачева одобрить эту программу руководство России заяви­ло, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. При­чем это означало уже не частичное обновление прежней эко­номической системы, а ее полный демонтаж. Становилось ­ясно, что политическая борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступает в решающую фазу.

Главными причинами неудач экономического реформиро­вания в годы «перестройкю> стали: непрерывные корректиров­ки предпринимаемых экономических реформ; промедление в осуществлении уже ПРИНЯТЫХ решений; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания но­вых механизмов управления; отставание проиессов экономи­ческого реформирования от быстрых перемен в политической

и духовной сферах жизни; обострение проблемы националь­ного сепаратизма и ослабление роли центра; активизация по­литической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность властей до­биться реальных перемен к лучшему. К лету 1991 г. экономи­ческие реформы Горбачева потерпели окончательный крах.

Таким образом, советская экономика в 1985-1991 гг. про­шла сложный путь от планово-директивной модели к рыноч­ной. Это означало полный демонтаж системы управления эко­номикой, существовавшей десятки лет. Однако прежние структуры управления оказались разрушены, а новые созданы не были. Кризис советской экономики был неизбежен.

Наши рекомендации