Истоки хореографического искусства

Танец – это вид искусства, в котором средством создания хореографического образа, является музыкально - ритмически организованные движения и положения человеческого тела. Хореографические движения условны, основаны на выразительных и изобразительных движениях, существующих в жизни, но не являются прямым их изображением.

Первоисточники жеста и движения связаны с трудовыми процессами и наблюдениями человека над природой. Танец один из наиболее древних видов искусства, ещё у первобытных народов существовали воинственные пляски, охотничьи пляски, пляски мамонтов. Не умея объяснять явления, природы люди приписывали им сверхъестественное могущество, обожествляли их. В честь таинственных сил, совершали различные обряды, составной частью которых был танец, тесно связанный со словом, музыкой, песней. Они составляли синкретическое единство, были неотделимы друг от друга и в самостоятельные виды искусства выделились позднее.

Синкретизм – это слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего-либо.

Первобытные пляски включали в себя элементы подражания (повадки животных, приёмы охоты). Танец имел утилитарное, (т.е. практическое значение), т.е. человек вымаливал обильный урожай, победу над врагами. Постепенно создаются ритмически - организованные, примитивные, танцевальные «pa» (движение или шаг) иллюстрирующие тот или иной род деятельности или выражения чувства, эмоций.

Танец выделяется в самостоятельный вид искусства, приобретает художественное эстетическое изображение.

Путём естественного отбора движений и ритма у каждого народа под влиянием жизненного уклада и окружающей действительности сложились свои танцевальные традиции, манеры исполнения, хореографический язык.

В процессе исторического появляются различные виды танца (жанры): классический, народный, бальный танцы, свободная пластика. Поэтому танцевальное искусство в целом во всех его разновидностях объединено термином – ХОРЕОГРАФИЯ (с греческого «хорео» - двигаться, «графо» - пишу), термин принят в конце 19 века.

Танец можно разделить на:

1. Бытовой – он разворачивается в обычных жизненных условиях, исполняется для себя и доставляет радость и удовольствие, прежде всего самим танцующим.

Делится на два вида:

- народный,

- бальный.

2. Сценический – он предназначен для зрителя и предполагает создание хореографического образа. Делится на:

- эстрадный - это отдельный танцевальный номер эстрадной программы, может быть основан на любом жанре хореографического искусства.

-балет - это высшая форма хореографического искусства синтетически объединяет в себе музыкальное, театральное хореографическое и изобразительное искусство. Центральное место принадлежит хореографии.

Жанры хореографического искусства

I. Народный танец

Народный танец различают:

- собственно народный (исполняющийся в народе, быту)

– народно-сценический танец, обработанный для сцены, зрителя.

– фольклорный танец (это народный танец прошедших времён)

- характерный танец (любой народный танец, поставленный в балетном спектакле).

Народный танец складывался и развивался под влиянием хореографических, исторических, социальных условий жизни определённой национальности. Отражает психику народа, его характер, темперамент имеет тесную связь с национальной музыкой. Каждая национальная хореографическая культура отличается определённым комплексом движений, специфическим характером и манерой исполнения.

Источники содержания народного танца

1. Трудовая деятельность народа – это трудовой процесс отдельные его этапы, взаимоотношения людей в труде и отношение к труду (белорусский «Ленок», узбекский «Пахта»). А с появлением фабричного ремесленного труда появляются такие танцы, как «Сапожник», «Ткачи».

2. Природно-климатические условия жизни и различные явления природы. Человек наблюдая окружающую природу, часто прибегал к её образам, пластики для создания художественного образа или хореографической характеристики образа самого человека. Например, народы занимались охотой и обобщили наблюдения о животном мире и появились танцы, такие как «Журавль», «Гусачок», якутские «Нерпы», «Медведь», индийские танцы «Павлины».

3. Жизненный уклад народа – его нравы, мораль, этика. Эти танцы выражают сложившиеся в народе представления о понятии, об общественных отношениях между людьми. Например, большое место в танцевальном творчестве занимает тема любви, благородных чувств, почтительное отношение к женщине, это выражается в польском танце «Мазурка», в русском танце «Кадрили». Часто в народных танцах отражается героизм, народный дух в плясках «С саблями».

4. Сфера домашнего хозяйства. Человек в своей повседневной жизни часто имеет дело с какими-то предметами обихода, инструментами. Часто использует в своём творчестве для создания образа окружающей жизни. Например, танец «Веретено», «С платками», «Чашками», «С табуретками».

Национальные костюмы.

Они имеют большое влияние на характер исполнения, так плавность русских и грузинских танцев, помогает длинное платье и характерное движение. Жёсткие сапоги с обивкой в венгерских и русских танцах обуславливают наличие характерных движений. Народный танец передавался в поколение, обогащаясь виртуозной техникой. Развитию народного танца также способствовало развитию ансамбля народного танца, которое есть во всех республиках.

В 1937 году был создан государственный академический ансамбль народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева, который всесторонне способствовал популяризации танцевального наследия народов всего мира.

Наши рекомендации