Специфика обследования в разных видах изобразительной деятельности
При выполнении аппликации из отдельных частей используются те же приемы обследования, что и в рисовании, только обследующий жест пальчиком рекомендуется производить в обратную сторону, справа налево.
При вырезывании из бумаги, сложенной вдвое, предметов симметричной формы в процессе обследования важно, чтобы дети увидели симметрию в предмете. После этого нужно обратить внимание дошкольников на пропорции. Например, у вазы округлая, массивная нижняя часть и узкое высокое горло. Затем можно закрыть одну половину вазы (чтобы не рассеивать внимание детей) и обследовать другую по контуру, снизу вверх (по направлению предстоящего вырезывания). Жест пальцем по контуру формы взрослый обязательно сопровождает словом. Например: «Внизу вазы линия округлая, у горлышка - линия прямая...» и т.д.
При силуэтном вырезывании, наиболее трудном для детей, первый этап обследования тот же самый - целостное восприятие. При этом следует обратить внимание ребят на наиболее выразительные признаки предмета, например: у сороки - длинный хвост, сильный клюв; у слона - длинный хобот, массивные ноги. После этого необходимо обследовать предмет жестом по контуру всей формы, справа налево с предполагаемого места вырезывания. Обследующий жест сопровождается словом, подчеркивающим направление движения и характер линии, формы. В процессе обследования воспитатель напоминает о связи обследующего жеста со способом и последовательностью вырезывания: «Как пальчиком ведем, так и вырезать будем». Например, обследуя игрушку - птицу целостной пластичной формы, можно спросить: «С чего удобнее начать вырезывание птицы? С хвостика. Давай посмотрим, какой хвостик... веди пальчиком... хвостик длинный, линия прямая. Затем спинка - линия опять прямая, а где крылышки - выпуклая, чуть округлая... И потом что вырезаем? Шейку... линия опять прямая, короткая... а сейчас...» и т.д.
Усвоив особенности целостной формы каких-либо предметов (например, птиц) и удобный силуэтный способ их вырезывания, дети могут новые предметы из этой группы обследовать более быстро, фиксируя внимание на своеобразии. Например, У сороки длинный хвост, по величине он равен туловищу птицы. Линия хвоста плавно переходит в линию спины. У голубей хвост короткий, туловище относительно большое и более округлое и т.п.
При освоении обобщенного способа обследования и изображения восприятие относительно нового предмета более короткое, свернутое, а процесс изображения более самостоятельный и быстрый.
Специфика обследования в лепке
Порядок операций при обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.
При поиске способов обследования конкретного предмета педагог должен идти от доступных детям способов изображения Значит, педагог идет от анализа предмета и определения наиболее подходящего (удобного) для детей способа изображения к определению способа обследования. Когда продуманы способы и последовательность лепки, педагогу легко найти способы обследования. У ребенка другой путь: сначала обследование, помогающее ребенку рассмотреть, а затем представить предмет, и лишь на этой основе - усвоение способа изображения. При этом создается представление не только о существенных признаках предмета, но и о последовательности лепки.
Схема лепки предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец, баклажан, лук, гранат)1:
1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре.
2. Лепка формы специфической (характерной).
3. Лепка основных рельефных особенностей предмета.
4. Обработка поверхности (сглаживание) и выполнение мелких второстепенных рельефных особенностей.
5. Дополнительные изображения (веточки, листочки).
Схема лепки предметов сложной (расчлененной) формы:
1. Лепка подставки.
2. Лепка основной, наиболее крупной части предмета (обобщенной формы).
3. Лепка других крупных частей (обобщенной формы).
4. Лепка специфической (характерной) формы этих крупных частей.
5. Соединение крупных частей в одно целое.
6. Лепка мелких деталей предмета (клюва, хвостика, ушей и т.д.).
7. Обработка поверхности (примазывание, приглаживание и т.д.)
Каков же порядок обследования предметов при таком способе лепке?
1. Выделение общей формы (если предмет целостный, мало-расчлененной формы) или основной части.
2. Выделение специфической, характерной формы (отличие от геометрической).
3. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.
4. Определение величины других частей по сравнению с основной.
5. Определение положения этих частей по отношению к основной.
6. Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке - углубление сверху) и форму мелких деталей предмета (ушки, клюв, хвостик и т.п.): на свойствах поверхности предмета и мелких, второстепенных особенностях (полосочки, впадины и т.п.).
Важно, чтобы движения пальцев при обследовании максимально соответствовали характеру движений пальцев при лепке. Многие части и свойства предмета обследуются так же, как и лепятся. Например, главные особенности специфической характерной формы предмета (оттягивание и закругление, расплющивание) лепятся всеми пальцами правой руки. Так же они и обследуются. Основные рельефные особенности предмета, дополняющие специфическую форму, мелкие детали предмета лепятся путем оттягивания или прищипывания указательным и большим пальцами правой руки. Таким же образом они и обследуются. Следовательно, происходит перенос двигательного навыка из обследования в лепку. Ребенку надо показывать и объяснять, какими пальцами обследуется предмет или его часть, приучать его контролировать взглядом движения пальцев. Воспитатель, называя словом, фиксирует внимание ребенка на всех особенностях предмета. Побуждает его к повторению-называнию этих особенностей, а позднее - к самостоятельному определению.