Применение счета в разных видах детской деятельности.

Закрепление навыков счета требует большого количества упраж­нений. Упражнения в счете должны быть почти на каждом заня­тии до конца учебного года.

Однако, обучая счету, не следует ограничиваться проведе­нием формальных упражнений на занятиях. Педагог постоянно использует и создает различные жизненные и игровые, ситуа­ции, требующие от детей применения навыков счета. В играх с куклами, например, дети выясняют, хватит ли посуды для «приема гостей», одежды для того, чтобы собрать кукол «на прогулку», и пр. В игре «в магазин» пользуются чеками-карточ­ками, на которых нарисовано определенное количество предме­тов или кружков. Воспитатель своевременно вносит соответству­ющие атрибуты и подсказывает игровые действия, включающие счет предметов.

В быту часто возникают ситуации, требующие выполнения счета: по заданию педагога дети выясняют, хватит ли тех или иных пособий или вещей детям, сидящим за одним столом (коробок с карандашами, подставок, тарелок и пр.). Дети счи­тают игрушки, которые взяли на прогулку. Собираясь домой, проверяют, все ли игрушки собраны. Любят ребята и просто пересчитывать предметы, которые встречаются по пути.

Стремясь углубить представления детей о значении счета, педагог разъясняет им, для чего люди считают, что они хотят узнать, когда считают предметы. Он многократно на глазах у детей пересчитывает разные вещи, выясняя, хватит ли их для всех. Советует детям посмотреть, что считают их мамы, папы, бабушки.

Обучение приемам отсчета предметов. После того как дети научатся вести счет предметов, их учат отсчитывать предметы, самостоятельно создавать группы, содержащие определенное число предметов. Данной работе отводится 6—7 занятий. На этих занятиях параллельно идет работа и по другим разделам программы.

Обучение отсчету предметов начинают с показа его при­емов 1. Обычно новый способ действия поглощает внимание ре­бенка, и он забывает, сколько предметов надо отсчитать. Мно­гие дети, отсчитывая, соотносят числительные не с предметами, а со своими движениями, например берут в руку предмет и произносят один, ставят его и говорят два. Объясняя способ действия, воспитатель подчеркивает необходимость запомнить число, показывает и разъясняет, что предмет надо брать молча и только тогда, когда он поставлен, называть число.

При проведении первых упражнений детям дается образец (карточка с кружками или рисунками предметов). Ребенок от­считывает по образцу столько игрушек (или вещей), сколько кружков на карточке. Карточка служит средством контроля за результатами действия. Дети считают кружки про себя. Круж­ки на карточке-образце могут быть расположены по-разному.

Вначале ребенок получает образец в руки, а позднее педа­гог его только показывает.

Особенно полезны упражнения в уравнивании совокупно­стей предметов типа «Отсчитай и принеси столько пальто, чтобы всем куклам хватило». Ребенок считает игрушки и приносит требуемое. Данные упражнения позволяют подчеркнуть значе­ние счета.

На третьем занятии дети учатся отсчитывать предметы по названному числу («Отсчитай и принеси 4 зайчика»). Педагог постоянно предупреждает их о необходимости запоминать чис­ла. От упражнения в воспроизведении одной группы дети пере­ходят к составлению сразу двух групп, к запоминанию двух чисел («Принеси 3 зайчика и 4 морковки»). Давая такие за­дания, называют соседние в натуральном ряду числа. Это по­зволяет попутно упражнять детей в сравнении чисел.

Детям предлагают не только отсчитать определенное коли­чество предметов, но и расположить их в определенном месте, например поставить на верхнюю или нижнюю полочку, поло­жить на столе слева или справа и т. п. Приемы отсчета могут быть показаны детям и раньше, в ходе обучения счету. Это позволяет разнообразить приемы работы с раздаточным мате­риалом. Но в этот период не дается установок на запоминание итогового числа, и при необходимости педагог его напоминает.

Воспитатель меняет количественные соотношения между од­ними и теми же предметами, а также место их расположения. Устанавливаются связи между числом, качественными призна­ками и пространственным расположением предметов.

Дети все более самостоятельно, не ожидая дополнительных вопросов, рассказывают о том, сколько, каких предметов и где расположено. Результаты отсчета они проверяют, пересчитывая предметы.

На последних 2—3 занятиях детям предлагают сделать так, чтобы разных предметов было поровну. (Три круга, три квад­рата, три прямоугольника— всех фигур по три.)

Общим признаком для всех групп предметов в данном слу­чае является равное их количество. После таких упражнений дети начинают понимать обобщающее значение итогового чи­сла.

Счет множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным). Наряду с опорой на зрительное восприятие (наглядно представленных множеств) важно упражнять детей в счете множеств, воспринимаемых на слух, на ощупь, учить их вести счет движений.

Счет звуков, движений, счет на ощупь служит обобщению деятельности счета, создает предпосылки для самостоятельного применения ее детьми в разных условиях.

Упражнения в счете на ощупь, а также в счете звуков про­водят, не предлагая детям закрывать глаза. Это отвлекает ре­бят от счета. Воспитатель извлекает звуки за ширмой, чтобы дети только слышали их, но не видели движений руки.

Дети считают на ощупь предметы, помещенные в мешочки. Для этой цели используют разные пособия. Например, можно считать пуговицы на карточках, отверстия в дощечке, игрушки в мешочке или под салфеткой и т. п. Соответственно и звуки извлекаются на разных музыкальных инструментах: барабане, металлофоне, палочках.

Вариативность заданий поддерживает у детей интерес к ним.

Упражняя детей в счете движений, им предлагают воспро­извести указанное количество движений либо по образцу, либо по названному числу: «Постучи столько раз, сколько раз уда­рит молоточек», «Присядь четыре раза». Воспитатель посте­пенно усложняет характер движений, предлагая детям притоп­нуть правой (левой) ногой, поднять левую (правую) руку, на­клониться вперед и т. п. Однако не следует четырехлетним детям предлагать слишком сложные движения, так как они бу­дут отвлекать внимание малышей от счета.

См.: Леушина А. М.Обучение счету в детском саду. М., 1959, с. 52.

Сопоставляются множества, воспринятые разными анализа­торами, что способствует образованию межанализаторных свя­зей и обеспечивает обобщение знаний о числе. Детям предлага­ют, например, поднять руку столько раз, сколько они услышали звуков, или сколько пуговиц было на карточке, или сколько игрушек стоит.

Данная работа ведется параллельно с упражнениями в от­счете предметов и в большой мере увязывается с ними.

ВЕЛИЧИНА

Обучение сравнению размера предметов.В Iи начале II квартала упражнениям в сравнении размера предметов отво­дится небольшая часть занятий, при этом они чаще увязываются с работой по обучению счету (см. занятия 1, 4, 5, 8, 11). Цель упражнений — закрепить умение сравнивать 2 предмета конт­растного и одинакового размера по длине, ширине, высоте, толщине и общему объему, пользуясь приемами приложения и наложения, а также на глаз.

Педагог постепенно уменьшает контрастность в размере пред­метов до 5—4 см у демонстрационного материала и до 3—2 см ураздаточного. Используются предметы, с которыми дети по­стоянно встречаются: шарфики, ленточки, дощечки, веревки, ска­калки, листы бумаги, коробочки, башенки, матрешки и пр.

Воспитатель напоминает детям, как пользоваться приемами приложения и наложения для сравнения разных величин.

Сравнивая размер предметов на глаз, дети посредством при­ложения проверяют правильность своего предположения.

В их речи должны найти отражение не только отношения предметов по размеру («длиннее — короче» и др.), но и способы установления этих отношений. Полезно задавать вопросы: «Как узнать, какая ленточка шире? Как надо приложить? Как можно проверить, что синий шарфик шире белого?» И т. п. Дети будут более осознанно пользоваться соответствующими ориентировоч­ными действиями.

Во II квартале детей впервые начинают учить сравнивать ианализировать размеры предметов, рассматривая сразу 2 изме­рения: длину и ширину.

В средней группе ограничиваются сравнением длины и ши­рины плоских предметов. Длина или ширина выявляется в ходе сравнения 2 предметов контрастного размера, отличающихся только длиной либо шириной.

Проводя данную работу, необходимо широко использовать двигательный анализатор, например предлагать детям провести рукой вдоль предметов при сравнении их длины, поперек — при сравнении ширины, снизу вверх от основания до верхнего края предметов — при сравнении высоты. Внимание детей обращает­ся на то, по какому предмету пальчик (рука) «дольше бежит»: по длинному или короткому

Разводя руки или раздвинув паль­цы, дети показывают, какой длины (ширины и др.) предмет. Воспитатель фиксирует их внимание на степени разведения рук или пальцев: широко раздвинули, немного, чуть-чуть раздви­нули 1. Привлечение двигательного анализатора служит более четкому восприятию детьми размеров предметов.

Дети сравнивают длину и ширину предметов, находят пред­меты, равные по ширине, но разные по длине, равные по длине, но не равные по ширине, равные по длине и ширине.

Данной работе посвящают 3 специальных занятия. На них же параллельно закрепляют материал других разделов «Про­граммы» («Величина», «Форма»).

Обучение установлению отношений между 3—5 предметами по размерам.После того как дети научатся сравнивать разме­ры (длину, ширину, высоту) двух предметов, переходят к упраж­нениям в установлении отношений между размерами 3—5 пред­метов. Дети учатся раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и, наконец, по объему п целом.

Отличие в размерах двух сравниваемых предметов (в длине, ширине и т. д.) вначале выражено в 5—6 см и постепенно уменьшается до 2 см.

Сначала дети раскладывают 3 предмета в ряд по порядку, ориентируясь на образец упорядоченного ряда. В дальнейшем они учатся действовать по правилу. Дети усваивают, например, что разложить предметы в ряд по порядку с самого длинного можно, выбирая каждый раз самый длинный предмет из остав­шихся. Внимание их постоянно обращается на то, что тот пред­мет, который был выбран как самый длинный (или короткий), оказался вдруг короче (длиннее) того, который поместили в ряд перед ним. Дети должны каждый предмет попарно сравни­вать с предметами, находящимися непосредственно впереди и сзади него. («Красный цилиндр выше синего. Красный цилиндр ниже желтого".) На этой основе они учатся понимать, что оцен­ка размером предметов носит относительный характер.

Педагог предлагает детям назвать размер предметов «по по­рядку», «пошагать по лесенке вверх и вниз», как бы фикси­руя в их сознании определенность направления ряда (каждый следующий предмет больше или меньше предыдущего).

Раскладывая полоски и другие предметы разной длины, дети подравнивают их края слева, а раскладывая предметы разной ширины, подравнивают (совмещают) верхние или нижние края предметов, добиваясь, чтобы они находились на одной прямой линии.

Некоторые дети затрудняются подравнивать края с одной стороны. Целесообразно дать им листы бумаги, на которых, например, вдоль левого края (при сравнении полосок по длине) проведена вертикальная линия; по ней и равняют полоски.

1 Прием Березиной Р. Л.

Большое внимание уделяется развитию глазомера детей. На­пример, им предлагают найти на глаз предмет, больший (меньший) образца, равный образцу, выбрав его из 4—5 предметов. Дети учатся находить предметы, равные мерке. Мерка теперь используется в качестве промежуточного средства в целях пере­хода от прикладывания сопоставляемых предметов друг к другу к глазомерному действию 1 .

Упражнения в раскладывании предметов в ряд по размеру выполняются на 7—8 занятиях во II и III кварталах. Сначала они занимают основную часть занятий, затем им отводят 4— 6 мин. во второй или третьей части занятий, посвященных из­учению материала других разделов программы.

Знания и навыки, полученные детьми на занятиях по мате­матике, необходимо систематически закреплять и применять в разных видах детской деятельности. Дети могут рисовать лен­точки, дорожки, равные и не равные по длине и ширине. Подби­рать полоски нужного размера для ремонта книг, коробок. Уха­живая за растениями уголка природы, сравнивать высоту и тол­щину стебля, длину, ширину и толщину листьев и пр.

Вне занятий целесообразно периодически использовать ди­дактические игры, позволяющие закреплять и развивать соот­ветствующие знания, умения, навыки 2.

ФОРМА

Работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов. Большое зна­чение имеет установление связи этой работы с обучением раз­ным видам изобразительной деятельности, так как потребность воссоздать предмет (нарисовать, вылепить, сконструировать) вызывает необходимость четкого, расчлененного восприятия его формы.

Различение геометрических фигур и ознакомление с неко­торыми их свойствами. В I квартале у детей закрепляют уме­ние различать и правильно называть круг, квадрат, треуголь­ник. Модели данных фигур широко используются в 'качестве раздаточного материала для упражнения детей в установлении количественных отношений между совокупностями предметов и в счете. Обучая счету, педагог попутно закрепляет представ­ление детей о данных фигурах. Он предлагает детям обвести контур модели, ощупать ее, отобрать модели указанной формы (выбрать, скажем, все квадраты). Дети сравнивают количество фигур разного вида или одного вида, но разного цвета или размера. («Чего больше: квадратов или треугольников? Боль­ших треугольников или маленьких?» И т. п.)

1 См.: Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л. А. Венгера. М., 1973, с. 12. «Таи ж е, с. 77—79, 82—83.

В этот период обучения могут использоваться игровые упражнения, например: «Покажи такую же фигуру!» «А у вас?»

Воспитатель постоянно меняет наглядный материал. Одну и ту же фигуру он представляет моделями разного цвета, размера и т. д. Каждый раз предлагает детям назвать цвет, размер."

Выделение несущественных свойств моделей наряду с их существенными свойствами создает предпосылки для обобщения знаний о фигурах. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются постоянными. Ориентируясь на них, дети узнают фи­гуры.

С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, срав­нивая модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоуголь­ник с квадратом, шар с кубом, цилиндр с кубом и шаром. Сна­чала их сравнивают попарно, а затем сопоставляют группы фи­гур, например квадраты с треугольниками и т. п.

Рассматривание и сравнение фигур проводит в определен­ном порядке: «Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?»

Определенный порядок вопросов приучает детей последова­тельно рассматривать и обследовать фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств (цвет, раз­мер, материал, положение в пространстве). Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уро­вень представлений о них определяется богатством опыта во­сприятия формы.

Большое значение имеет осязательно-двигательное обследо­вание моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает вос­приятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят её контур. Педагог побуждает их следить за движением пальца по контуру фигуры: «Посмотрите, как палец побежит!» Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности.

Действуя с моделями, дети пробуют их катать, ставить в разные положения и выявляют их устойчивость или неустойчи­вость.

Взаимное наложение одной фигуры на другую: круга и квад­рата, квадрата и прямоугольника, квадрата и треугольника — позволяет детям четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.

Большую пользу приносят упражнения в группировке фигур по форме и другим свойствам, в раскладывании фигур в поряд­ке возрастания и убывания размера. В средней группе для упражнений детей в различении фигур вне занятий широко ис­пользуются игровые упражнения и дидактические игры: «Чего не стало» или «Что изменилось?». Дети говорят, какую фигуру спрятали или заменили.

Игра «Чудесный мешочек» проводится в разных вариантах. Дети узнают фигуры, находят их па ощупь по зрительно воспри­нимаемому образцу или, напротив, зрительно находят фигуры по осязательно воспринимаемому образцу.

Игры «Найди свой домик», «Самолеты» позволяют разви­вать константность (устойчивость) в восприятии формы. Доми­ками, аэродромами в этих играх служат выложенные из шнуров квадраты, треугольники и др. Целесообразно при повторном про­ведении данных игр увеличивать размер таких домиков и аэро­дромов.

Для индивидуальных упражнений используются игры «Най­ди пару», «Подбери фигуры к карточке» и др. Дети соотносят цветное и контурное изображения фигур, подбирают соответст­вующие формы.

Сопоставление формы предметов с геометрическими образ­цами. Важное значение в средней группе придают обучению детей способам сравнения формы предметов с геометрическими образцами. У ребенка развивают умение видеть, какой геометри­ческой фигуре или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета.

Сначала дети упражняются в сопоставлении геометрических фигур с предметами сходной формы. Они подбирают предметы к моделям фигур. Так удается отделить модели геометрических фигур от других предметов, придать им значение образцов1

Проводятся игровые упражнения: «Найди предмет такой же формы», «Найди то, что я скажу» 2 и др.

От непосредственного сравнения формы предметов с геомет­рическими образцами дети переходят к словесному определению формы предметов.

Для упражнений вначале подбирают предметы простой фор­мы, не имеющие деталей. Целесообразно использовать предметы как одного вида (разной формы — флажки, дощечки и т. п.), так и разного вида (платок квадратный, шарфик прямоуголь­ный, косынка, галстук — треугольные).

Дети выбирают предметы указанной формы (из 4—5 шт.); подбирают картинки с изображением предметов соответствую­щей формы; называют, какой формы предметы нарисованы, на таблице. Несколько позднее им предлагают найти предметы ука­занной формы в определенных местах комнаты («Посмотрите, есть ли на полочке предметы, похожие на цилиндр»), проводят игры «Путешествие по групповой комнате», «Найди то, что спрятано» 3.

1 См.: Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л. А. Венгера. М., 1973, с. 11,

2 Т а м ж е, с. 60—62.

3 Там же, с. 64—65.

Постоянно используют приемы осязательно-двигательного обследования предметов. Дети обводят контур предметов, ощу­пывают их. Можно задать, например, такие вопросы: «Как вы догадались, что косынка треугольная, а тарелка круглая? Чем похожи предметы?» Дети делают обобщение по признаку формы.

В конце года им предлагают описать форму предметов, со­стоящих из 2—5 частей (неваляшка, машина и др.).

Вне занятий проводятся игровые упражнения с целью раз­вития у детей умения зрительно расчленять форму предметов на части и воссоздавать предмет из частей. Для этого проводят выкладывание орнамента по рисунку 1, используют разнообраз­ные кубики, мозаику, разрезные картинки, игрушки (грибы, яго­ды), игру «Узнай предмет по его части» и др.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

В средней группе ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему: ввер­ху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. Основой различения пространственных направлений служит различение частей тела, определение сторон на самом себе. В начале учебного года вы­ясняют, в какой мере дети умеют ориентироваться на себя, и закрепляют данное умение.

Большое внимание уделяют упражнениям в различении ле­вой и правой рук, так как ориентировка в левом и правом дает­ся детям данного возраста с известным трудом; закрепляют умение показывать рукой (флажком, палочкой) вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.

Определение пространственного расположения предметов от­носительно себя. Научив детей ориентироваться на себя, ука­зывать, направления вперед, назад и т. д., можно перейти к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Вна­чале детям предлагают определить расположение только двух игрушек или вещей, находящихся от них в противоположных направлениях: впереди—сзади, справа—слева. Позднее количе­ство предметов увеличивают до 4. Предметы сначала распола­гают на небольшом расстоянии от ребенка («рядом»). Постепен­но это расстояние увеличивают.

После того как ребенок определит расположение предметов, полезно предложить ему повернуться налево или направо (на 90°), а позднее — кругом (на 180°). В дальнейшем это позволит детям понять относительность в определении местоположения предметов от самого себя. Повернулся, ребенок налево, и Чебурашка теперь сидит перед ним (впереди), а не слева от него. Наиболее эффективными являются упражнения, связанные с движениями, перемещением детей.

Упражнения в определении пространственного расположения предметов проводят как на занятиях, так и в повседневной жизни. Большое значение придают использованию дидактиче­ских игр: «Угадай, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?» и др.

Обучение умению передвигаться в указанном направлении.После того как дети приобретут умение различать и называть основные пространственные направления, их учат передвигаться в указанном направлении. Для этого целесообразно вна­чале использовать игру «Куда пойдешь, что найдешь?» 1. Цель ее — упражнять ребят в действенном различении и обозначении основных пространственных направлений.

Организация обстановки. Воспитатель в отсутст­вие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, сле­ва, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку и т. п.

Ход упражнения. Воспитатель объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки». Вы­звав ребенка, он говорит: «Вперед пойдешь— мишку найдешь, назад пойдешь — матрешку найдешь. Куда же ы хочешь пойти и что там найдешь?»

Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игруш­ку и где нашел. («Я пошел назад и на полочке нашел матреш­ку».)

Примечание. Вначале ребенку предлагают выбирать направление только из двух парных предложенных ему направлений (вперед — назад, налево — направо), а позднее — из четырех. Постепенно увеличивают коли­чество игрушек, расположенных с каждой стороны. Задание можно предла­гать одновременно 2 детям.

Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко». Представления «ближе», «дальше», «близко», «дале­ко» дети получают, производя те или иные действия с игруш­ками и предметами. «Чей мяч покатился дальше? Кто дальше бросил снежок?» — подобные вопросы привлекают внимание де­тей к расстоянию. Они постепенно усваивают значение слов: ближе, дальше, близко, далеко.

На занятиях проводят несколько специальных упражнений, позволяющих уточнить данные представления (см. занятия 19—21).

1 Из опыта работы детского сада № 2 г. Кондопоги (заведующая И. И. Федоренко).

Развитие ориентировки на листе бумаги, на поверхности стола. В средней группе большое внимание на занятиях по ма­тематике уделяют развитию у детей ориентировки на листе бумаги, на плоскости стола. С первых занятий им предлагают найти верхнюю и нижнюю полоски счетной карточки, разложить определенное количество предметов вверху и внизу или слева и справа.

Проводятся специальные упражнения с целью научить детей определять и обозначать пространственное расположение гео­метрических фигур на таблице, воссоздавать расположение. Рас­сматривают образец в определенном порядке. Сначала дети на­зывают фигуру, расположенную в центре (посередине), а затем вверху и внизу или слева и справа от нее; в соответствующем порядке они воспроизводят узор. Используются таблицы, на которых изображено от 3 до 5 геометрических фигур. Упражне­ния проводятся как фронтально, так и с подгруппами детей.

Для закрепления умения ориентироваться на плоскости, опре­делять взаимное расположение картинок слева, справа или посе­редине, вверху и внизу используют игры типа «Парные картин­ки». Ребенок должен сначала описать, как расположены 3 иг­рушки на карточке, а после найти парную.

Использование жизненных ситуаций для развития ориенти­ровки в пространстве. Для развития ориентировки в простран­стве наряду со специальными упражнениями широко использу­ются разнообразные жизненные ситуации. Ориентировка в про­странственных направлениях — непременный компонент любого практического действия.

Большие возможности для соответствующих упражнений предоставляют физкультурные и музыкальные занятия, утрен­няя гимнастика и подвижные игры.

Четкая ориентировка в пространстве обусловливает правиль­ное выполнение двигательных упражнений. Педагог постоян­но указывает направление движения (действия): «Повернитесь палево (направо), поднимите вверх!» И т. п.

Не следует подменять слона, обозначающие пространствен­ные направления, называнием предметных ориентиров («Повер­нитесь к окну» и т. п.).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Как и в младшей группе, ориентировка во времени развива­ется у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.

Педагог уточняет представление детей о частях суток, свя­зывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрос­лые утром, днем, вечером, ночью.

Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представле­ния о сутках. Разговор может быть построен примерно так:

сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают дети днем в детском саду и т. д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь — это части суток.

Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят от­носительный характер. Детям трудно их усвоить. Поэтому не­обходимо как можно чаще пользоваться словами: сегодня, завт­ра, вчера и побуждать детей к их употреблению. Воспитатель постоянно обращается к ним с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?»

Значение слов быстро — медленно раскрывают на конкрет­ных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на сте­пень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, за-тем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, укоряет медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, авто­мобиля и поезда, гусеницы и жука.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

Цель. Закрепить умение выделять отдельные предметы из группы и объединять предметы в группы; находить признаки, общие для всех предме­тов группы, и признаки, общие лишь для части предметов; закрепить умение находить много предметов и один предмет в указанных местах комнаты, на­зывать количество предметов, согласуя числительное один с существительны­ми в роде, числе и падеже. Упражнять в сравнении размеров предметов, от­личающихся длиной, шириной или высотой.

Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель привозит на машине много вы­соких и низеньких елочек, по числу детей в группе. Обращает внимание ребят на то, что елочек много, сравнивает размер двух елочек (одна елочка выше другой, одна елочка высокая, другая низкая).

Далее раздает детям по 1 елочке и выясняет, какого размера елочка, каково количество елочек у каждого ребенка (вызывает 3—4 детей). Предла­гает ребятам догадаться, что надо сделать, чтобы на поляне (на столе) стало много елочек. После вопросов воспитателя все приходят к выводу: надо всем посадить по одной елочке, тогда их станет много.

Затем воспитатель предлагает посадить высокие елочки в один ряд (подальше), а низкие — в другой (ближе). Дети выходят по очереди и са­жают свою елочку в тот ряд, где елочки такой же высоты. Обобщая ответы детей, педагог подчеркивает, что каждый посадил по 1 елочке, а на поляне стало много елочек, что елочки разной высоты, в одном ряду высокие, в дру­гом — низкие. На поляне много высоких и низких елочек.

2-я часть (организация обстановки). Воспитатель заранее раз­мещает на отдельных предметах: на полочке, фланелеграфе, столе, ковре — группы однородных вещей или игрушек и единичные предметы. В состав групп входят предметы разного размера, например длинные и короткие скамеечки из строительного материала (дощечки), высокие и низкие башенки (домики), высокие и низкие елочки, большие и маленькие кубики.

Детям предлагают поиграть в «поезд». По сигналу «Поезд идет!» дети делают круговые движения руками. Поезд останавливается на станциях «Полочка», «Стол» и т. п.

Дети называют, сколько и каких предметов они увидели на данной станции. Педагог обращает их внимание на размер предметов, выясняет, например, что есть длинные и короткие скамеечки, большие и маленькие кубики и т. п. Размеры предметов сравнивают, используя прием приложения.

Занятие 2

Цель. Закрепить умение находить много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке (рассказывать о том, каких игрушек на столе много, какая — одна); закрепить умение прикладывать к группам игрушек равное количество других игрушек; раскладывать игрушки правой рукой слева направо.

Организация обстановки. До занятия воспитатель помещает на отдельные столы группы предметов, состоящие, например, из таких игрушек: много белочек (4) и один зайчик, одна белочка и много зайчиков (5), много медвежат (4) и один котенок, один медвежонок и много ко­тят (3).

На каждый стол ставят тарелку с соответствующими угощениями: оре­хами, морковками, конфетами, блюдечки с молоком.

Ход занятия (игровое упражнение «Угостим зверей»). Воспитатель рассматривает с детьми обстановку и объясняет задание: «Тот, кого я вы­зову, подойдет к столу и расскажет, какие игрушки на нем стоят и сколько их». Она вызывает 4 детей. Важно, чтобы ребенок, называя предметы, ука­зывал их количество («Много белочек и один зайчик».)

Далее педагог говорит: «Сейчас мы угостим наших зверей. У нас много зверей, надо их всех угостить. Каждому мишке надо положить по 1 конфе­те, каждой белочке дать по 1 ореху, а каждому зайчику что нужно по­ложить?»

Воспитатель напоминает детям прием приложения. Для выполнения за­дания он по очереди вызывает к каждому столу по 1 ребенку. Выполнив задание, малыш рассказывает, что сделал.

В заключение организуется проверка («всех ли зверей угостили»). Вы­званные дети подходят к одному из столов и рассказывают, что на нем стоит.

Занятие 3

Цель. Закрепить умение определять, в каком из 2 множеств больше (меньше) предметов или в них равное число предметов, пользуясь приемами наложения и приложения; закрепить умение раскладывать предметы правой рукой слева направо; приучать детей пользоваться словами и выражениями:

столько — сколько, поровну, больше —- меньше (по количеству); упражнять в воспроизведении количества звуков, движений в пределах 3 без счета; за­крепить умение различать и правильно называть круги и квадраты.

Ход занятия. 1-я часть. На столе у воспитателя в беспорядке рас­ставлены желтые и синие (большие и маленькие) кубики, по 5 шт. каждого цвета.

Все кубики делят на 2 подгруппы: желтые и синие, выясняют, поров­ну ли их. Добавляют (убирают) желтый или синий кубик. Каждый раз с помощью наложения или приложения устанавливают отношения «поров­ну», «больше», «меньше».

2-я часть (работа с раздаточным материалом). У каждого ребенка кар­точка с 2 полосками (на верхней полоске карточки нарисованы 4 красных кружка, нижняя полоска свободная) и коробочка, в которой 5 кружков, но другого цвета, и 5 квадратов.

Сначала детям предлагают взять круг и квадрат и попробовать их покатать. Воспитатель спрашивает: «Почему круг катится, а квадрат не катится?» «Обведите пальчиком круг (квадрат)»,— советует он детям. Рас­смотрев фигуры, дети убирают их в коробочку. Затем дает задание: поло­жить на нижнюю полоску столько же синих кружков, сколько на верхней полоске. Задает вопросы: «Сколько положили кружков? Поровну ли круж­ков на верхней и нижней полосках?» После этого предлагает убрать (доба­вить) один кружок с нижней полоски и спрашивает: «Почему вы думаете, что синих кружков стало меньше (больше)? Где больше кружков? Где мень­ше?»

Аналогичную работу проводят с квадратами.

3-я часть. Воспитатель вызывает детей и предлагает им ударить по ба­рабану, постучать палочкой о палочку, похлопать в ладоши столько раз, сколько раз постучал он сам.

Занятие 4

Цель. Продолжать упражнять детей в установлении отношений «рав­но» («поровну», «столько — сколько»), «больше», «меньше» между двумя группами предметов, пользуясь приемами наложения и приложения; упраж­нять в различении больших и маленьких моделей, квадрата и треугольника; закреплять умение устанавливать соотношение между двумя предметами по длине, употреблять слова: длиннее — короче, длинный — короткий.

Ход занятия. 1-я часть. На наборном полотне воспитатель разме­щает 3 больших треугольника в нижнем ряду и 4 маленьких —в верхнем. Спрашивает: «Каких треугольников больше, каких меньше?» Предлагает 1—2 ребятам показать и назвать.

Затем дети закрывают глаза, а воспитатель меняет количественное соот­ношение между большими и маленькими треугольниками. Открыв глаза, дети говорят, каких треугольников стало больше (меньше).

Далее двое детей показывают, каких треугольников больше, каких меньше.

2-я часть (работа с раздаточным материалом). У каждого ребенка кар­точка с 2 свободными полосками и тарелочка с 4 большими и 3 маленькими квадратами. Дают задание; положить на верхнюю полоску карточки все большие квадраты, а на нижнюю —все маленькие квадраты так, чтобы каж­дый маленький квадрат был точно под большим. Задают вопросы: «Каких квадратов больше (меньше)? Как вы догадались, что Маленьких квадратов меньше, чем больших?» Затем предлагают убрать 1 большой квадрат, после чего выясняют, что квадратов стало поровну.

3-я часть. Воспитатель показывает 2 карандаша и спрашивает: «Какой длиннее? Какой короче? Как проверить?» Вызывает ребенка и предлагает ему приложить один карандаш к другому. Далее показывает таблицу, на которой в 2 горизонтальных ряда друг под другом изображены карандаши контрастных размеров: вверху — 4 коротких, внизу — 3 длинных. Задает вопросы: «Каких карандашей больше (меньше): длинных или коротких? Как узнали?» 2—3 детей отвечают на вопросы с места.

Если останется время, можно показать таблицу, на которой нарисованы 4 высо

Наши рекомендации