Досуг – это деят-сть, кот-я наполняет свободное время человека. Сущ. 2 формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная
Понятие «досуг». Виды и формы досуговых мероприятий
Время, оставшееся после выполнения необходимых физиологических актов делится на: труд (обязательные занятия, подчиненные определенным правилам и требованиям) и досуг (свободное время, которым человек может распоряжаться по собственному усмотрению). Человек может целенаправленно заполнять свой досуг самообразованием, спортом, туризмом, самодеятельным творчеством и т.д. и тогда досуг становится культурно-досуговой деятельностью.
Досуг – это деят-сть, кот-я наполняет свободное время человека. Сущ. 2 формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.
Виды досуговой деятельности: Самообразование, Общественная деятельность, потребление культурных ценностей, Занятие спортом, Туризм и путешествия, Развлечения, Общение с людьми, Общение с природой, Пассивный отдых, Антисоциальные виды досуга.
Рациональный досуг–это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона.
В основе организации досуга лежат следующие методы:
1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)
2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)
Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.
СКД в эпоху Екатерины II. 1729–1796), росс. императрица, урожденная София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская. Годы правления 1762 – 1796.
В 1744 была обручена и в 1745 обвенчана с великим князем и наследником престола Петром Федоровичем, племянником императрицы Елизаветы. Этот брак деятельно поддерживал прусский король Фридрих, который видел в нем возможность улучшить отношения с Россией. В замужестве принцесса приняла имя Екатерины Алексеевны и перешла из лютеранства в православие. Она быстро научилась говорить и писать по-русски, стала ходить в православную церковь и окружила себя русскими советниками. Она была образованной женщиной, много читала и писала, интересовалась историей, философией, политикой и литературой. В числе экономических мероприятий времени ее царствования – открытие Кредитного банка, введение бумажных денег, сокращение обременительного налога на соль. Екатерина покровительствовала Вольному экономическому обществу, занятому распространением сельскохозяйственных знаний.
В ее правление были разрешены частные типографии, она поощряла литературные занятия, сама писала статьи и пьесы, в которых проводила прогрессивные западные идеи. При Екатерине начали выходить многие журналы. В 1783 была основана Академия российская, научный центр для изучения русского языка. Ее первым президентом стала Е.Р. Дашкова. Одновременно она занимала и второй не менее ответственный пост – директора Петербургской академии наук. Деятельность Е.Р. Дашковой была плодотворной. Она очень быстро наладила научную и издательскую деятельность Академии наук, а в качестве первоочередной задачи определила создание словаря национального русского языка. Это был первый толковый и нормативный словарь на 40 тыс. слов, открывший начало русской лексикографии. Открылся первый книжный магазин. Академия наук начала публикацию русских летописей. Для изучения географии России организовывались научные экспедиции.
В период правления Екатерины был основан Университет Герцена (образовать и воспитать новую породу людей). Открылось много школ, включая первые школы для девочек, воспитательные дома (закрытые учебные заведения). Основан Смольный институт благородных девиц. Эти учебные заведения были абсолютно оторваны от жизни. Московский университет становится крупнейшим культурным центром. В 1783 Екатерина организовала медицинскую службу для наблюдения за состоянием здоровья населения. Она учреждала больницы и психиатрические лечебницы. Чтобы показать пример подданным, она сделала себе и сыну Павлу прививку против оспы.
В этот период организовываются многочисленные экспедиции (В. Беринга, А. Чирикова, Д. и Х. Лаптевых, С. Крашенинникова, С. Малыгина), обследовали побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов, территории Прикаспия, Сибири, Камчатки. Изучение и описание национального состава населения, природных и климатических условий, составление карт.
При существенных изменениях в области быта, нравов, организации новых учреждений образования и науки интенсивно шел процесс формирования культурного слоя российского общества.
Русская культура XVIII века резко отличалась от культуры предшествующего столетия. Появился новый стиль – классицизм, затем его сменяет романтизм. В то же время она сохранила свое своеобразие и не стала копией европейских стилей. Во 2 половине XVIII века русские архитекторы, нередко крепостные, создали неповторимые дворцово-парковые ансамбли, принадлежавшие русским вельможам: Архангельское, Кусково и Останкино, Кузьминки. Заканчивается господство барокко и наступает время классицизма, использовавшего наследие архитектуры Древней Греции и Рима. Наступает расцвет русской скульптуры. Э. Фальконе выразил свое понимание личности Петра в памятнике императору на Сенатской площади.
Со второй половины XVIII в. начинает формироваться одна из богатейших коллекций мира – Эрмитаж. Датой его основания считается 1764 год – год покупки Екатериной II в Берлине коллекции картин художников, преимущественно голландской и фламандской школ. Уже в 1774 г. каталог насчитывал более двух тысяч произведений (картины, гравюры, рисунки, произведения античности, монеты, медали, книги – библиотека Вольтера. Русская живопись и скульптура достигают значительных высот. Появляются первые русские композиторы.
В XVIII в. получил развитие русский театр, который уже был не театром царской семьи, а превратился в публичный театр. Наряду с первыми постоянными профессиональными государственными публичными театрами в Петербурге и Москве, существовали крепостные театры. В XVIII веке широкое распространение в России получило музыкальное искусство. С участием заруб-х и русских исполнителей начинают проводиться домашние и публичные концерты. Русские композиторы Е.И. Фомин, О.А. Козловский, Д.С. Бортнянский и др. создают музыкальные произведения в различных жанрах – от оперы до романса.
Широко развивается издательская деятельность. Растет число поэтов и писателей. Писатели того периода являлись представителями классического стиля в литературе. Оды, лирические песни, басни, эпиграммы, сатира, трагедии и комедии – вот то жанровое разнообразие, которое составили Антиох Кантемир, реформатор русского языка и стихосложения В.К. Тредиаковский, основоположник русской драматургии А.П. Сумароков, блестящий автор комедий Д.И. Фонвизин, крупнейший поэт своей эпохи Г.Р. Державин. Эпоха Екатерины недаром считается началом "Золотого века" русской литературы.
У Екатерины II был большой дипломатический талант. Пользуясь советами выдающихся людей она разумно направляла внешнюю политику России. Екатерина II считала себя продолжательницей дела Петра Великого. При Екатерине национальный престиж России заметно возрос. Страна значительно продвинулась в культурном отношении, было положено начало развитию национальной литературы и прогрессу российской науки.
Общ. характеристика ресурсной базы СКД. Разновидности ресурсов организаций социокультурной сферы
В организационно-технологическом контексте СКД предстает в виде способа организации ресурсов для достижения поставленных целей и задач, получения определенных результатов. Ресурсная база пр. з. как совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг. Уже сам факт наличия ресурсов определяет производственный потенциал субъектов СКД, реальную возможность реализации социально-культурных проектов и инициатив.
Ресурсную базу характ-ют неск. разнов-й ресурсов:
нормативные ресурсы - массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подготовки и проведения социально-культурной деятельности;
· кадровые ресурсы вкл-ют номенклатуру специалистов, а также технического и вспомогательного персонала, по своим характеристикам, прежде всего профессиональному, интеллектуальному и демографическому уровню, соответствующих назначению (набору функций) организации и обеспечивающих качество производимого культурного продукта (благ и услуг);
· технологические ресурсы вкл-ют технологии и методики, используемые в социокультурной практике, гибкость и адаптивность технологических методов, количество и качество конкурентоспособных идей, научно – исследовательские и проектные работы;
· информационно-методические ресурсы объединяют качество и количество располагаемой информации об организации и ее внешней среде, а также все возможные средства и способы организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области СКД;
· финансовые ресурсы состоят из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, использование которых не противоречит действующему в Российской Федерации законодательству;
· материально-технические ресурсы включают в себя специальное оборудование, имущество, инвентарь для производства и эксплуатации культурного продукта (благ и услуг) и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности. Составной частью является недвижимость, необходимая для оптимального функционирования объектов социокультурного назначения. К видам недвижимости относятся: здания, помещения, специально обустроенные сооружения и территория под ними;
· морально-этические ресурсы – это совокупность принципов, норм и требований, определяющих согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и доброй воли;
· позитивные рыночные характеристики (накопленный опыт, конкурентное преимущество, имидж, деловая репутация предприятия, организационная (корпоративная) культура).
СКД декабристов