Культурные ценности и нормы
Важнейшими компонентами картины мира являются культурные нормы и ценности.
Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Нормы — это только такие регулятивы, которые общепризнанны и одобряемы обществом. Это предписания («надо»), запреты («нельзя»), разрешения и рекомендации («можно»). Это социокультурные механизмы управления человеческим поведением. Они складываются в обыденной жизни общества, передаются из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.
Воспитываясь в определенной культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней регулятивы. Он реализует в своих поступках предписанные ему культурой программы поведения, часто даже не сознавая того. Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так и в виде реальных норм поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов (семьи, воспитательных и учебных заведений и т.п.).
Нормы явно или неявно выражаются в разнообразных культурных «текстах»: в языке (нормы и правила речи); в формах морали, права, политической жизни; в обычаях, ритуалах, обрядах, выполнения которых требуют традиции; в образцах поведения родителей, воспитателей, выдающихся людей и т. п.; в общественных институтах, регламентирующих отношения между людьми; в условиях и предметах окружающей нас среды, которые требуют соблюдения определенных правил обращения с ними.
Множество социокультурных норм подразделяется на три основных слоя:
♦ Общекультурныенормы, которые распространяются на всех членов общества. Это правила поведения в публичных местах, правила вежливости, гражданские права и обязанности и т. п.
♦ Групповыенормы, к которым относятся стандарты поведения, характерные для некоторого класса, социальной группы, сообщества или организации.
♦ Ролевыенормы определяют характер поведения человека в соответствии с выполняемой им социальной ролью. Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери, друга.
Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те изменения, которые претерпевает общество. Например, в патриархальной семье дети рано начинали свою трудовую жизнь. Они прежде всего были гарантом обеспеченной старости родителей, добытчиками средств к существованию. Сейчас дети — прежде всего величайшая ценность семьи, в их пользу происходит перераспределение семейного бюджета, для молодежи это означает возможность «продлить детство».
Различные культуры обладают разной степенью нормативности. «Нормативная недостаточность» культуры может вести к росту преступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений. «Нормативная избыточность», наоборот, способствует стабильности общества, твердости и устойчивости общественного порядка, но ограничивает свободу, инициативность и творческую деятельность. И «нормативная избыточность», и «нормативная недостаточность» становятся препятствием для социального прогресса.
Наряду с нормативным поведением возможно поведение ненормативное, девиантное. Девиации - отклонения от нормативного поведения - бывают двоякого рода. Случайные девиации возникают из-за обстоятельств, когда человек оказывается вынужденным нарушить какую-то норму. Он сам раскаивается в содеянном. Регулярные девиации - это намеренно, осознанно осуществляемые формы девиантного поведения людей. К девиациям такого рода относятся самые разнообразные нарушения общепринятых социокультурных норм - от перехода улицы на красный свет до грабежей и убийств. Случайные девиации могут принимать регулярный характер, а регулярные - входить в норму. Так возникают и утверждаются в обществе новые культурные нормы. Например, в области моды. Девиации - это способ изменения социокультурных норм. Поэтому они неустранимы из любой развивающейся культуры.
Культурная картина мира включает в себя и ценности. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности. Ценность — не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нем человек. Решающее значение при этом имеют сложившиеся в культуре представления об объектах и о том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои желания и потребности. Ценность надо отличать от полезности и от истины. Так, ценная вещь может быть совершенно бесполезной, а полезная — не иметь ценности. Ценность реально существующих материальных и духовных благ. Она тем выше, чем больше приближается к идеалу.
Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает ценностное измерение: существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей. Так, в античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигался эстетический подход к миру, в средние века — религиозно-нравственный, в Новое время — научный и стоимостный. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.
Ценности подразделяются на финальные, инструментальные и производные.
♦ Финальные— высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Это самоценности, которые ценны сами по себе (человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь).
♦ Инструментальные— средства и условия, необходимые, в конечном счете, для достижения и сохранения финальных ценностей. Они ценны, поскольку полезны для достижения какой-то цели.
♦ Производные— следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних (медаль, грамота, подарок от любимого человека как знак его любви).
У каждого человека образуется иерархия ценностных ориентаций, но у разных людей неодинакова. Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать по сферам жизни человека: