Культурные ценности и нормы. Этика и этикет в культуре

Аксиология (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни.

В культурологи проблема ценностей занимает особое место, в связи широко распространенным толкованием культуры как совокупности всех ценностей, созданных человечеством. Данный подход находит наиболее яркое воплощение в таком разделе культурологического знания, как историческая культурология, который изучает механизмы порождения и изменения ценностей той или иной цивилизации. Развитие сравнительных культурных исследований (Дильтей, Шпенглер, Тойнби, Сорокин), по сути, означало отказ от поиска универсальной системы ценностей и утверждало множественность равноправных ценностных систем, выявляемых с помощью исторического метода. Аксиологический подход также включает рассмотрение ценностных оснований для возникновения и существования различных социальных групп и субкультурных образований.

Калокагатия (греч. – красивый и хороший) – этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенства. Человек – носитель К. – в истинном своем призвании должен был всецело стремиться к осуществлению коллективных чаяний полиса. Общественно-этическое измерение К. античности трансформировалось в его этико-эстетический парафраз в эпоху Нового времени (гармоничное воспитание, реализующееся в адекватном образе жизни).

Мораль – это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла. Смысл, регулятивная идея, цель морали заключается в следующем: мораль призвана способствовать стабилизации целостности человеческого сообщества и утверждению самоценности человека. Главный принцип морали – принцип гуманизма. Он утверждает самоценность личности «как в своем лице, так и в лице другого» (И. Кант). Функции морали: регулятивная; гносеологическая; воспитательная. Специфика морали: внеинституциональный характер и вездесущность морали. Структура морали: моральная деятельность (поступок-мотив-самооценка); нравственные отношения; нравственное сознание (нормы, нравственные принципы, идеалы).

Норма (лат.Norma – образец)- правило поведения в определенной ситуации; форма регуляции поведения в биологических, технических, социальных системах.

Ритуал (лат. – обрядовый, торжественная церемония) – установленный порядок обрядовых действий, основанный на наделении вещей особыми (символическими) свойствами.

Христианская этика – нравственное учение о спасении бессмертной души и любви к Богу. Главные добродетели христианства – вера, надежда, любовь. Основные заповеди христианства включают как Декалог, так и заповеди Нагорной проповеди. Если этика Ветхого завета выражает принцип равного воздаяния за совершенные поступки, то этика Нового Завета провозглашает принцип любви и непротивления злу насилием.

Ценность - термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смыслового основания, Абсолюту.

Этика –наука о морали; наука о правильном поведении. Древнегреческий философ Аристотель в IVв. до н.э. ввел в научный оборот термин этика, образовав его от греч. слова «ethos», означающего «обычай», «нрав», «характер». Этика для Аристотеля – составная часть политики, поскольку действовать в общественной жизни можно, только обладая этическими качествами, что означает быть человеком достойным. Быть же достойным – значит обладать добродетелями. Поэтому этика – наука о добродетелях. Добродетель – положительное качество характера, которое воспитывается посредством совершения добродетельных поступков. Невозможно стать мужественным, не совершая мужественных поступков, - говорит Аристотель. Аристотель делит все добродетели на этические – добродетели характера, и дианоэтические – добродетели ума. Главные добродетели Античности – мудрость, мужество, умеренность и справедливость.

И. Кант полагал, что этика есть учение о нравственности, теоретическая часть которого соответствует морали, а предмет – понятиям долга и нравственного закона. Основные категории этики: добро и зло; справедливость и несправедливость, долг и совесть; честь и достоинство; счастье, смысл жизни человека.

Этикет-это ритуализированные правила общения, основанные на принципах этики и организованные по законам красоты. Цель этикета создание положительного имиджа; создание благоприятных условий совместной деятельности и общения.

Социальный смысл этикета состоит в том, что этикет выступает исторически необходимой формой общения между людьми в той или иной сфере жизнедеятельности, вместе с тем, этикет предполагает ту или иную степень свободы индивида по отношению к этой форме. Поэтому этикет можно рассматривать как игру.

Этикет бывает: формальной (деловой) и неформальной (гражданской) каждый из них, в свою очередь, делится на повседневные ритуалы и церемониалы.

Принципы современного этикета:

· Принцип гуманизма.

· Принцип целесообразности действий.

· Красота, или эстетическая целесообразность поведения.

· Дань традициям.

Этос (от греч.ethos – обычай, нрав, характер) – обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Наши рекомендации