Структура курсовой работы по истории искусств
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО КАФЕДРЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ЧЕРЧЕНИЯ, ДПИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»
Учебно-методическое пособие
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки: «изобразительное искусство»
Квалификация (степень) выпускника:
«бакалавр»
Кострома, 2013 г.
Содержание:
Введение. 3
Критерии оценки Курсовой работы по Истории искусств. 3
Тематика Курсовой работы по Истории искусств. 4
Структура Курсовой работы по Истории искусств. 4
Приложение. 20
Титульный лист. 21
Введение
Общие положения
Курсовая работа по Истории искусств на художественно-графическом факультете выполняется на кафедре Изобразительных искусств и является научно-исследовательской работой, демонстрирующей навыки самостоятельной научной деятельности студента, полученные в процессе подготовки квалифицированного специалиста высшей школы.
Курсовая работа студента представляет собой труд, в котором систематизированы знания умения и навыки, полученные в ходе освоения дисциплины «История искусств».
Написание курсовой работы по Истории искусств является подготовительным этапом для выполнения выпускной квалификационной работы и, в частности, написания текста к ВКР и защищается в семестр, предшествующий защите дипломной работы. Апробация курсовых работ может производиться на внутри- и межвузовских студенческих конференциях.
Курсовая работа проходит процедуру защиты и оценивается коллегиально членами кафедры.
Объем курсовой работы по Истории искусств составляет 30 – 35 страниц печатного текста, набранного на компьютере: формат – А4; поля по 2,5 см со всех сторон; гарнитура (шрифт) - Times New Roman; кегль – 14; межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25 см.
Курсовая работа может быть принята к защите исключительно в напечатанном виде.
Критерии оценки Курсовой работы по Истории искусств
Курсовая работа по «Истории искусств» оценивается по пятибалльной шкале. Критериями ее оценки являются:
* самостоятельность научной мысли студента,
* квалифицированность и грамотность при постановке проблемы,
* соответствие изложения и структуры работы логике реализации поставленной цели,
* актуальность исследования,
* глубина освоения материала,
* качество подбора и использование научных источников и иллюстративного материала,
* логика изложения материала, последовательность, аргументированность, стиль использования источников,
* степень самостоятельности выводов и обобщений,
* общая культура изложения материала.
Тематика Курсовой работы по Истории искусств
Курсовая работа по Истории искусств на художественно-графическом факультете, как правило, является подготовительным исследованием к дипломному проекту. Следовательно, тема курсовой работы формулируется студентом совместно с преподавателем Истории искусств при консультативной помощи руководителя диплома. Темы курсовых работ утверждаются ежегодно на заседании кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства, черчения и декоративно-прикладного искусства.
Формулировка темы курсовой работы должна быть четкой и краткой, без длиннот, придаточных предложений, тавтологий и смысловых повторов, без многообещающих и агрессивных формул. В формулировке темы должна отражаться суть рассматриваемой проблемы. Например: «Тема дороги в творчестве русских художников второй половины XIX века» или «Афродита-Венера в античной скульптуре». В названии работы может быть подзаголовок, определяющий ракурс подхода к теме исследования: «Тема дороги в творчестве русских художников второй половины XIX века» (к проблеме пейзажного жанра у передвижников) или «Афродита-Венера в античной скульптуре» (эволюция художественного образа).
Название темы не обязательно должно полностью определять все содержание и строение работы, так как в процессе ее создания возможно появление новых нюансов исследуемого вопроса и формулировка проблемы может конкретизироваться или меняться. Поэтому формулировать тему следует так, чтобы была возможность ее подкорректировать.
Структура Курсовой работы по Истории искусств
Курсовая работа состоит из Плана-оглавления, Введения, Основной части, состоящей из 2-х глав, Заключения, Списка литературы, Списка иллюстраций, Альбома иллюстраций, и, по необходимости, Приложений.
План-оглавление
План-оглавление курсовой работы по истории искусств составляется согласно обозначенной теме. Принципиально важно соблюдать субординацию общей темы работы, названий глав и параграфов. Названия параграфов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием объединяющей их главы. То же относится к названиям глав по отношению к теме всей работы. Тема исследования должна быть шире названий отдельных глав, а название главы шире названий каждого из входящих в нее параграфов. Деление основной части курсовой работы на главы и параграфы осуществляется посредством нумерации и заголовков.
Например:
«Тема дороги в творчестве русских художников второй половины XIX века» (к проблеме пейзажного жанра у передвижников)
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Эволюция пейзажного жанра в русской художественной культуре второй половины XIX века.
1.1. Предпосылки возникновения русского национального пейзажа.
1.2. Тема дороги в русской художественной культуре (литература, живопись).
1.3. Развитие пейзажа в русской живописи с 1860-х до 1900-х гг.
Глава II. Дорога как тематический мотив в пейзаже передвижников.
2.1. Актуальность темы дороги для творчества передвижников.
2.2. Эволюция темы дороги в пейзаже передвижников во второй половине XIX века.
2.3. Способы художественного воплощения темы дороги в пейзажах передвижников.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Список иллюстраций.
Альбом иллюстраций.
Напротив каждого раздела указывается номер страницы, с которой он начинается. Каждая Глава начинается с отдельной страницы.
Важным в составлении оглавления работы является формулировка заголовков глав и параграфов, так как именно она определяет общую перспективу изложения на данном отрезке текста. Каждый заголовок должен строго соответствовать содержанию следующего за ним текста. Каждая глава по содержанию должна представлять сумму смысловых содержаний своих параграфов.
Названия глав и параграфов не предполагают многословия, но не должны быть слишком краткими или слишком длинными, содержать узкоспециальные термины, сокращения, аббревиатуры и формулы.
Главы и параграфы нумеруются в определенной системе, которая может быть различна. В курсовой работе в вузе обычно используются только римские и арабские цифры (номера глав обозначаются римскими цифрами, а параграфы – арабскими). Возможна более дробная нумерация внутри параграфов арабскими цифрами в сопровождении скобки – 1) или строчные буквы русского алфавита со скобкой – а).
Более современной считается нумерация без использования букв, при которой все структурные единицы обозначаются арабскими цифрами – номера более крупной части (главы) – одной цифрой, номера второй ступени деления – двумя, третьей – тремя. Например: 1.2.2. – второй пункт второго параграфа первой главы. Такая нумерация упраздняет из Оглавления слова «Глава», «Параграф» и т.п.
Введение.
Введение к курсовой работе является самой регламентированной частью исследования и по объему составляет 10% от всего объема курсовой работы (т.е. 3 – 3,5 стр.). Регламент Введения однозначен: постановка проблемы, ее актуальность, степень разработанности проблемы (история вопроса, обзор литературы по теме), цель работы, задачи работы, методы и методология исследования, структура работы.
Введение начинается с постановки проблемы, которая, как правило, отражена в формулировке темы. Например: «Данная работа посвящена эволюции образа Афродиты-Венеры в античном искусстве». Постановка проблемы формулируется одним-двумя предложениями.
Далее обозначается актуальность исследования. Актуальность определяется с позиции современного состояния в изучении названной проблемы в искусствознании. Важно помнить, что актуальность темы курсовой работы по Истории искусств не определяется с позиции личного отношения к проблеме, к личности художника, не требует эмоциональной окраски. Также актуальность темы не требует установления связи с методическими проблемами обучения на художественно-графическом факультете.
Например: «Современная культура располагает чрезвычайно богатым репертуаром изобразительности – от традиционных форм до все умножающихся средств массовой коммуникации. При этом первые, и прежде всего изобразительное искусство, выступают для последних как постоянные объекты трансляции и репродуцирования. Не убывая количественно, художественная традиция тем не менее несет известный ущерб: возникает ситуация, когда акт предъявления, демонстрация как бы испытывает эстетическое общение, замещает процесс понимания – тем более что само современное искусство склонно к ассимиляции в системе новых и новейших изобразительных средств. В этой ситуации зритель нередко теряет эстетическую ориентацию, а искусство становится предметом поверхностных и произвольных толкований. Подобное положение складывается не только в сфере изобразительного искусства; его обсуждают представители различных областей художественного творчества и гуманитарного знания. Проблема интерпретации стала одной из центральных проблем философии, эстетики, культурологи, психологии, литературоведения, искусствознания. Однако, при очевидной актуальности проблемы, отечественная наука об искусстве еще не сосредоточила на ней достаточно серьезного внимания; во всяком случае, работы, специально посвященные вопросам интерпретации изобразительного искусства, сравнительно немногочисленны». Актуальность темы должна быть изложена кратко и убедительно, достаточно одного, иногда двух абзацев.
За определением актуальности помещается история вопроса (обзор основных источников по теме исследования, тех, на которые в основном, опирается автор в создании своего текста). При составлении критического обзора источников и литературы нужно определить, что они дают для изучения поставленной проблемы, а также обратить внимание, на какие источники опираются их авторы. При этом следует помнить, что критический анализ исследуемых источников и литературы нельзя подменять простым перечислением работ и их авторов.
Обзор использованных источников и литературы может быть построен по тематическому или предметному принципу, содержать оценку студента (т.е. его собственное отношение к прочитанному материалу), показать степень проработанности проблемы, выявить недостаточно изученные вопросы. При раскрытии истории вопроса обязательно называются имя автора источника и полное название его труда, а также год издания работы. Например: «Итог … подвел Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). В посвященном архитектуре разделе введения к книге он пишет о работах, «именуемых немецкими», которые сильно отличаются украшениями и соразмерностями от древних и новых. «Ныне лучшими мастерами они не применяются, но избегаются ими как уродливые и варварские», - сообщает он далее, утверждая, что «манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки, а войны погубили и архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, выводя своды на стрельчатых арках»». При цитировании обязательно дается ссылка на источник подстрочно[1].
Достаточно подробный обзор литературы по теме исследования призван продемонстрировать глубокое знакомство с имеющимися в научной литературе источниками, способность к критическому мышлению и объективной оценке предшествующих исследований. Задача заключается в том, чтобы выявить, какие аспекты поставленной проблемы решены или находятся в стадии разработки, а какие едва или вовсе не затронуты. Именно в этом разделе Введения становится ясно, что еще предстоит изучить, в том числе и автору курсовой работы.
Материал может подаваться а) в хронологическом порядке, начиная с исследований или научных обзоров, появившихся раньше других по времени; б) в логическом порядке, обоснованном логикой развития исследования, в данном случае допускается нарушение хронологии. В текст раздела «История вопроса» вносится только анализ тех источников, которые непосредственно связаны с темой. Никогда не следует самонадеянно заявлять, что выбранная для исследования тема прежде никем и никогда не исследовалась, так как подобные заявления свидетельствуют о неглубоком изучении вопроса.
Цель работы формулируется четко и однозначно, с учетом наличия чего-то неисследованного в проблеме. Как правило, для формулировки цели работы используются глаголы – выявить, определить, для того, что бы предположить какой-то результат – конкретное явление будет определено или выявлено. Например: «Цель работы заключается в выявлении характерных особенностей творчества Михаила Врубеля в контексте символизма как художественного направления в искусстве конца XIX века». Правильная формулировка темы поможет определить стратегию и тактику написания работы.
Задачи работы должны соответствовать сформулированной цели. Задач, как правило, несколько, и их формулировка количество связано с количеством параграфов основной части работы. В совокупности задачи курсовой работы представляют тактику реализации поставленной цели, а по отдельности – последовательные шаги продвижения к ней. Для постановки задач, как правило, используются глаголы: рассмотреть…, определить…, проанализировать (дать анализ)…, обобщить…, выявить…, разобрать…, установить…, показать…, раскрыть…, и т.д. Во Введении задачи подаются в форме перечисления.
Методы и методологию исследования в курсовой работе по Истории искусства во Введении достаточно просто назвать, имея, однако представление об их содержании. Основными направлениями искусствоведческих исследований являются:
· «традиционное» (соединение интуиции исследователя с позитивным знанием предмета),
· социологическое (исследование проблем организации художественной жизни),
· формально-аналитическое (проблемы композиции, формообразования),
· структурно-семиотическое (использование точных методов исследования языка искусства),
· культурологическое (выявление социокультурных основ художественного творчества).
Также используются методы наблюдения, интервью (в случае, когда исследуется творчество художников-современников), метод фиксации материала в ходе исследования актуального художественного опыта; описательно-биографический метод, историко-типологический. В методологию курсовой работы по Истории искусств могут быть включены элементы герменевтического, семиотического и синергетического методов.
Основными методами исследования рекомендуется выбрать: социологический и психологический дискурс, формально-статистический метод, структурный и функциональный анализ. Возможно, в зависимости от формулировки темы, использование социологического аспекта изучения искусства.
Обязательными методами исследования, без которых не обходится ни одна работа по Истории искусств являются: анализ отдельного произведения, сравнительный анализ нескольких произведений.
В конце Введения описывается структура работы. Например: «На основании вышеизложенного целесообразно разделить работу на 2 главы. Первая посвящена …, во второй рассматривается…» и т.п.
Основная часть.
Основная часть работы посвящена решению в логической последовательности поставленных во Введении задач. Основная часть, как правило, состоит из 2-х глав, каждая из которых подразделяется на 2-3 параграфа. Важно помнить, что объем каждого структурного элемента основной части должен находиться в правильной пропорции с остальными элементами.
Содержание первой главы, как правило, посвящается более общим философско-культурным вопросам, очерчивающим фон, среду, в которой находится или которой, возможно, противостоит объект исследования. Например, при постановке такой темы как «Волжский пейзаж в творчестве И.И. Левитана» есть смысл в первой главе рассмотреть проблемы и произведения русского пейзажа того времени, когда художник создавал свои шедевры.
Во второй главе рассматриваются конкретные вопросы, решение которых подводит непосредственно к достижению цели исследования. Так, если остановится на выборе вышеназванной темы, во второй главе будет дан искусствоведческий анализ волжских пейзажей Левитана, выявлены особенности творческого метода автора при их создании, их роль в развитии русского искусства живописи конца XIX века и последующего времени, вплоть до наших дней (в зависимости от поставленной цели).
Общее содержание Основной части курсовой работы должно соответствовать теме исследования и является ее исчерпывающим раскрытием.
Текст Глав и Параграфов курсовой работы делится на абзацы – фрагменты текста в периодичности и логичности, позволяющие изложенным мыслям быть более рельефными и облегчающими восприятие текста при чтении и осмыслении.
Требования к тексту курсовой работы:
а) изложение и структура работы должны быть подчинены логике реализации поставленной цели;
б) собранный материал излагается последовательно и аргументировано, при наличии теоретических положений необходимо их доказывать или обосновывать, например: «Согласно Фаворскому, пространство и время посредством движения образуют тесное единство и выступают необходимым совокупным условием живого восприятия. Пластическое мышление исходит из этого условия как из глубоко осознанной реальности. Отсюда и понимание композиции как воплощенного стремления к цельному восприятию и изображению разнопространственного и разновременного – идея, которую Фаворский развивал и конкретизировал на протяжении всего творческого пути»;
в) текст работы не должен быть перегружен цитатами, прямое цитирование лучше перемежать косвенным (фактическим пересказом того или иного места источника), можно упоминать в тексте ту или иную концепцию или точку зрения, указав источник в подстрочной ссылке;
г) научный текст предполагает известную сложность языка, не допустимо использование в тексте просторечных выражений и простых предложений, при оценке курсовой работы учитывается словесная культура изложения. Текст курсовой работы как минимум не должен содержать грамматические и пунктуационные ошибки.
В конце каждого раздела Основной части курсовой работы (пункта, параграфа, главы) даются краткие выводы из предшествующего изложения. Это необходимо для цельности текста исследования, важно, чтобы его разделы были соединены друг с другом последовательностью текста и не и не имели явных смысловых разрывов.
Требования к стилю курсовой работы:
По стилю изложения курсовая работа по Истории искусств должна представлять собой определенный жанр – научное произведение. Письменная научная речь строится по определенным правилам, определяемым академическим этикетом и традициями изложения своих мыслей с опорой на привлекаемые для их обоснования мнения исследователей и научные концепции.
Наилучшим способом изложения для курсовой работы является формально-логический, так как в тексте обосновывается и доказывается ряд теоретических положений. Например: «Книга – “пространственное изображение литературного произведения”; таков основополагающий тезис Фаворского. Отсюда постоянно проводимая аналогия, - книги и архитектуры» [2, 222].
Научный стиль не предполагает эмоционального изложения и риторики, возможной в художественном произведении. Научный текст должен быть точен и лаконичен, содержать изящную аргументацию и доказательства. В тексте курсовой работы используется понятийный аппарат дисциплины История искусств, которым пишущий текст работы должен владеть. Например: «Работа Леонардо показывает, что исходный мотив зачастую преобразуется у него в нечто иное, что формы меняются не только местами, но и обличиями и значениями: одно существо обретает черты другого, кот становится ягненком и т.п. Композиционный эскиз – не подготовка к реализации определенного мотива, а средство поддержания энергии воображения» [2, 99]. В данном тексте используются такие термины дисциплины как мотив, форма, композиция, эскиз, воображение.
В научной речи используются определенные фразеологические обороты, слова-связки, вводные слова, предназначенные для логических переходов данной части изложения с предыдущей и последующей, а также для подчеркивания рубрикации текста. Например, вводные слова и обороты «Итак», «Таким образом» используются для обобщения изложенного выше: «Итак, то, что у Врубеля выступает органической доминантой отношения к реальности, Петров-Водкин стремится освоить вполне рационалистически и даже вывести за пределы искусства как такового» [2, 111].
Слова и словесные обороты «Следовательно», «Отсюда следует, что…» помещаются между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, определяют причинно-следственные отношения: «Следовательно, парадокс перцептивной “инсценировки” изображения на пустом месте оказывается действительно снятым, ибо это место, с точки зрения художника, не может быть признано пустым» [2, 101].
Слова и обороты «Вначале», «Во-первых», «Во-вторых», «Прежде всего», «Наконец», «В заключение сказанного», «Справедливо заключить» - предназначены для указания места излагаемой мысли или факта в логической структуре текста: «Справедливо заключить, что история изобразительного искусства является одновременно историей визуальных открытий» [2, 119]. Слова и обороты «Однако», «Тем не менее», «Впрочем», «Между тем» указывают на наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано: «Можно было бы пойти еще дальше, обойтись пока без красок и ограничиться одной только плоскостью, ибо в ней уже представлено искомое свойство. Однако следует указать на одно обстоятельство, которое упустил из виду Дени; речь идет о регулярной форме изобразительной плоскости» [2, 122].
Научная речь имеет грамматические, синтаксические и лексико-стилистические особенности, которые определяются большим количеством существительных в тексте, выполняющих функцию абстрактных понятий, отглагольных существительных, выражающих процессуальный характер описываемого, например: «… инвариантом множества космологических моделей является соположение вертикально и горизонтальной структур –схема, интегрирующая основные параметры мира» [2, 122].
Особенностью использования глагольных форм в научном тексте является обращение к изъявительному наклонению, настоящему времени, несовершенному виду, так как научная речь имеет констатирующий характер и сообщает о существующем здесь и сейчас положении вещей: «Не вызывает сомнения глубокая связь представлений о порядке космоса с формообразующими принципами архитектуры и градостроительства» [2, 123].
Синтаксис научного текста характеризуется обилием сложных и сложноподчиненных предложений, позволяющих адекватно передать логические механизмы научной аргументации и причинно-следственных связей, - важнейших в научном тексте. Большое количество простых предложений создаст впечатление примитивности и бедности языка изложения.
Важно отметить, что традиционной формой подачи научного текста является отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности, безличного монолога дает использование безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями типа «Выявлено несколько новых принципов», «Привело к постановке проблемы», ведением изложения от 3-го лица: «Формирование искусствоведческой науки на рубеже XIX и XX столетий привело к постановке общих проблем развития европейской художественной культуры и разграничению ее этапов» [3, 16-17].
Особенностью изложения современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа «Я». В том месте, где автору нужно назвать себя в первом лице употребляется местоимение множественного числа «Мы», с использованием которого образуются конструкции типа «Мы полагаем», «Нам представляется», «По нашему мнению»: «… слова известного французского историка Марселя Блока представляются нам сегодня бесспорными» [3, 9]. Подобное словоупотребление придает тексту видимость большей объективности, так как создается впечатление, что за автором как за единичным субъектом, стоит целая научная школа, научное направление (концепция). Однако не стоит злоупотреблять местоимением «Мы» и для стилистического разнообразия использовать и другие конструкции, призванные обеспечить должный уровень безличности текста: «Как видим, этапы развития средневекового искусства определяются в общепризнанной периодизации стилями церковного зодчества» [3, 15].
В тексте курсовой работы следует избегать непродуманного порядка слов в предложении или словосочетании, например: «Четыре художника пишут несколько тысяч человек».
Заключение.
Заключение в курсовой работе по Истории искусств выполняет важнейшую функцию. В данном разделе кратко воспроизводится логическая схема исследования, характеризуется проделанный труд, четко формулируются и последовательно излагаются полученные в ходе исследования промежуточные и основные выводы. Выводы, помещенные в Заключении, должны быть соотнесены с поставленными во Введении задачами и целью исследования. Таким образом, Заключение это своеобразный отчет от проделанной работы, синтез выводов на основе исследования, это краткое изложение итогов работы в минимальном текстовом объеме (5 – 7% от основного текста).
В Заключении желательно дать оценку не только основному результату работы, но и возможным второстепенным, которые вполне могут быть научно значимыми и ждущими своего исследователя. Именно это позволит определить пути и перспективы дальнейшего исследования темы.
Оформление ссылок: сноски в тексте.
Цитирование – необходимая часть курсовой работы по «Истории искусств». Количество цитат не должно быть избыточным, цитатами подкрепляется и иллюстрируется мысль автора высказываниями авторитетных в Истории искусства ученых. Отсутствие ссылки нарушает авторские права.
Наиболее распространенная форма цитаты – прямая, при которой приводимое высказывание из источника оформляется внутри текста по существующим правилам цитирования. Вначале идет текст автора курсовой работы, в которой сообщается кто и в какой работе, по какому поводу написал то, что далее последует в цитате. Далее ставится многоточие, открываются кавычки и с большой буквы приводится целиком текст цитируемого автора. Затем кавычки закрываются и ставится точка. Если в цитируемом высказывании есть авторский вопрос, восклицание, то знак вопроса или восклицания остается внутри кавычек. Все знаки препинания внутри цитаты должны точно воспроизводить авторскую пунктуацию. В редких для научных текстов случаях слова автора исследования ставятся в середине цитируемого высказывания – знаки препинания ставятся согласно существующим правилам русского языка:
Например:
С.М. Даниэль справедливо замечает, что «восприятие и изображение мыслятся процессами, осуществляемыми под знаком пространственно-временной интеграции».
«Искусствознание неоднородно по своим установкам», - утверждает С.М. Даниэль.
«Долговечность произведения искусства, - согласно высказыванию С.М. Даниэля, - тесно связана с его отзывчивостью к интерпретации».
Приведенные выше варианты цитирования возможны, но не позволяют встраивать цитату в авторский текст исследователя. Поэтому можно начать цитату не с начала предложения автора цитаты, а с нужной его части и эту часть встроить в авторские рассуждения:
Рассуждая о силе ранних художественных впечатлений от иконописи Петрова-Водкина, С.М. Даниэль указывает на то, что вскоре «древняя традиция уступила место длительному воздействию европейских школ и течений».
Обилие прямых длинных цитат на каждой странице недопустимо, следует варьировать форму цитирования. Прямая цитата хорошо смотрится там, где важно все дословно сказанное автором, а также его стиль изложения и интонационные нюансы.
Косвенное цитирование является близким к тексту пересказом мыслей автора источника и также необходимо требует ссылки.
При цитировании оформляются ссылки на источник цитирования, неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка.
Сноски оформляются внизу страницы, на которой помещается цитата, для чего в конце цитаты обычно ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Все сноски и подстрочные пояснения печатаются через один интервал.
Внизу страницы под чертой, которая отделяет сноску от основного текста, этот номер повторяется, за ним следует название фамилия автора книги, если таковой имеется и название книги из которой взята цитата, и, через точку – тире, - номер страницы, с которой взята цитата. Например:
_______________________
1 Нессельштраус, Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб.: Азбука, 2000. – С.16.
Если на одной и той же странице цитируется подряд одна и та же книга, во второй сноске, следующей непосредственно за первой, можно не повторять полностью ее название, а ограничиться следующим:
_______________________
1 Там же. – С.17.
Если та же книга цитируется в следующий раз не на той же странице, то указывается ее автор, а вместо названия пишется «Указ. соч.». Например:
_______________________
1 Нессельштраус, Ц.Г. Указ. соч. – С.18.
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылку нужно начинать словами «Цит. по:»:
_______________________
1 Цит. по: Нессельштраус, Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб.: Азбука, 2000. – С.19.
Когда от текста, к которому относится ссылка, нельзя совершить логический переход к ссылке, так как из текста неясна логическая связь между ними, то пользуются начальными словами «См.:» или «См. об этом:»:
_______________________
1 См.: Нессельштраус, Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – С.16 – 21.
При необходимости подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из многих, в котором подтверждается, высказывается или иллюстрируется положение основного текста, то используются слова «См., например:», «См., в частности:»:
_______________________
1 См. например: Нессельштраус, Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб.: Азбука, 2000.
Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают «См. также:»:
_______________________
1 См. также: Нессельштраус, Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб.: Азбука, 2000.
Когда ссылка приводится для сравнения, поясняют «Ср.:»:
_______________________
1 Ср.: Нессельштраус, Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб.: Азбука, 2000. – С.16.
Чтобы указать, что в ссылке работа более подробно освещает затронутый предмет, пишут «Об этом подробнее: « »
_______________________
1 Об этом подробнее: Нессельштраус, Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. – СПб.: Азбука, 2000. – С.16 – 84.
Если издание многотомное, то в ссылке это обязательно отражается:
_______________________
1 Всеобщая история искусств. В 6-ти т. / Под ред. В. Веймарна. Т. 1. – М., 1956. – С. 109.
Ссылка на газетную статью оформляется так:
_______________________
1 Аполлонова, Г. Памяти Г.А. Ладыженского // Заветы Ильича. – 1966. – 15 сентября.
Если нужно сослаться на журнальную публикацию, то такая сноска будет выглядеть так:
_______________________
1 Гонзаль, А.П., Котин А.В. Художник-педагог Г.А. Ладыженский // Искусство. – 1959. - № 7. – С. 61 – 64.
Список литературы:
Список использованной в работе над курсовой работой помещается за Заключением. Каждый источник (печатное издание или электронный ресурс), упомянутый в списке, определяется порядковым номером и описывается в соответствии с ГОСТом 7.1 – 2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и ГОСТом 7.82 – 2001. «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».
Существует пять способов построения списка литературы: алфавитный, хронологический, тематический, по видам изданий, по характеру содержания (систематический).
В алфавитном списке все книги располагаются по месту их первой буквы русского алфавита по фамилиям авторов и заглавиям книг. Работы авторов с одинаковой фамилией, располагаются в алфавитном порядке по инициалам. Работы одного и того же автора располагаются в алфавитном порядке по заглавиям или в хронологическом – по годам издания.
В хронологическом списке источников используется способ размещения по году издания – от более ранних к более поздним.
В тематическом – по темам глав.
В списке по видам изданий сначала располагаются официальные документы, если таковые имеются, потом – архивные материалы, затем – опубликованные первоисточники (сначала монографические, потом из периодической печати).
При систематическом (по характеру содержания) принципе организации списка литературы источники группируются от общих (классических) работ к более частным.
Источники на иностранных языках, в случае их использования в тексте, располагаются в списке после всех русскоязычных в порядке латинского алфавита.
Приложения:
Приложения в курсовой работе по Истории искусств, на которые делаются ссылки в тексте, не обязательная, но возможная часть исследования. В Приложения обычно входит вся та информация, которая не помещается в формат работы, но представляется интересным и важным для автора. Это, как правило, тексты писем, анекдоты или забавные истории из жизни художника, легенды и предания о произведениях искусства, полностью приведенные документы и т.п. Приложения может быть текстовыми или иллюстративными, в виде таблиц или графиков и т.д. Приложения помещают после списка литературы в порядке их упоминания в тексте курсовой работы. В тексте ссылка на Приложения оформляется так:
_______________________
1 См.: Прил. 1.
Объем Приложений не учитывается в общем объеме курсовой работы.
Список иллюстраций и альбом иллюстраций:
Список иллюстраций располагается в структуре курсовой работе сразу за Приложениями, если таковые имеются, или, при отсутствии Приложений сразу за Списком литературы.
Список литературы содержит каталожные данные произведений искусства, которые являются предметом исследования. Список иллюстраций, помещенных в следующий за ним Альбом иллюстраций, обязательно нумеруется и содержит следующие обязательные каталожные данные: Фамилию и инициалы художника, полное название произведения, год создания произведения, материал (техника) из которого (при помощи которой) создано произведение. Необязательными сведениями в списке иллюстраций могут быть размеры произведения и место его нахождения. Лучше смотрится полное описание памятника.
Примеры полного описания памятника:
1. Левицкий Д.Г. Портрет Урсулы Мнишек. 1782. Холст, масло. 72 х 57 (овал). ГТГ.