Период, предложение. Одночастная и двухчастная формы
Мы уже знаем, что музыка и речь имеют очень много общего. Подобно человеческой речи, музыкальная тоже имеет свою форму высказывания.
Музыкальная форма – это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении.
Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив (от латинского «двигаю»). Так называется наиболее яркий запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным – от одного-двух звуков до целого такта.
Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется – фразой (по-гречески – «выражение»). Долгое время продолжительность фразы была связана с дыханием в вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие стало боле широким.
Фразы объединяются в предложения.Предложения завершаются кадансом(от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Он завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение.
Из предложений составляется период. Период – это наименьшая, законченная, самостоятельная музыкальная форма.Период, как правило, состоит, из 2-х предложений с различными каденциями. Различают период повторного и неповторного строения. Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, Такой раздел называется – дополнение.
Одночастная форма (А) – это простая музыкальная форма, состоящая из одного периода.
Двухчастная форма (AB)– простая музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Иногда второй период построен на материале первого, но есть произведения, в которых периоды различны.
Как форма самостоятельного произведения простая двухчастная форма встречается намного чаще, чем одночастная. Это небольшие инструментальные пьесы Ф. Шуберта, Р. Шумана, П. Чайковского С. Рахманинова, А. Скрябина и др.; романсы и очень часто песни, в которых 1 период – куплет, а 2 период – припев; части или разделы крупных форм – сонаты, квартета, симфонии.
Задания:
1. С каким понятием в литературе можно сравнить период? Почему?
2. Найдите период в произведении из репертуара по специальности. Определите его строение.
3. Вспомните и запишите не менее 5 примеров песен, имеющих припев и куплет.
Урок 2
Трехчастная форма.
Повторность – простейший принцип для создания музыкальной формы. Его необыкновенная популярность объясняется несколькими причинами:
- во-первых, повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше вслушаться в нее, оценить незамеченные ранее художественные детали;
- во-вторых, повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга части;
- в-третьих, повторение музыкального материала после изложения нового придает форме законченность, утверждая главенство первоначального образа.
Таким образом, формы, основанные на повторности, получили необычайное распространение в музыке в многочисленных вариантах. И самый простой из них – это трехчастная форма (ABA), состоящая из трех периодов, где
А - представляет собой изложение музыкальной темы;
В -развитие темы А или новый контрастный материал;
А -реприза, точное или измененное повторение части А.
Если реприза точно повторяет первую часть, ее часто даже не выписывают нотами, а обозначают: играть от начала до слова «Конец».
Трехчастная форма бывает простая и сложная. В отличие от простой трехчастной формы, в которой каждая часть пишется в форме периода, в сложной трехчастной форме части представляют собой не период, а простую двухчастную или трехчастную форму. Например:
А В А
A b a b
Часто известная нам двухчастная форма получает дополнительное название репризная (АВа), если
А – изложение музыкальной темы;
В – 1-е предложение развивает тему А или представляет новый
контрастный материал, а 2-е предложение а –является
повторением первого предложения части А.
Принцип репризности (повторности) тесно связан со многими жизненными явлениями. Дождливой ненастной осенью вдруг выдастся солнечный денек – с тем, чтобы снова смениться пасмурной и сырой погодой. Ночь сменит день, чтобы вновь утром уступить ему место. Близок репризности и принцип симметричности в архитектуре: слева и справа нечто аналогичное, а в центре - иное. В живописи симметричность может быть выражена как в композиции одной картины, так и сочетании трех картин, которые называются триптихом. Широко пользуется повторностью и танец. А, если мы внимательно вглядимся в зеркало, то увидим, что принцип репризности свойственен и нам самим, ведь глаза, руки и ноги расположены у людей симметрично.
Трехчастна форма – один из самых популярных принципов построения музыкального произведения, отражающий существенную жизненную закономерность. Произведения, написанные в простой трехчастной форме, можно найти в репертуаре каждого музыканта, от начинающего малыша до знаменитого артиста. Это пьесы, танцы, марши, романсы, произведения для оркестра, части или разделы крупных произведений.
Задания:
1. Пользуясь диаграммой, определите даты жизни и смерти Э. Грига.
2. Какова роль контраста в простой трехчастной форме? Найдите в своем репертуаре пьесу, написанную в простой трехчастной форме. Определите, какова роль второй части, третьей части?
3. Нарисуйте или подберите картинку, на которой предметы будут расположены симметрично.
Урок 3
Форма рондо
Мы уже знаем, что повторность является важнейшим принципом построения музыкальной формы. Но есть еще один не менее важный принцип – контраст. Форма, с которой мы теперь познакомимся, на равных основаниях строится на принципах контраста и повторности (репризности). Называется она – рондо, что в переводе с французского означает «круг, хоровод, круговая хороводная песня». В старину по кругу водили народные песни-хороводы. В музыке хороводов чередовались постоянный, неизменный припев с изменяющимся запевом. Из этого чередования и возникла форма рондо.
Подобно припеву народной песни, в рондо есть тема, которая повторяется – это рефрен.Рефрен (по-французски – припев) должен прозвучать не менее 3-х раз и может иметь любую простую форму: период, двухчастную или трехчастную.
Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами. Таким образом, рондо – это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами.
А В А С А
рефрен эпизод рефрен эпизод рефрен
Форма рондо широко применяется в инструментальной и вокальной музыке. Инструментальные пьесы, романсы, хоры, оперные арии, последние части крупных форм – сонат и симфоний – пишутся в форме рондо.
Задания:
1. Вспомните сказки, в которых можно найти черты рондо.
2. Прочитайте стихотворение Ю. Тувим, есть ли в нем черты рондо.
Овощи
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!
Вот овощи спор завели на столе,
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох!
И суп овощной оказался не плох!
3. Сделайте творческую работу в «форме рондо», на выбор: рисунок, сказка, стихотворение.
Урок 4
Вариации.