ГЛАВА I. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме эстетического воспитания учащихся
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему: НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
СТУДЕНТКА____________________ Т.А. Орлова
(личная подпись)
РУКОВОДИТЕЛЬ ____________________ к.ф.н., доцент О.Н.Оболенская
(личная подпись)
КОНСУЛЬТАНТЫ ____________________ к.п.н., доцент И.Л. Белова
(личная подпись)
_____________________ к.п.н.,доцент Л.П.Депсанес
(личная подпись)
Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ________________ к.п.н., доцент Н.В.Сырова
(личная подпись)
«___» июня2018 г.
Нижний Новгород – 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме эстетического воспитанияучащихся………………………………………..7
1.1. Сущность и содержание эстетического воспитания учащихся ……….7
1.2. Роль народного творчества в эстетическом воспитании учащихся…. 11
1.3. Особенности эстетического воспитания школьников…………..……16 1.4. Формы и методы преподавания декоративного рисования………. ….18
ГЛАВА II.Методические принципы декоративного рисования………25
2.1. Особенности обучения народному творчеству..………………………. 25
2.2. Методические разработки по теме «Народное творчество как средство эстетического воспитания учащихся»……………………………………….. 28
2.3. Роль стилизации в декоративном народном творчестве..…………….. 34
2.4. Этапы работы над композицией………………………………………… 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… . 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена проблеме эстетического воспитания учащихся при изучении народного творчества на уроках изобразительного искусства.
Эстетическое воспитание начинается с изучения традиций, ремёсел и в первую очередь своего родного края, то есть малой родины. Как отмечает Б.М. Неменский: «Не каждый может стать художником, писателем или композитором, но каждый может научиться любить и понимать лучшее в искусстве и литературе» [18, 35].
Социальные изменения, происходящие в России, рост национального самосознания и духовного возрождения народа всегда связаны с возвращением к национальным культурно-историческим традициям. Особое внимание следует уделять эстетическому и художественному воспитанию учащихся. Как известно, занятие искусством влияет на развитие индивидуального художественно-эстетического восприятия мира. Значение уроков изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников огромно. Мы должны изучать народные традиции, чтобы не было отрыва образования и воспитания от культуры каждого народа, создавая толерантные межнациональные отношения.
В наше время значение воспитания эстетического и художественного компонента личности значительно выросло. Вследствие ускоряющегося научно-технического прогресса наша жизнь становится всё более насыщенной и разнообразной, но при этом и всё более сложной и напряжённой. Современный человек испытывает острую потребность в некоей системе интеллектуального и психологического развития, которая помогла бы формированию устойчивых компонентов творческого образа мысли. Современные компьютерные технологии, их повсеместное использование всё чаще вытесняют роль культурно-эстетического воспитания на второй план. Вместе с тем человек только тогда сможет дать оценку общечеловеческим ценностям и духовным достижениям других народов, когда сам в полной мере познает язык, обычаи и веками сформированные культурно-исторические традиции своего народа. Поэтому изучение народного творчества на уроках изобразительного искусства является эффективной формой эстетического воспитания.
Сейчас активно обращают внимание на проблемы теории и практики эстетического воспитания, как важному способу формирования личности подрастающего поколения, духовного и морального развития, высоконравственного и умственного воспитания. Проблема эстетического воспитания является одной из самых важных задач, стоящих перед школой и другими общеобразовательными учреждениями. Необходимо выстраивать программы таким образом, чтобы у учащегося было развито не только мышление и память, но и речь, вкус, чувство прекрасного.
Народное искусство – это тот кристально чистый мир национальной культуры, в котором аккумулируется творчество многих поколений. Не случайно его называют гениальным, в котором сохранилась огромная плодотворная энергия влияния на личность ребёнка. Поэтому преимущества народного творчества для эстетического воспитания в его уникальности, проверенной вековой мудростью народа.
Вопросам, связанным с использованием народного творчества как средства эстетического воспитания учащихся, уделяли внимание Б.М. Неменский, И.П. Глинская, Н.А. Горяева, Т.Л. Шпикалова и многие другие.
Таким образом, данная проблема представляется актуальной и имеет не только сугубо научный, с точки зрения изобразительного искусства, интерес, но и практическое значение. Из множества народных промыслов выбраны лаковая миниатюра Палеха, Мстёры и городецкая роспись.
Объект исследования: педагогический процесс, направленный на эстетическое воспитание учащихся при изучении народных промыслов.
Предмет исследования: народное творчество как средство эстетического воспитания учащихся.
Цель бакалаврской работы: изучить процесс эстетического воспитания учащихся при знакомстве с народным творчеством и определить наиболее эффективные методические приёмы при работе над декоративной композицией.
Для реализации цели, поставленной в бакалаврской работе, необходимо решить следующие задачи:
Ø Проанализировать и систематизировать принципы и методы эстетического воспитания по развитию творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства;
Ø Исследовать методы обучения и определить основные пути активизации творческих способностей учащихся при работе над декоративными композициями народных промыслов;
Ø Разработать этапы выполнения композиции в стиле Палеха, Мстёры и городецкой росписи.
Методы исследования проблемы:
1. Теоретические (систематизация, анализ, обобщение, классификация).
2. Эмпирические (изучение школьной документации, дидактической литературы, беседа, наблюдение процесса обучения, изучение продуктов деятельности и педагогический эксперимент).
Теоретическая значимость работы: систематизация и анализ принципов, методов эстетического воспитания и развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и апробировании эффективности разработанных методических рекомендаций в педагогическом процессе.
Практическая значимость исследования: методические рекомендации, представленные в работе, могут быть использованы преподавателями при изучении вопросов, касающихся эстетического воспитания и развития творческих способностей учащихся при работе над темой «Декоративно-прикладное творчество». Они могут применяться как на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, так и в системе дополнительного образования.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении приведены цели, задачи и актуальность исследования.
В первой главе анализируются психолого-педагогические исследования по проблеме эстетического воспитания учащихся и роли народного творчества в этом процессе.
Во второй главе раскрываются методические принципы декоративного рисования и особенности проведения занятий по теме «Народные промыслы»; рассматривается значение народного творчества в развитии народной культуры, роль стилизации в декоративном народном творчестве и описан поэтапный процесс создания серии работ в стиле народных промыслов Палеха, Мстёры, городецкой росписи.
В заключении подводятся итоги по результатам исследования.
Список литературы насчитывает 47 наименований и 7 интернет ресурсов.
Приложение на 36листах.
Выводы по главе
Когда речь идёт об эстетических дисциплинах, на которых происходит приобщение школьников к художественной культуре, имеется ввиду, что ребёнок должен не изучать её в привычном смысле слова, а «проживать» и решать на доступном ему уровне творческие задачи, подобные тем, которые ставили перед собой творцы художественной культуры.
Уроки изобразительного искусства, музыки и МХК приобщают школьника к миру прекрасного, а значит, именно на этих уроках происходит эстетическое воспитание.
Без искусства, а значит и без народного творчества, которое считается самым доступным для понятия учащимися средней школы невозможно сформировать духовное богатство человека.
В современном мире художественно-эстетическое воспитание учащихся становится важным условием социализации личности, содействующее вхождению в мировую культуру. Соответственно программа по изобразительному искусству составлена «на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников».[45, 6] Знакомство с народными промыслами, декоративно-прикладным искусством и их изучением является неотъемлемой частью этой программы.
Безусловно, для формирования всестороннего и гармоничного развития личности очень важным является пробуждение творческих способностей у ребёнка и его эстетическое воспитание. Изначально оно происходит в семье, затем в детском дошкольном учреждении, в начальной школе и можно сказать, на более осознанном уровне в пятом, шестом классах. Здесь главное заключается в создании атмосферы, при которой имеется возможность по формированию высоких эстетических чувств и качеств. Идеальное современное воспитание невозможно без эстетического.
Хотя задатки творческих способностей имеются у каждого человека, но всё же должна целенаправленно вестись работа по их выявлению и что немало важно для их развития. На школу ложится задача по воспитанию у учащихся индивидуальной красоты, личностного своеобразия и творческого подхода в выполнении различного рода работы. Роль производительного труда в формировании личности бесспорна, так как он создаёт возможность полноценного формирования человека, стимулируя его умственные, нравственные и эстетические способности, предотвращая односторонность развития личности.
Неслучайно вводятся новые стандарты в образовании, где предусмотрено воспитание человека, который может использовать полученные знания и добывать новые для решения жизненных задач, плодотворно осваивать и развивать современные технологии. Только творчески мыслящая личность нужна новой России.
Выводы по главе
Перед учителем стоит главная задача заинтересовать ребёнка удивительным искусством, которое создали его предки, обратить внимание на уникальность и неповторимость предметов ручной работы. К наиболее эффективным приёмам обучения декоративному рисованию пятиклассников можно отнести: метод наглядности, дифференцированный подход, приём совместных действий (сотворчество), включение игровых моментов т.д.
Именно эти приёмы позволяют создать радостную и творческую атмосферу на уроке, а, следовательно, сделать процесс обучения результативным. При изучении декоративного рисования можно использовать коллективное творчество. Работа в группах развивает у детей коммуникативность, воспитывает интеллектуальное развитие. Занимаясь декоративным рисованием у школьников развивается чувство прекрасного.
Приобщение школьников к декоративно-прикладному искусству происходит как на уроке, так и на различных внеурочных занятиях.
Разнообразные формы практической деятельности (индивидуальная, коллективная), игровые уроки, поисковая внеурочная деятельность, связанная с участием в научном обществе учащихся, – всё это компоненты целостного учебного процесса.
Особая роль в процессе приобщения учащихся к народному декоративно-прикладному искусству отводится изучению специфики образного языка. Овладение языком искусства является основой для восприятия содержания и вместе с тем способствует рождению художественных ассоциаций, связанных с данной образной системой.
Способность ребёнка понимать, что он может своими руками сделать необыкновенно красивые сувениры, выступает отличным стимулом для развития его собственных творческих способностей.
Изучая с детьми народные промыслы можно использовать различные типы уроков. Это могут быть уроки-ярмарки, уроки-путешествия, уроки-творческие мастерские и т.д. (фото с уроков в приложении № 6)
Методически рекомендуется на уроке воспитательную работу с учениками по материалам декоративно-прикладного творчества вести одновременно со специальным обучением соответствующей деятельности.
Подводя итог, следует отметить, что народное творчество – это такой духовный мир, при общении с которым происходит эстетическое воспитание учащихся. Одним из способов приобщения к этому миру является возможность практического изучения народного искусства. То есть чтобы понять характер того или иного промысла, нужно внимательно изучить всю последовательность выполнения декоративной композиции. Особое внимание следует уделить на цветовое решение и стилизацию, что общего и чем отличаются стилизованные формы в разных промыслах.
Только изучая все основы конкретного декоративного искусства, можно познать стилевую неповторимость и уникальность чистого источника народного творчества. Мы должны беречь и преумножать богатые народные традиции, которые достались нам по наследству и положительно влияют на нравственное воспитание подрастающего поколения.
Декоративная композиция отличается от станковой тем, что она составляется и строится с учётом формы изделия и его назначением. Её нельзя рассматривать отдельно от времени. Несмотря на то, что в основе лежит опыт прошлых поколений, современный художник-орнаменталист вправе внести современные элементы. У него два источника вдохновения – это окружающий мир природы, который существует вне человеческого сознания и народное творчество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для реализации целей поставленных в бакалаврской работе, были выполнены следующие задачи: изучена сущность и содержание эстетического воспитания учащихся. На основе проанализированной литературы выявлена роль народного творчества в эстетическом воспитании школьников. Обозначены психологические особенности учащихся среднего звена.
Теоретический подход к пониманию процесса эстетического воспитания посредством декоративно-прикладного искусства и формирования творческих способностей у детей с учетом их психологических способностей, позволил раскрыть тему бакалаврской работы. Были разработаны уроки по изучению народных промыслов.
Рассматривая преподавание эстетических дисциплин как приобщение школьников к художественной культуре, имеется ввиду, что ребёнок должен не изучать её в привычном смысле слова, а «проживать» и решать на доступном ему уровне творческие задачи, подобные тем, которые ставили перед собой творцы художественной культуры.
Именно на уроках изобразительного искусства, музыки и МХК учащийся приобщается к миру прекрасного, следовательно, получает эстетическое воспитание.
Без искусства, а значит и без народного творчества, которое считается самым доступным для понятия учащимися средней школы невозможно сформировать духовное богатство человека.
Неслучайно вводятся новые стандарты в образовании, где предусмотрено воспитание человека, который может использовать полученные знания и добывать новые для решения жизненных задач, плодотворно осваивать и развивать современные технологии. Только творчески мыслящая личность нужна новой России.
Народное творчество – это как раз тот духовный мир, при общении с которым происходит эстетическое воспитание учащихся. Одним из способов приобщения к этому миру является возможность практического изучения народного искусства.
Декоративно-прикладное искусство решает всегда три вопроса: что изображено, как и зачем. На первом месте, т.е. главным вопросом будет «зачем». Невозможно заинтересовать ребёнка творчеством и сформировать у него художественное мышление без осознания полезности и практического применения выполненного им изделия.
Декоративно-прикладное искусство – неповторимый вид увлечений, который даёт возможность обнаружить у себя творческие способности практически любому человеку. В наших магазинах продают достаточное количество красивых и нужных предметов из области народных ремёсел, но, тем не менее, многие берут в руки инструменты и пытаются создать свои шедевры, милые сердцу эксклюзивные вещи. Это позволяет выделиться и уйти от стандарта, который нас окружает на протяжении жизни.
Способность ребёнка понимать, что он может своими руками сделать необыкновенно красивые сувениры, выступает отличным стимулом для развития его собственных творческих способностей.
Изучая народное творчество необходимо включать в свой педагогический арсенал средства образного воздействия. Это позволит управлять развёртыванием не только познавательной деятельности школьников во время их знакомства с тем или иным народным промыслом, но и воздействовать на их эмоциональное состояние, воображение. Всё это даёт возможность направлять, организовывать их восприятие, их переживания-размышления в соответствии с поставленными задачами, как художественно-образовательными, так и общевоспитательными.
Разработаны методические пособия для изучения декоративного рисования. Выполнены композиции в стиле Палеха, Мстёры и городецкой росписи. Наглядно показаны средства выразительности разных промыслов: декоративность и цветовое решение композиции.
Рассмотрены истоки и современное развитие промыслов. Отмечена важность народных промыслов в нашей жизни.
Процесс изучения декоративно-прикладного искусства обеспечивает не только формирование эстетического воспитания учащихся, но и предполагает накопление профессионального опыта для дальнейшей творческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Величко, Н.К. Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия, – М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 224 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений)
- Вудвордс, Р. Экспериментальная психология. – М.: Оникс, 2012. – 45 с.
- Гнедич, П.П. Всемирная история искусств. – М.,1996.– 496с., ил.
- Горяева, Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191с.: ил.
- Горяева, Н.А. Изобразительное искусство: декоратив.-приклад. искусство в жизни человека : 5 кл. : метод. пособие/ Н. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007. -108, с.: ил.
- Дмитриев, Н.Г. Мстёра рукотворная. Л., Художник РСФСР, 1986. – 440 с., ил.
- Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись (рабочая тетрадь по основам народного искусства), Москва «Мозаика-Синтез»; Искусство детям, 2011. – 24 с., ил.
- Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб.пособие для студентов вузов.- Владос, 2006. – 255 с.
- Каморин, А.А. Лаковая миниатюра. Холуй; Художественный альбом; Серия: Шедевры народного искусства России; Издательство: М.: Интербук-бизнес; Издание 2-е, испр. и доп.; 2001. – 152 с., ил.
- Коновалов, А.Е. Городецкая роспись. Рассказы о народном искусстве. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988.– 236 с., ил.
- Коромыслов, Б.И. Лаковая миниатюра Мстеры. Альбом; Л.: Художник РСФСР. 1972. – 168 с., ил.
- Лихачев, Б.Т. Актуальные проблемы эстетического воспитания учащихся: (Метод. рекомендации в помощь лектору и методисту ин-товусоверш. учителей)/ Б.Т. Лихачев; М-во просвещения СССР. - М., 1976. – 20 с.
- Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция. М., Владос,2011. – 161 с.
- Маврина, Т.А. Городецкая живопись. Альбом. Народное искусство. Ленинград, Аврора, 1970. – 138 с.
- Некрасова, М.А. Искусство древней традиции. Палех. Альбом. М.: Советский художник, 1990.– 122 с., ил.
- Неменский, Б.М. Красота спасет мир, или Как передать опыт переживаний: / Б. Учит. газета - 2008. -13 мая(№ 20). – С. 5
- Неменский, Б.М. Познание искусством / Б.М. Неменский; Ун-т Рос. акад. образования. - М.: Изд-во УРАО, 2000. – 186, с.: ил.
- Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстет. воспитания : Кн. для учителя / Б. Неменский. – 2. изд., перераб. идоп . – Москва : Просвещение, 1987. – 192с.
- Неменский, Б.М. Миссия «юного художника». /Юный художник. - 2006. – № 12. – с. 1 -2 – (Приглашаем к разговору)
- Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. Книга для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2012. – 270c.
- Неменский, Б.М. Распахни окно: Мысли художника об эстетическом воспитании, — М.: Молодая гвардия, 1974.– 187 с.
- Пирогова, Л.Л. Лаковая миниатюра. Палех; Художественный альбом; Серия: Шедевры народного искусства России. М.: Интербук-бизнес; 2001. – 159 с., ил.
- Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Альянс, 2014. – 256 с.
- Рябов, В.Ф. Социальная природа искусства. К спорам о предмете искусства. Л.: Художник РСФСР, 1983.– 247 с.
- Сапожникова, Т.Б. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Лекция 1(Газета «Искусство» № 17/2006)
- Сапожникова, Т.Б. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Лекция 8 (Газета «Искусство» № 24/2006)
- Сокольникова, Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. – М.: Академия, 2012. – 268 с.
- Соловьева, Л.Н. Лаковая миниатюра. Мстера; Художественный альбом; Серия: Шедевры народного искусства России. М.,Интербук-бизнес; 2001. – 162 с., ил.
- Тихомирова, Н.А. Николай Михайлович Зиновьев – художник Палеха. Л., Художник РСФСР, 1987. – 160 с. ил.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. – Т.1. – С. 161
- Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2000. – 245 с.
- Харламов, И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
- Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителей. Издание 2-е, перераб. и доп. М., Просвещение, 1988. - 176 с.
- Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М., - 2005. – 168 с.
- Шеппинг,Д.О. Русская народность в её поверьях, обрядах и сказках. Издательство: Государственная публичная историческая библиотека России; 2012. – 236 с., ил.
- Шерман, Алекси Современные и классические орнаменты. Издательство: АСТ; 2010. – 190 с.
- Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН., Российский фонд культуры; – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
- Третьякова, О. В., Тверитинова, Н. В. Копилка народных премудростей.Издательство: Метафора, Астрель, Времена 2; 2013г. – 816 с., ил.
- Оболенская, О.Н., Герасимова, А.Е., Мефед, О.А. Совершенствование теории и методики художественного образования. Учеб.-метод. пособие. Н.Новгород: НГПУ, 2011. – 43 с.
- Декоративно-прикладное творчество. Переводчик: Зонова, С. В. Редактор: Хлебнова, Т. И. Серия: Своими руками. М., Арт-родник, 2010. – 381 с., ил.
41. Изобразительное искусство и художественный труд: 5 – 8 кл.: Кн. для учителя/Н.Н. Фомина, А.А. Дмитриева, Н.А. Горяева и др.; Сост. Н.Н. Фомина. – М.: Просвещение. – АО «Учеб. лит.», 1995. – 272.: ил.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы: предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского: 5-9 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Б. М. Неменский и др.]. - М.: Просвещение, 2011. – 176, с.: табл. - (Рабочие программы). - (ФГОС).
- Краткий словарь по эстетике /Под ред. М. Ф. Овсянникова, В. А. Разумного.— М., 1964. – 544 с.
- Палех: династии, преемственность традиций: [альбом] / [авт. текста: О. А. Колесова, Е. С. Милютина, Л. П. Князева; сост. А. Астахов]. - Москва: Белый город: Воскресный день, 2014. - 169, [6] с. :цв. ил., портр., фот.
45. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5 – 7 классы – 2-е изд. – М.; Просвещение, 2011. – стр. 3 – 39 (Стандарты второго поколения)
- Советский энциклопедический словарь /Гл.ред. А.М. Прохоров. 2-е издание. – М., Сов. энциклопедия», 1983. – 1600 с. ил.
- Социология искусства. Учебник /Отв. ред. В.С. Жидков и Т.А. Клявина. — СПб., Искусство-СПБ, 2005. — 479 с.
48. Кукоева, Л. Н. Роль народных традиций в духовном развитии детей
http://festival.1september.ru/articles/598907/ (дата обращения 10.10.2017)
- Останина, С.А. Организация учебно-творческой деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uchebno-tvorcheskoy-deyatelnosti-shkolnikov-v-protsesse-hudozhestvennoesteticheskogo-obrazovaniya (дата обращения 23.08.2017)
- Позгалев, В.Е. Стенограмма Госсовета по вопросам поддержки традиционной народной культуры 26 декабря 2006. URL: http://www.cuitmfo.ru (дата обращения 15.09.2017)
- Путин, В.В. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, 2006 г. URL: http://www.cuitinfo.ru. (дата обращения 25.09.2017)
- Рождественский, К. Народное искусство. Неиссякаемый родник красоты. http://shedevrs.ru/dekorativnoe-iskusstvo/712-narodnoe-iskusstvo.html (дата обращения 26.08.2017)
- Спирина, М.Ю. Народная художественная культура: теория и практика в современном социуме. (статья) URL: http://www.shkolaremesel.varkhangelske.ru/konfa_doklad_spirina1.html(дата обращения26.08.2017)
- Федеральный закон «Об образовании в РФ № 273-ФЗ» от 21 декабря 2012г.- http://garant.ru- С.2 (дата обращения 10.10.2017)
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему: НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
СТУДЕНТКА____________________ Т.А. Орлова
(личная подпись)
РУКОВОДИТЕЛЬ ____________________ к.ф.н., доцент О.Н.Оболенская
(личная подпись)
КОНСУЛЬТАНТЫ ____________________ к.п.н., доцент И.Л. Белова
(личная подпись)
_____________________ к.п.н.,доцент Л.П.Депсанес
(личная подпись)
Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ________________ к.п.н., доцент Н.В.Сырова
(личная подпись)
«___» июня2018 г.
Нижний Новгород – 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме эстетического воспитанияучащихся………………………………………..7
1.1. Сущность и содержание эстетического воспитания учащихся ……….7
1.2. Роль народного творчества в эстетическом воспитании учащихся…. 11
1.3. Особенности эстетического воспитания школьников…………..……16 1.4. Формы и методы преподавания декоративного рисования………. ….18
ГЛАВА II.Методические принципы декоративного рисования………25
2.1. Особенности обучения народному творчеству..………………………. 25
2.2. Методические разработки по теме «Народное творчество как средство эстетического воспитания учащихся»……………………………………….. 28
2.3. Роль стилизации в декоративном народном творчестве..…………….. 34
2.4. Этапы работы над композицией………………………………………… 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… . 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена проблеме эстетического воспитания учащихся при изучении народного творчества на уроках изобразительного искусства.
Эстетическое воспитание начинается с изучения традиций, ремёсел и в первую очередь своего родного края, то есть малой родины. Как отмечает Б.М. Неменский: «Не каждый может стать художником, писателем или композитором, но каждый может научиться любить и понимать лучшее в искусстве и литературе» [18, 35].
Социальные изменения, происходящие в России, рост национального самосознания и духовного возрождения народа всегда связаны с возвращением к национальным культурно-историческим традициям. Особое внимание следует уделять эстетическому и художественному воспитанию учащихся. Как известно, занятие искусством влияет на развитие индивидуального художественно-эстетического восприятия мира. Значение уроков изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников огромно. Мы должны изучать народные традиции, чтобы не было отрыва образования и воспитания от культуры каждого народа, создавая толерантные межнациональные отношения.
В наше время значение воспитания эстетического и художественного компонента личности значительно выросло. Вследствие ускоряющегося научно-технического прогресса наша жизнь становится всё более насыщенной и разнообразной, но при этом и всё более сложной и напряжённой. Современный человек испытывает острую потребность в некоей системе интеллектуального и психологического развития, которая помогла бы формированию устойчивых компонентов творческого образа мысли. Современные компьютерные технологии, их повсеместное использование всё чаще вытесняют роль культурно-эстетического воспитания на второй план. Вместе с тем человек только тогда сможет дать оценку общечеловеческим ценностям и духовным достижениям других народов, когда сам в полной мере познает язык, обычаи и веками сформированные культурно-исторические традиции своего народа. Поэтому изучение народного творчества на уроках изобразительного искусства является эффективной формой эстетического воспитания.
Сейчас активно обращают внимание на проблемы теории и практики эстетического воспитания, как важному способу формирования личности подрастающего поколения, духовного и морального развития, высоконравственного и умственного воспитания. Проблема эстетического воспитания является одной из самых важных задач, стоящих перед школой и другими общеобразовательными учреждениями. Необходимо выстраивать программы таким образом, чтобы у учащегося было развито не только мышление и память, но и речь, вкус, чувство прекрасного.
Народное искусство – это тот кристально чистый мир национальной культуры, в котором аккумулируется творчество многих поколений. Не случайно его называют гениальным, в котором сохранилась огромная плодотворная энергия влияния на личность ребёнка. Поэтому преимущества народного творчества для эстетического воспитания в его уникальности, проверенной вековой мудростью народа.
Вопросам, связанным с использованием народного творчества как средства эстетического воспитания учащихся, уделяли внимание Б.М. Неменский, И.П. Глинская, Н.А. Горяева, Т.Л. Шпикалова и многие другие.
Таким образом, данная проблема представляется актуальной и имеет не только сугубо научный, с точки зрения изобразительного искусства, интерес, но и практическое значение. Из множества народных промыслов выбраны лаковая миниатюра Палеха, Мстёры и городецкая роспись.
Объект исследования: педагогический процесс, направленный на эстетическое воспитание учащихся при изучении народных промыслов.
Предмет исследования: народное творчество как средство эстетического воспитания учащихся.
Цель бакалаврской работы: изучить процесс эстетического воспитания учащихся при знакомстве с народным творчеством и определить наиболее эффективные методические приёмы при работе над декоративной композицией.
Для реализации цели, поставленной в бакалаврской работе, необходимо решить следующие задачи:
Ø Проанализировать и систематизировать принципы и методы эстетического воспитания по развитию творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства;
Ø Исследовать методы обучения и определить основные пути активизации творческих способностей учащихся при работе над декоративными композициями народных промыслов;
Ø Разработать этапы выполнения композиции в стиле Палеха, Мстёры и городецкой росписи.
Методы исследования проблемы:
1. Теоретические (систематизация, анализ, обобщение, классификация).
2. Эмпирические (изучение школьной документации, дидактической литературы, беседа, наблюдение процесса обучения, изучение продуктов деятельности и педагогический эксперимент).
Теоретическая значимость работы: систематизация и анализ принципов, методов эстетического воспитания и развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и апробировании эффективности разработанных методических рекомендаций в педагогическом процессе.
Практическая значимость исследования: методические рекомендации, представленные в работе, могут быть использованы преподавателями при изучении вопросов, касающихся эстетического воспитания и развития творческих способностей учащихся при работе над темой «Декоративно-прикладное творчество». Они могут применяться как на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, так и в системе дополнительного образования.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении приведены цели, задачи и актуальность исследования.
В первой главе анализируются психолого-педагогические исследования по проблеме эстетического воспитания учащихся и роли народного творчества в этом процессе.
Во второй главе раскрываются методические принципы декоративного рисования и особенности проведения занятий по теме «Народные промыслы»; рассматривается значение народного творчества в развитии народной культуры, роль стилизации в декоративном народном творчестве и описан поэтапный процесс создания серии работ в стиле народных промыслов Палеха, Мстёры, городецкой росписи.
В заключении подводятся итоги по результатам исследования.
Список литературы насчитывает 47 наименований и 7 интернет ресурсов.
Приложение на 36листах.
ГЛАВА I. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме эстетического воспитания учащихся
1.1. Сущность и содержание эстетического воспитания учащихся
Рассматривая преподавание эстетических дисциплин как приобщение школьников к художественной культуре, имеется ввиду, что ребёнок должен не изучать её в привычном смысле слова, а «проживать» и решать на доступном ему уровне творческие задачи, подобные тем, которые ставили перед собой творцы художественной культуры.
Тогда и сама история искусства откроется детям не как совокупность внешних фактов и объективных взаимосвязей, а как сокровищница духовных содержаний, которые ученик сопровождает, находя им аналогии в собственном внутреннем опыте, познавая и развивая свою душу, испытывая сопричастность культурному творчеству человечества.
Именно на уроках изобразительного искусства, музыки и МХК учащийся приобщается к миру прекрасного, а значит, происходит эстетическое воспитание, которому педагоги с древних времён придавали должное внимание.
Слову эстетика в энциклопедическом словаре даётся следующее определение: «(в переводе с греческого aisthёtikos – чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в XVIII в. у А. Баумгартена, введшего самый термин «Эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» – низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта Эстетика – наука о «правилах чувственности вообще». Наряду с этим в немецкой классической эстетике XVIII – начала IX в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени была проблема прекрасного». [46, 1553]
Т<