ГЛАВАI. Психолого-педагогические исследования по проблеме развития творческих способностей учащихся
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему : «Активизация творческих способностей учащихся при работе над графическим пейзажем».
СТУДЕНТКА _____________________ Маслихина Дарья Евгеньевна
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
РУКОВОДИТЕЛЬ_____________________ к.ф.н., доцент О.Н. Оболенская
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
КОНСУЛЬТАНТЫ _____________________ _канд.пед.наук, доцент Белова И.Л.
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
_____________________ _канд.пед.наук, доцент Депсамес Л.П.
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
_____________________ ________________________________________
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
Допустить к защите
.
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ________________ канд. пед. наук, доц. Н. В. Сырова
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
“___” ____________________ 20___ г.
Нижний Новгород – 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВАI. Психолого-педагогические исследования по проблеме
развития творческих способностей учащихся………………. 7
1.1 Особенности развития творческой личности …………………………….7
1.2 Роль природы в развитии творческих способностей учащихся…………16
ГЛАВА II. Методические особенности обучения графическому
пейзажу…………………………………………………………….20
2.1 Методы и приемы обучения графическому пейзажу……………………..20
2.2 Методические рекомендации по активизации творческих
способностей учащихся при работе над графическим пейзажем……………30
2.3. Этапы выполнения серии графических пейзажей на тему «Выксунский парк»………………………………………………………………………...……41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена проблеме активизации творческих способностей учащихся при работе над графическим пейзажем.
На протяжении всей истории человечества природа всегда являлась и является до сих пор одним из главных источников вдохновения человека. Природа пробуждает в человеке любовь к прекрасному, обогащая и даря жизненные силы. Человек познает красоту окружающего мира через восприятие богатства и красоты природы. Воздействуя на эмоциональное состояние своим разнообразным и изменчивым колоритом, природа всегда вызывает высокие эстетические чувства в человеке.
Художественное творчество передает объекты природы в пластически-выразительных образах, раскрывая необыкновенно волнующие и чувственные формы природных мотивов. Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения, единства с ней. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.
Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».Современное общество заинтересовано в личности, имеющей прочные, глубокие знания и способной к самостоятельному, творческому решению проблем, саморазвитию и преобразованию окружающего мира.Реагируя на изменения общества, меняется и образование. В комплексе проблем, стоящих перед системой непрерывного образования, актуальными являются задачи производительности процесса обучения, улучшение условий для профессионального и личностного совершенствования на протяжении всей жизни. Информационная модель образования уходит в прошлое. В организации процесса обучения происходит смещение акцентов с усвоением новых знаний на овладение способами и приемами учебной, интеллектуальной и профессиональной деятельности. Это порождает потребность использования в учебном процессе все более широкого спектра организационных форм с доминированием активизации творческих способностей учащихся.
Актуальность исследуемой темы:проблема активизации творческих способностей учащихся является в настоящее время одной из наиболее актуальных, поскольку современное общество очень нуждается в социально-адаптированной личности. В настоящее время огромное множество разнообразных и доступных художественных графических материалов,которые предоставляютбольшие возможности для творчества и позволяют современным детям с наибольшим интересом работать над изображением пейзажа. Этот факт помогает творчески подходить к поставленным задачам, максимально выполняя задуманное.В мире современных технологий учащиеся художественных школ имеют возможность изучать природу не только выходя на пленэр, выполняя натурные зарисовки, но и с помощью фотоаппарата или интернета узнать еще больше о пейзаже.
Теоретические и методические проблемы активизации творческих способностей на занятиях по изобразительному искусству исследовались в работах Л.С. Выготского,В.С.Кузина, А.Н.Занковского, Б.Н.Неменского, Н.Н.Ростовцева. Знакомство учащихся с графическим пейзажем формирует у них эстетическое восприятие окружающего мира и потребность в творчестве.
Цель исследования:выявить особенности и специфику активизации творческих способностей учащихся при работе над графическим пейзажем.
Для достижения поставленной цели бакалаврской работы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализироватьпсихолого-педагогические источники по теме исследования;
2. разработать методические рекомендации по теме «Графический пейзаж»;
3. провести анализ создания серии графических работ по теме «Выксунский парк».
Объект исследования:педагогический процесс, направленный на активизацию творческих способностей учащихся при работе над графическим пейзажем.
Предмет исследования:активизация творческих способностей учащихся при работе над графическим пейзажем.
В ходе работы были использованы следующие методы :
–теоретические: систематизация, обобщение, классификация;
–эмпирические: беседа, экскурсия, наблюдение процесса обучения, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности.
Теоретическая значимость:Анализ и систематизация принципов и методов активизации творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и апробирование эффективности разработанных методических рекомендаций в педагогическом процессе.
Практическая значимость: Методические рекомендации, представленные в работе, могут быть использованы преподавателями при изучении вопросов, касающихся активизации творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству, как в общеобразовательной школе, так и в системе дополнительного образования.
Бакалаврская работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачиисследования.
В первой главе проанализированыпсихолого-педагогические исследования по проблеме развития творческих способностей учащихся.
Во второй главе исследуютсяметодические принципы преподавания изобразительного искусства и описываются этапы создания творческих работ на тему «Выксунский парк».
В заключении подводятся итоги всего исследования по данной теме. Список литературы насчитывает 34 наименования и 7интернет- источников. Приложение на 7 листах.
Вместе со словесными практическими и традиционными методами наглядности, для обучения рисованию графического пейзажа следует использовать педагогическое рисование, которое помогает учащимся воспринять теорию и наблюдать все этапы изображения пейзажа, демонстрируемого преподавателем.В следствии этого, обучающиеся активно включаются в систему усвоения основных способов и понятий изобразительной грамоты, правил процесса усвоения художественных приемов и средств выразительности графики.
2.2 Методические рекомендации по активизации творческих способностей учащихся при работе над графическим пейзажем
Методические рекомендации разработаны на основе следующих уроков:
Урок №1:
IIклассхудожественной школы
Тема: «Городской пейзаж» (станковая композиция)
Тип урока: комбинированный
План урока:
1. Организационный момент. Сообщить цели и задачи урока
2. Проверка знаний учащихся
- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о видах пейзажа и об одном из них поговорим подробнее.
- Внимание на экран:
- Сейчас мы отправимся в картинную галерею…. И в каждом зале нам необходимо будет выполнить некоторое задание…, надеюсь, вы с ними справитесь…
Есть ли среди представленных картин пейзажи?
- Да
- А к каким же жанрам относятся данные картины?
- по последней картине: в ней смешаны два жанра: анималистический и пейзаж
- какие еще жанры могут смешиваться в картине? (учащиеся приводят примеры)
- Эти картины такие разные… неужели всё это пейзажи? Назовите их разновидности ( сельский, городской, морской)
- А как называется картина, на которой нарисовано море? (марина)
- Вспомните, как называется художник, рисующий морские пейзажи? (маринист)
- Каких маринистов вы знаете? (Айвазовский)
- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями.
3. Подготовка к восприятию темы урока
- Мы с вами часто восхищаемся красотой природы. Мы легко можем изобразить великолепие просторов полей, лугов, озёр и рек, можем показать в рисунке красоту цветущего сада тили величавость могучего дуба.Многое можно изобразить в рисунке. Наша сегодняшняя задача – показать красоту городского пейзажа. Города…. Большие и маленькие, с современными небоскрёбами и узкими улочками…. Они такие разные….
- показ видеорепортажа о городах мира
Вот несколько кадров…
Задание: нарисовать улицу современного города во фронтальной перспективе. За основу композиции рисунка взять предложенную схему:
- уточнить с учащимися принцип построения во фронтальной перспективе, вспомнить основные законы линейной перспективы.
- предложить учащимся проложить оттенками серого цвета основные плоскости: стены домов, дорогу.
- показ отдельных элементов построения зданий учителем на доске.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся рисуют свой город
- указания:
- обратить внимание на изображение окон – вдали они лишь слегка обозначены или вовсе отсутствуют.
- обратить внимание на передачу объёма в рисунке, на распределение светотени на поверхности форм; оттенки серого не делайте слишком темными.
5. Итог урока
- анализ построения композиции рисунков учащихся;
– оценка работ.
6. Домашнее задание
- прорисовать некоторые мелкие элементы на переднем плане, наметить растительность, транспорт….
Урок №2:
Завершение работы в цвете.
1. Организационный момент. Сообщить цели и задачи урока.
2. Проверка знаний учащихся
- Сегодня мы продолжаем работу над городским пейзажем. Но вначале давайте повторим разновидности пейзажа:
- у меня на доске все картинки перемешались…
- Задание: распределить разновидности пейзажа по группам
- Ученик путём «перетаскивания» группирует картинки на интерактивной доске
- Проверка выполнения задания, исправление ошибок.
- по каким признакам ещё можно разделить пейзажи? Чем они могут отличаться?
- 2 художник нарисовали пейзажи и 1 и 2 пейзажи сельские, на обоих изображен лес вдали речка, берёзка. Но они разные. Чем они могут отличаться? (цветом, колоритом, ещё чем?) Верно, если 1 художник нарисовал лето, а другой зиму, то они будут отличаться по временам года.
- И снова 2 художника нарисовали пейзажи, но теперь и композиция схожа и оба нарисовали осень, но они снова разные…. Чем ещё могут отличаться пейзажи? (если 1 художник нарисовал закат, а другой полдень, то пейзажи будут отличаться по времени суток)
- вот и мы с вами будем рисовать закат в городе, внимание на экран:
4. Объяснение нового задания
- Необходимо нарисовать на рисунке небо.
- Показ учителем нескольких способов тонирования неба: по-сырому, когда краски осторожно вливаются цвет в цвет, можно изобразить контрастные переходы цвета, можно нарисовать небо отдельными мазками.
- Не забываем, что небо на нашем рисунке не само по себе отдельно. Оно отражается в окнах домов, его отблески будут присутствовать и на дороге, на стенах домов, поэтому не забываем добавить соответствующих рефлексов в работу.
5. Самостоятельная работа учащихся.
- Учащиеся рисуют небо. У каждого свой неповторимый закат.
- Учитель предлагает ученикам вспомнить, какой закат они видели, наблюдали в природе и нарисовать его.
6. Итог урока.
- рассмотреть галерею работ, вывешенную на доске, результаты обсудить с детьми;
– оценка работ, отметить наиболее оригинальные, выразительные работы.
Урок№3:
Тема урока: «Пейзаж в графике»
Продолжительность урока: 180 мин.
Цель: Познакомить учащихся с видами пейзажной графики, выполненные мастерами-графиками, дать понятие о линейной воздушной перспективе, обобщить знания по теме «Графика», выполнить графические работы(мягкими графическими материалами на выбор: карандаш, соус, сангина, уголь).
Задачи:
1. Обучающие:Формировать умения чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности, использовать её возможности в собственном творчестве. Познакомить с особенностями некоторых приемов в искусстве; Познакомить с некоторыми произведениями художников;
2. Развивающие: Овладевать графическими инструментами и техниками (соус, сангина), развивать умения пользоваться выразительными средствами графики (точкой, штрихом, линией), передавать свои умения в рисунке.
3. Воспитывающие: Воспитать эстетическое отношение к окружающему миру, любовь к прекрасному и к аккуратности.
Оборудование:Информационный материал к уроку, рисунки пейзажа в графике, репродукции картин художников.
Материалы: Карандаш, соус, сангина, уголь
Зрительный ряд: Чёрно – белые иллюстрации (пейзажи, деревья), репродукции печатной графики.
Дидактический материал к уроку: презентация «Пейзаж в графике».
Структура урока:
1.Организационный момент
2. Беседа по основному материалу урока:
а) закрепление пройденного материала
б) вводная информация
в) демонстрация материала, объяснение
3. Практическая работа
4. Итог урока (выставка работ учащихся, заключительная речь преподавателя)
Методы: Словесный (рассказ), иллюстративный.
Формы: Коллективная, индивидуальная
Деятельность учителя:
Сообщение темы урока. Проводится показ подобранного материала по теме урока (живая речь учителя и демонстрация презентации)
Деятельность учащихся: На протяжении беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы по теме урока.
Преподаватель:
Беседа: На этом уроке мы будем говорить о графическом пейзаже.
- Чем отличается такой пейзаж от обычного?
Графический пейзаж воспроизводится при помощи линий - прямых, кривых, волнистых. Основным материалом является карандаш или уголь.
- Что является основой языка графики?
Основой графического языка являются работы черным по белому или белымпо черному. Самый распространенный вид пейзажной графики - это зарисовки и наброски, которые художники делают постоянно, фиксируя свои впечатления. Такие рисунки, сделанные карандашом, соусом, сангиной, пером, углем, разнообразные по мотивам и авторскому видению и служат ему творческой кладовой, то есть материалом для создания произведений. Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. Когда с конца ХV века появляются печатные книги, гравюры становятся доступными широкому кругу людей. Мастера-граверы все большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха – графической разнообразности. Со временем самостоятельное значение графики только возрастало. В каждом рисунке началом всех начал является первое прикосновение к листу. Чёрно-белое пятно, линия, штрих, точка – это стихия из которой возникает образ.
Художники- графики передают свои впечатления о мире с помощью чёрного и белого цветов на бумаге. Посмотрите вокруг и назовите предметы белого и чёрного цветов. (Белый снег, звёзды, невеста, чёрные горы, чёрные тучи) Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, противоположны. Большую роль играет передача освещения пейзажа. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью – пейзаж меняет свои очертания. Утром контуры пейзажа окутаны дымкой. Рисуя пейзаж утром, надо стушевать контуры заднего плана. Подчеркнуть контуры переднего плана. Вечером наблюдается обратное явление: все предметы на фоне неба вырисовываются отчетливо, в виде силуэтов, тени ложатся гуще, плотнее, формы предметов выглядят четче. В серый пасмурный день земля вместе с находящимися на ней предметами почти всегда темнее неба. В солнечный день земля и растительность темнее неба, светлые предметы, освещенные прямым светом, могут быть светлее неба. Контраст света и тени различны в солнечный и облачный день, утром и в полдень, вечером и в лунную ночь.
Сегодня на уроке вы будете выполнять пейзаж, пользуясь выразительными средствами графики: точкой,штрихом, линией, пятном, овладевать различными материалами: карандашом, соусом, сангиной и углем (на выбор). В конце урока мы устроим выставку ваших работ.
- Тема урока: «Пейзаж в графике».
-Давайте же сегодня вспомним, что такое графика.
(Графика – это вид изобразительного искусства, в котором основными средствами выразительности являются линия, точка, штрих, пятно, тон).
- Какие материалы используют художники-графики?
Тушь, акварель, пастель, мел, уголь, сангину, соус, карандаш, фломастеры и т.д.
Практическая работа:
Цель: Выявить степень усвоения знаний об этапах выполнения рисунка.
Умения: Находить гармонию и красоту в изображении пейзажа в графике.
Деятельность учителя: Организует выполнение практического задания.
Деятельность учащихся: Выполняют практическую работу в графической технике.
Задание: Выполнить пейзаж в графической технике
Материал: Карандаш, соус, сангина, уголь (любой графический материал на выбор),лист А4.
- Выполните графический пейзаж любым из представленных мягких графических материалов.
Прежде чем приступить к заданию, составьте композицию на альбомном листе. Можете изобразить пейзаж по своим воспоминаниям или по представлению.
Преподаватель рисует пейзажную композицию с деревьями, показывая поэтапное выполнение работы, а учащиеся следуют за ним. После каждого этапа преподаватель просит обратить внимание на тон работы в целом, опираясь на конкретное пейзажное состояние.
-Как нужно изображать предметы, расположенные на переднем плане? (Чем ближе от нас предмет, тем больше подробностей мы на нем изображаем).
-Как изображают предмет вдали?
При удалении предмета детали заметны меньше, предметы, удаляясь, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее чёткие очертания.
Итог урока:Просмотр работ.
-Ребята давайте посмотрим, какие разные, интересные работы получились. Какие выразительные средства вы использовали? В какой работе лучше всего использовался штрих? В какой - линия? В какой – точка? Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
Выставка работ учащихся.
Урок №4:
Тема: «Изображение пейзажа пастелью»
Продолжительность урока:180 мин.
Цель:Познакомить учащихся с видами пейзажной графики и сформировать навыки работы пастелью.
Задачи:
1. Обучающие:Формировать умение чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности, применять её возможности в творчестве. Познакомить с графическими произведениями художников в технике «пастель». Познакомить с особенностями некоторых приемов при работе с пастелью.
2. Развивающие:Развивать умения пользоваться выразительными средствами графики (линией,точкой, штрихом). Использовать приобретенные умения в работе пастелью.
3. Воспитывающие:Воспитать эстетическое отношение к миру и любовь к прекрасному.
Организационный момент:
Оборудование:Информационный материал к уроку, рисунки пейзажа в графике, репродукции картин художников, рабочий графический материал- пастель.
Структура урока:
1.Организационный момент
2. Беседа по основному материалу урока:
а) закрепление пройденного материала
б) вводная информация
в) демонстрация материала, объяснение
3. Практическая работа
4. Итог урока (выставка работ учащихся, заключительная речь преподавателя)
Методы: Словесный, иллюстративный.
Формы: Коллективная, индивидуальная
Деятельность преподавателя:
Сообщение темы урока. Показ подобранного материала по теме урока.
Деятельность учащихся: На протяжении беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы по теме урока.
Преподаватель: «Ребята, сегодня мы с вами повторим тему«графический пейзаж» и выполним работу в технике «пастель». Давайте повторим тему прошлого урока»: Графический пейзаж воспроизводится при помощи линий разного характера. Основными материалами является карандаш или уголь. Самый распространенный вид пейзажной графики- это зарисовки и наброски, которые художники делают постоянно, фиксируя свои впечатления. Такие рисунки, сделанные карандашом, пером, углём, соусом, пастелью и другими материалами разнообразные по мотивам и авторскому видению и служат ему творческой кладовой, т.е. материалом для создания произведений.
Сегодня на уроке вы будете выполнять пейзаж, пользуясь выразительными средствами графики: точкой, штрихом, линией, пятном, работая пастелью.Она бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.Существует два основных вида сухой пастели: твердая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.
Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага — предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата; пастельная доска — выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага — имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа. Также можно использовать бумагу для акварели, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе.Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используется ластик или кусочек хлеба (белый — без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет своюпастельность, цвета становятся более глубокими.
- Давайте рассмотрим пастельные работы следующих художников: И.И. Левитана, Э. Дэга и других. Ребята, обратите внимание на технику нанесения пастели. На переднем плане более резкие смелые штрихи, а на дальнем очень мягкие, растушеванные переходы. Мы с вами попробуем окунуться в графический пейзажный мир, отразив его с помощью пастели. В конце урока мы устроим выставку ваших работ.
Практическая работа:
Цель этапа: выявить степень усвоения знаний об этапах выполнения рисунка.
Умения:находить гармонию и красоту в изображении пейзажа в графике.
Деятельность учителя: организует выполнение практического задания.
Деятельность учащихся: выполняют практическую работу в графической технике (пастель).
Задание:Выполнить пейзаж в графической технике пастель.
Материал: Пастель сухая, бумага А3 для пастели, лист А4 для набросков, карандаш, широкая кисть, стирка, лак для закрепления пастели.
- Выполните осенний графический пейзаж пастелью на тонированной бумаге.
Прежде чем приступить к заданию, составьте композицию на альбомном листе. Учитывая перспективу в композиции рисунка, используйте средства художественной выразительности, пропорции светлого и темного, передавая пространство.
- Давайте повторим некоторые законы. Как изображать предметы, расположенные на переднем плане?
(Чем ближе от нас предмет, тем больше подробностей мы на нем изображаем).
- Как изображать предметы вдали?
(При удалении предмета детали заметны меньше, предметы удаляясь не только уменьшаются, но и как бы растворяются в воздухе, приобретая менее четкие очертания).
Преподаватель рисует осеннюю композицию графического пейзажа, основываясь на своих эскизах, выполненных с натуры. Затем, он показывает поэтапное выполнение работы пастелью, а учащиеся следуют за ним. После каждого этапа преподаватель просит обратить внимание на цветотон работы в целом, опираясь на конкретное пейзажное состояние.
Итог урока:Просмотр работ.
- Ребята давайте посмотрим, какие интересные работы у вас получились. Вам действительно удалось передать в рисунке осеннюю атмосферу с помощью такого графического материала как пастель.
Выставка работ учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активизации творческих способностей учащихся было посвящено немало исследований и педагогических открытий, и данная проблема была и остается актуальной до настоящего времени. Влияние искусства на становление личности человека, его творческой составляющей действительно очень велико. Характерной особенностью искусства является отражение реальных событий в художественных образах, которые влияют на чувства ребенка, воспитывая в нем особенное отношение к жизни, помогая глубже познавать этот мир.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что в процессе рисования происходит активизация художественного творчества, поэтому преподавателям очень важно дать учащимся возможность раскрыть свои способности, занимаясь художественной деятельностью. Именно в этом и состоит одна из главных задач дополнительного образования- сформировать творческие способности детей в изобразительном искусстве.
Методы обучения графическому пейзажу предлагают уже зарекомендовавшие себя методы обучения, которые дают наилучшие результаты. Методы основываются на научных данных педагогики и психологии, формируя правила обучения. Изучая техники и приемы изображения графического пейзажа, учащиеся учатся замечать главное, характерное, опуская второстепенное и не значительное. Это позволяет им создавать выразительные и яркие художественные образы природы, отражая в них собственные чувства, мысли и переживания. В практической части работы выявлены наиболее результативные формы, методы и приемы при которых творческие и графические навыки учащихся будут протекать более успешно.
Эффективность обучения детей на уроках при работе над графическим пейзажем можно повысить, если педагог будет целенаправленно использовать наиболее оптимальные методы, приемы активизации творческой деятельности и будет акцентировать внимание учащихся на выразительные средства графики.
Большую роль в активизации творческих способностей учащихся играет авторитет и личность самого преподавателя, который всем своим поведением демонстрирует детям любовь, трудолюбие и невероятную творческую энергию, направленную на достижение высших целей.Важность изучения многообразных приемов и техник изображения графического пейзажа состоит в том, что они учат детей не только размышлять и анализировать, но и применяя свои творческие способности, создавать новые приемы и способы изображения. Обучаясь, они демонстрируют многообразие подходов к решению поставленных задач, которые основываются на индивидуальности каждого ребенка.
Путь раскрытия творческих способностей детей идет от реализации природных способностей и приводит к личностному самовыражению в изобразительном искусстве. Без активизации творческой деятельности невозможно заинтересовать и настроить ребенка на выполнение дальнейшей работы над будущим произведением. Таким образом, можно сделать вывод, что активизация творческих способностей учащихся очень важная тема, актуальность которой, по-видимому, никогда не устареет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев, В.И. Диалектика и самовоспитание творческой личности. Казань, ГКУ, 1988. – 238 с.
2. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-воспитательной деятельности. Методическое пособие. М.,Высшая школа, 1981. - 240 с.
3.Андрианова, Т.М.Урок как творчество. М., 1989. –184 с.
4. Бесчастнов, Н.П. Графика пейзажа. М., Владос, 2005. - 98 с.
5. Выготский, Л. С. Воображение в детском творчестве. М., Просвещение, 1991. – 287 с.
6.Выготский, Л. С. Педагогическая психология//Психология: классические труды. М., 1996. – 125 с.
7.Выготский, Л.C. Психология искусства. М., Искусство, 1987. – 344 с.
8.Гальперин,П. Я. Введение в психологию. — М., Университет: Моск.психол.соц.ин-т, 2005.- 327 с.
9. Давыдова, И.В. Удивительный мир творчества. Учебно-методическое пособие для студентов пед. вузов, учителей, воспитателей, методистов, родителей. Калуга, КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2006. – 44 с.
10.Ильина, Т.В.. История искусств. Отечественное искусство. - М., Высш. шк , 2006. – 134 с.
11.Калошина, И.П. Психология творческой деятельности, Учеб. Пособие. М., Юнити-Дана, 2003. –430 с.
12. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество. М., Педагогика, 1990. - 140с.
13.Кудрявцев, Т.В. Творческая природа психики человека. Вопросы психологии. 1990. - №3. –с.120- 123.
14.Кулюткин, Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя.Вопросы психологии. 1996. - № 8. - с.130.
15.Кон, И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989. –255 с.
16.Кон, И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности.М., Просвещение, 1979- 175 с.
17.Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей. – 2-е изд., доп. и перераб. / В. С. Кузин. – М., Просвещение, 1999. – 180 с.
18.Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В.С. Кузин. - М., 1998- с.175
19.Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность, индивидуальные различия. Избранные труды. М., МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003.– 462 с.
20.Мамардашвили, М.К. Эстетика мышления-М.: Моск. шк. полит. исслед., 2000.–412 с.
21.Маслов, Н. Я. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. М., Просвещение, 1984. – 120 с.
22.Матюшкин, A.M. Развитие творческой активности школьников. М., Педагогика, 1991. –153 с.
23.Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. - М., 1987. - 255 с.
24.Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М., Просвещение, 2007. – 16 с.
25.Немов, Р.С. Общая психология: Учеб. для студентов образоват.
учреждений сред. проф. образования по спец. пед. и соц.-экон. Профилей. М., 2001.– 396 с.
26.Озерков, Д. Е. Неестественная природа. Испанский пейзаж XVII в. Метафизические исследования. Вып. XIII. СПб.: Алетейя, 2000. – 184 с.
27.Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока: Психол. механизмы
формирования [Текст] / Н.Н. Палагина. – Бишкек : Илим, 1992. – 123с.
28. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности. М., Знание, 1982. - 96 с.
29.Ростовцев, Н.Н.Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., Просвещение,1980. -250 с.
30.Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию.В 2 тт. Т. 1. М., Просвещение, 1980 – 160 с.
31.Рубинштейн, С. Л. «Основы общей психологии» В 2 т. М., 1989- с. 256
32. Симонов, В.П. Диагностика личности профессионального мастерства преподавателя: Учеб.пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М., Международ.пед.академия, 1995. - 189с.
33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2 тт. М., 1989. – 256 с.
34.Унковский, А. А., Смирнов, Г. Б. Пленэр. Практика по изобразительному искусству -М., Просвещение, 1981. -239 с.
35.Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности, М., Флинт», 1997. – 260 с.
Интернет- ресурсы:
36. http://endcon.my1.ru/news (Дата обращения: 27.05 16 )
37.http://www.referatshop.ru(Дата обращения: 29.05 16 )
38.http://www.gumer.info(Дата обращения: 17.06 16 )
39.http://strana.ru(Дата обращения: 21.06 16 )
40.http://www.muzeigp.ru(Дата обращения: 22.06 16 )
41.http://graphic.org.ru(Дата обращения: 22.06 16 )
42.http://knowledge.allbest.ru(Дата обращения: 25.06 16 )
Р Е Ц Е Н З И Я
набакалаврскую работу студентки Дарьи Евгеньевны Маслихиной
Факультетадизайна,изящныхискусств имедиа-технологий
ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина»
Тема работы:«Активизация творческих способностей учащихся при работе над графическим пейзажем».
Выпускная квалификационная работа Маслихиной Д.Е. выполнена на актуальную на сегодняшний день тему,поскольку онаволнует многих преподавателей. В бакалаврской работе раскрыта важность активизации творческих способностей детей на занятиях изобразительного искусства
Автором проанализированы психолого-педагогические источники по проблеме активизации творческих способностей учащихся, произведен поиск новых научных знаний и составлены рекомендации по их практическому применению.
В работе раскрыты методы и приемы обучения графическому пейзажу и приведены методические рекомендации по активизации творческих способностей учащихся. Проведенные исследования показывают над какими направлениями духовного роста и развития творческих способностей детей необходимо работать.
Недостаткамиработыможносчитать:отсутствиенаучныхтрудовзарубежныхпсихологовипедагогов;авторнеоперируетнормативнымидокументами,регламентирующимипедагогическуюдеятельность.
В бакалаврской работе отражено собственное понимание и осмысление темы исследования. Изложение работы последовательное, логически стройное и соответствует цели, задачам и теме выпускной работы, которые были полностью раскрыты. Бакалаврская работа Маслихиной Д.Е. отвечает основным требованиям Положения о ВКР и может быть допущена к защите. Рекомендуемая оценка работы «отлично».
Р Е Ц Е Н З Е Н Т - _______________________________________________________________
(имя, отчество, фамилия, ученая степень, звание, должность, место работы)
М.П.
“___” ____________________ 20___ г. ________________________________
(личная подпись)
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА