Раздел II. Способы, приемы общения

Если имеются внутренний материал и объект, с которым надо общаться, необходимо найти средства, приемы, пути общения. Прежде всего можно общаться словами, голосом. Слова передают мысль, а голосовая интонация окрашивает слова и мысль чувством — это и есть общение словесное. Можно общаться жестом, движением (например — позвать, указать, куда идти, оттолкнуть и т. д.). Это физическое общение, или,, как ныне принято называть, «органическое молчание».

Но самое тонкое общение — это «лучеиспускание» и «лучевосприятие». Такое общение К. С. Станиславский называл «нежным щепетильным процессом». Он объяснял: «Наши внутренние чувства и желания испускают лучи, которые просачиваются через наши глаза, через тело и обливают других людей своим потоком. Лучевосприятие — это обратный процесс, то есть вбирание в себя чужих чувств и ощущений»[133]. Через лучеиспускание нельзя передавать сложные мысли, умозаключения, а только ощущения и чувства, причем передаются и самые тонкие, сложные чувства, которые не поддаются точному определению.

Разговор глаз — самый ценный способ общения, так как он передает подсознательное, сверхсознательное. \

Упражнения (на словесное общение). " Педагог предлагает участникам назвать темы упражнений на словесное общение. Придуманные ими предлагаемые обстоя-

тельства должны быть такими, чтобы для общения в них требовались бы только слова. Например:

1. Посещение доктором больной. Больная вся забинтована, двигаться ей нельзя.

2. Тюрьма. Ночь. В камере находятся двое. Они связаны и лежат в разных углах. Каждому нужно выяснить, кто его сосед и откуда он.

3. Шоссе. На обочине дороги стоит машина со срочным грузом. Шофер под машиной что-то исправляет, а сопровождающий торопит его и предлагает свою помощь.

4. Разговор двух людей, находящихся в разных комнатах.

5. Телефонный разговор (участвуют двое, можно и трое, когда в разговор случайно вмешивается третий человек).

6. В комнате сидят двое и беседуют. Погас свет, беседа продолжается.

7. Деловой разговор двух — один находится у окна на пятом этаже, другой внизу на улице.

8. Разговор между девочкой и мальчиком о школьных уроках через запертую дверь.

Все указанные выше темы раздаются участникам и предлагается действовать. Подобные задания рекомендуется давать и на дом. Не разрешайте в упражнениях на словесное общение очень много говорить. Пусть ученики ограничиваются минимумом слов, произнося лишь те, которые необходимы для действия и достижения поставленной цели.

Упражнения (на физическое общение — то есть на органическое молчание).

1. На рыбной ловле. На берегу реки сидит рыбак с удочкой. Приходит девушка, громко поющая песню. Рыбаку надо подать знаки, чтобы она не подходила близко, ушла в сторону и не пугала рыбу.

2. Вызвать девушку на свидание, ведя разговор через закрытое окно дома.

3. Читальный зал или клуб, где идет собрание. Две подружки сидят в разных рядах. Им надо уходить на занятия.

4. Больница. Больной говорить не может, действует только одна правая рука. Надо попросить у сестры палаты ручку и бумагу, чтобы написать домой письмо.

5. В засаде. В этот дом должны прийти враги, изменники Родины.

6. Развесить красные флаги в канун 7 Ноября в оккупированной зоне, где хозяйничают фашисты.

7. Уничтожить вражеский склад с оружием. Действующие лица — три молодых партизана.

8. Передать задание подпольной организации. Место действия — городской сад, скамейка на крайней аллее, кругом народ.

Все жесты и движения в этих упражнениях должны быть конкретны, выразительны и оправданы необходимостью, логикой.

В этих формах общения все время присутствуют также лучеиспускание и лучевосприятие. Можно дать задание на дом — придумать самим упражнения на физическое общение.

Упражнения (на лучеиспускание и лучевосприятие).

Разбить участников на пары и предложить одному из каждой пары вспомнить случай из жизни. При помощи эмоциональной памяти вызвать повторные чувства и поделиться ими со своим партнером. Или установить, какое свое отношение, чувство к партнеру он хочет передать ему (так, например, он хочет его обласкать, выразить презрение, обрадовать новостью и т. д.), зажить внутренней сущностью этого чувствования при помощи элементов психотехники и попробовать передать свое внутреннее побуждение партнеру, а тот должен понять, что ему передают.

1. Вспомнить, как умирал дорогой вам человек.

2. Вспомнить день первого объяснения в любви.

3. Вспомнить приятную или неприятную встречу.

4. Выразить свое презрение к партнеру.

5. Пожалеть партнера.

6. Обласкать партнера.

7. Ваш партнер — соперник.

Следите, чтобы при исполнении данных упражнений не было мышечного напряжения, чтобы не нервничали, не торопились, не прибегали бы к мимическим ужимкам, а старались передать свое отношение, эмоцию партнеру через глаза.

Напомните ученикам слова К. С. Станиславского: «При мышечном напряжении не может быть речи о влучении и излучении»[134]. «Для того, чтобы «облить» другого лучами своих желаний, не надо мышечной работы. Физическое ощущение исходящего из нас тока едва уловимо»[135].

В этих упражнениях не разрешайте начинать общаться, пока они не запасутся материалом, то есть соответствующими эмоциями и видениями, необходимыми для внутреннего общения. Эти упражнения можно делать только с реальным партнером, а не с воображаемыми объектами.

Раздел III. Приспособление

Это как внутренние, так и внешние приемы, способы, при помощи которых люди подходят при общении друг к другу и воздействуют на партнера. «Этим словом — приспособление — мы впредь будем называть как внутренние, так и внешние

ухищрения, с помощью которых люди применяются друг к другу при общении и помогают воздействию на объект»[136].

Приспособления необходимы актеру для того, чтобы заражать других своим состоянием и заставлять их лучше чувствовать то, что не досказывается словами. Приспособления бывают сознательные и подсознательные (интуитивные). Каждое переживаемое внутри чувство требует своего приспособления, «Чем сложнее задача и передаваемое чувство, тем красочнее и тоньше должны быть и самые приспособления, тем многообразнее их функции и виды»[137].

Актеру «надо уметь приспособляться к обстоятельствам, к времени, к каждому из людей в отдельности»[138]. При этом не следует забывать о разности приспособлений общения в связи с разностью расстояний (К. С. Станиславский называл это условно «масштабом общения»).

Актеру надо всегда опасаться ветхости и затасканности приспособлений. Когда приспособление износилось, его надо заменить свежим. Некоторые актеры в таких случаях стараются пополнить запас своих приспособлений заимствованием их у других, более талантливых актеров. Но это опасно, так как только в редких случаях актер может сродниться с чужими приспособлениями, перерождая их в свои собственные. Обычно они остаются чуждыми, мертвыми, плохими копиями. А поэтому лучше пусть будут скромные, но свои.

В театре нередко режиссер или товарищ подсказывают нам те или иные приспособления. К. С. Станиславский в свое время указывал: «Такими сознательными приспособлениями надо пользоваться осторожно и мудро. [...] Не позволяйте себе просто копировать их! Надо уметь присваивать себе чужие приспособления и делать их своими собственными, родными, близкими. Для этого нужна большая работа, нужны новые предлагаемые обстоятельства, манки и прочее»[139].

Такая же психотехническая работа нужна, «когда артист подсмотрит в реальной жизни типичные для его роли приспособления»[140]. Откуда же актеру брать все новые и новые приспособления взамен износившихся?

Любые человеческие состояния, настроения, учил К. С. Станиславский, окажутся пригодными для новых красок и оттенков приспособления, если они будут оправданы изнутри.

Упражнения (на правильный выбор приемов, способов общения, исходя из предлагаемых обстоятельств).

1. В подполе сидит партизан. В избу вошли посторонние. Надо предупредить спрятавшегося, чтобы он не выходил.

2. Освобождение из тюрьмы взятого врагами советского офицера.

3. Сквер. Познакомиться с понравившейся девушкой, сидящей на скамейке.

4. Испания. Встреча советского туриста-рабочего с безработным испанцем. Признание в братской солидарности и дружбе.

5. Встреча молодежи в дни Всемирного фестиваля в Москве. Разные специальности, разные языки, идет общение.

6. Отпроситься у матери пойти в гости к приятелю, к которому она не особенно благоволит.

Упражнения (на «масштаб» общения).

Прежде чем начать упражнения, педагог приводит пример на два разных «масштаба» общения, или иначе, два разных приспособления в связи с разностью расстояния между партнерами. Предположим, что один из учеников — рабочий-крановщик, другой — бригадир. Бригадир находится внизу на строительной площадке. Он должен сообщить крановщику, что нужно срочно подать материал к новому корпусу. Для этого ему приходится напрягать голос. Движения, жесты в этом случае должны быть широкие, крупные.

Все внешние приспособления, когда общение идет на расстоянии, надо усиливать, делать их резче, виднее.

Если же бригадир дает задание рабочему, который находится рядом, то говорить надо нормально, жест должен быть выразительный, но не укрупненный.

1. Идет спуск с высокой горы. Один из туристов стоит высоко на выступе горы, а внизу другой и что-то ему сообщает о спуске.

2. Через Оку ходит паром. Ранним утром на противоположном берегу появилась группа велосипедистов. Они просят, чтобы паромщик выехал срочно за ними.

3. Дом. На балконе пятого этажа стоит девушка и смотрит вниз, где стоит молодой человек, который уговаривает ее пойти с ним в кино.

4. На другом берегу реки сидит девушка. Нужно ее позвать.

5. Мать больна, лежит в постели и дремлет. Дочь, которая уходит на работу, наказывает брату ухаживать за матерью, давать лекарства и т. д.

Кроме этих упражнений, надо предложить придумать самим темы на «масштаб» общения и проделать их. Педагогу надо следить, чтобы способы общения, «масштаб» соответствовали бы обстоятельствам и чтобы не нарушалась логика действий. Напоминайте участникам о необходимости создания конкретных предлагаемых обстоятельств, четких взаимоотношений действующих лиц.

Упражнения (на смену приспособлений, когда используется как приспособление любое человеческое состояние).

1. Выпроводить из комнаты (приспособление — притворство).

2. Занять единственный диван, находящийся в комнате студенческого общежития, чтобы отдохнуть на нем (приспособления — у одного участника — обман, у другого — страх).

3. Уговорить подругу пойти в театр.

4. Уйти с урока раньше времени.

5. Отпроситься у начальника в отпуск в летний месяц.

6. Уговорить родителей отпустить меня на комсомольскую стройку Урала.

7. Уговорить директора театра дать мне постановку очередной пьесы репертуарного плана.

8. Выпытать тайну у своего товарища.

9. Заставить подругу признаться в неправоте ее действий по отношению ко мне.

10. Выпросить любимую вещь у сестры.

11. Добиться у врача разрешения на участие в спортивных соревнованиях.

12. Сделать так, чтобы педагог, который по плану должен вас сегодня спросить, не вызвал бы.

13. Матери уговорить сына не идти в летную школу.

14. Объясниться девушке в любви.

15. Уговорить мастера цеха перевести меня в комсомольскую бригаду.

Каждое из данных упражнений предложите сделать 2— 3 раза, беря всякий раз приспособлением другое состояние, настроение. Можете сами указать, какое состояние, настроение в данном упражнении должно служить приспособлением, но оно должно быть обязательно оправдано изнутри.

Когда приспособление приелось или когда оно не действует на партнера, надо пробовать другое, третье и т. д., пока не найдете такое, которое будет воздействовать на партнера, проникать в его душу.

Очень хороший пример смены приспособлений мы видим в сцене Розины и Бартоло в пьесе «Севильский цирюльник» Бомарше (действие II, явление 15).

Розина, чтобы исполнить действие — спасти письмо Альмавивы от Бартоло, — прибегает к следующим приспособлениям:

1. Ложь («Ах да, это письмо от моего двоюродного брата»).

2. Чувство оскорбленного достоинства («Опять какое-нибудь подозрение?., подобная бесцеремонность мне очень не нравится... при том, что это неслыханно — читать чужие письма»).

3. Угроза («Если вы ко мне подойдете, я убегу из дому»...).

4. Хитрость (меняет письма местами, кладет письмо двоюродного брата в карман передника таким образом, что кончик его виден).

5. Отчаяние («Вы скорей убьете меня, чем получите письмо... Злосчастная Розина!.. какая ужасная судьба!..»).

6. Обман (обморок).

7. Притворство (вся сцена после обморока).

К. С. Станиславский говорил, что актеру никогда не надо ограничивать себя в выборе приспособлений: «Резкие контрасты и неожиданности в области приспособлений только помогают воздействовать на других при передаче душевного состояния»[141].

В упражнениях на смену приспособлений можно использовать те же темы, что и в предыдущих упражнениях. При этом педагогу необходимо еще раз напомнить, что если приспособление, выполняющее служебную роль, становится самоцелью, то это приводит к наигрышу приспособлений и уводит от основной задачи и объекта.

Наши рекомендации