Изобразительные и выразительные средства рисунка.
Существуют разновидности графических материалов (средств), применяемых в рисунке: сухие красящие вещества - уголь, сангина, цветные мелки, соус; жидкие красящие вещества - тушь, чернила, черная акварель, морилка; фломастеры, кисти и перья различной формы.
Для выполнения учебных заданий используют обычный карандаш с графитным стержнем. В зависимости от учебной задачи подбирают карандаш соответствующей твердости (мягкости). Он наиболее удобен для начального обучения, так как графит хорошо ложится и держится на бумаге, легко стирается мягким ластиком.
Приступая к учебному рисунку, следует заранее подготовить несколько карандашей различной твердости «Конструктор» Т, ТМ, М, 2М. На карандашах фирмы «Кохинор» и др. этим обозначениям соответствуют Н, НВ, В, 2В и т.д..
Затачивают карандаши конусообразно с одного конца, сохраняя указания номера, обозначающие степень твердости графита. Чтобы правильно заточить карандаш, нужно на 25-30 мм сточить деревянную оправу и обнажить графит на 8-10 мм. Карандаш требует бережного отношения. Упавший на пол карандаш может стать непригодным, так как его хрупкий графитный стержень окажется поврежденным (рис. 1).
Избирательно следует отнестись и к подбору бумаги. Для длительных учебных рисунков лучше подходит плотная белая бумага со слегка шероховатой поверхностью.
Рисунок выполняется только на одной стороне листа. Чертежную и рисовальную бумагу лучше хранить в специальной папке, а не в рулонах. Листы, закрученные в рулон, плохо крепятся к мольберту и мнутся. Приступая к работе, необходимо иметь также канцелярский нож или скальпель, мягком ластике.
Перо. Для рисунка жидкими красящими веществами в старину использовали гусиные, тростниковые и соломенные перья. В настоящее время в художественной практике распространены металлические перья различных размеров и форм.
Для перовой техники чаще всего употребляют тушь, чернила разных цветов, морилку, акварель. Работая пером, нужно постоянно промывать его в воде и вытирать сухим лоскутом.
Система рисунка пером во многом сходна с карандашной техникой. Рисунки, сделанные пером, трудно исправить, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги.
Уголь- материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается он из равномерно обожженных тонких веток или оструганных палочек липы, ивы и других мягких пород древесины (длиной 10-12 см, диаметром 5-8 мм). В XIX веке получил распространение твердый уголь из спрессованного угольного порошка с добавлением растительного клея.
Линии и штрихи, нанесенные на бумагу с шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяются с бумагой и осыпаются. Их легко снять кусочком ваты или стряхнуть лоскутом ткани. Поэтому законченные рисунки, выполненные сыпучим углем, нуждаются в закреплении специальным раствором - фиксатором.
В отличие от натурального рисовального угля, палочки из спрессованного угольного порошка дают жирные, вязкие линии и трудно удаляются даже ластиком.
Техника рисунка углем разнообразна, так как заточенным стержнем или палочкой угля можно проводить тонкие четкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности.
Сангина, как и уголь, широко применяется в рисунке. Изготавливается сангина в виде палочек без оправы различных красно-коричневых тонов. В отличие от натуральной, искусственная сангина производится из каолина и окислов железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углем, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушевками, ластиками и тонкими шлифовальными шкурками.
При растирании сангина несколько меняет цвет, тон и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые выразительные средства в рисунке.
Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных переходов. Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволяет добиться большого разнообразия толщины и плотности штриха. К недостаткам сангины относится сложность в передаче глубины теней.
Пастель— название не только материала, но и техники рисунка. Пастель представляет собой сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрессованных стертых в порошок: пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса. Пастели присущи матовая фактура, чистота, мягкость красок, как правило долго сохраняющих первоначальную свежесть:
Рисунок цветными мелками приближает графику к живописи
Пастельными карандашами (палочками) рисуют на шероховатой бумаге, картоне, мелкой шлифовальной шкурке и другой основе. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксатором (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осторожно окантовывают в застекленную раму.
Цвета пастели можно смешивать, нанося один цвет ни другой и растирая их растушевкой или рукой.
Соус- жирные черные палочки цилиндрической формы диаметром 8-10 мм, обернутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессованного порошка сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами и пятнами с применением растирки (сухой соус) и растворением в воде соуса кистью (мокрый соус).
В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокаленного волоса или шерсти различных животных - беличьи, барсучьи, песчанковые, колонковые и др.
Рисунок кистью позволяет решать сумму задач: переход от линии к тону и наоборот, что очень важно для выявления общих отношений и характерных деталей, совмещать тональную широту с тонкой прорисовкой.
Большой эффект достигается смешанной техникой рисунка разными материалами (уголь и сангина, акварель и пастель, перо и кисть).
В практике встречаются рисунки, выполненные с применением цветных карандашей в смешении с другими материалами.