Тема 2.1. Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомитьснародной игрушкойРоссии,развитиекругозора учащихся. Особенности традиционнойглиняной игрушки в России. Познакомить с рабочим местом учащихся.
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучениелитературы по теме.
Тема 2.2. Каргопольская игрушка. Лепка.
Цель и задачи: Научить передавать в лепке характерные особенности каргопольских игрушек, их позы. Продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – каргопольской игрушкой; использовать стеку для надрезания.
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучениелитературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
Тема 2.3. Каргопольская игрушка. Роспись.
Цель и задачи: Выполнить копию росписи каргопольской игрушки. Расписать готовую белую игрушку, используя в качестве образцов игрушки расписанные мастерами, а также схемы.
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, глина или пластилин, гуашь или акрил, кисти, карандаш, ластик, лак, стеки.
Самостоятельна работа: изучениелитературы по теме, закрепление полученных навыков, выполнение учебного образца.
РАЗДЕЛ 3. Искусство современной игрушки.
Тема 3.1. Современная игрушка. История развития. Декоративная кукла.
Цель и задачи: Познакомитьссовременной игрушкой,развитиекругозора учащихся. Научить поэтапному выполнению декоративной куклы, используя смешенные техники изготовления.
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, папье-маше, каркасы, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма.
Самостоятельна работа: изучениелитературы по теме.
Тема 3.2. Декоративная кукла в костюме Русского Севера.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой костюма Русского Севера. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Допускается применение вышивки. Обучить приемам изготовления «Декоративная кукла в костюме Русского Севера».
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), основа для кукол (папье-маше, каркас), ветошь, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
Тема 3.3. Декоративная кукла в Кубанском костюме.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой костюма Кубанского казачества. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Допускается применение вышивки. Обучить приемам изготовления «Декоративная кукла в Кубанском костюме».
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), основа для кукол (папье-маше, каркас), ветошь, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
Четвертый год обучения
РАЗДЕЛ 1. Искусство тряпичной куклы.
Тема 1.1. Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование.
Цель и задачи: Познакомитьснародной игрушкойРоссии,развитиекругозора учащихся. Особенности традиционнойтряпичной куклы в России. Познакомить с рабочим местом учащихся. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с тканями.
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, различные ткани, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: изучениелитературы по теме.
Тема 1.2. Весенние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Домашняя Масленица», «Вербная», «Пасхальная», «Веснянка», «Птица Радость», «Птички», «Пасхальная голубка».
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
Тема 1.3. Летние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Семик и Семичиха», «Жница», «Покосница», «Кубышка-травница», «Домовушка», «Купавница», «Русалка».
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, трава чабрец, колокольчики, сани, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.