Структурапрограммыучебного предмета
Структурапрограммыучебного предмета
I. Пояснительная записка……………………………………………………….. | |
II.Содержаниеучебного предмета……………………………………………… | |
III.Требованиякуровнюподготовкиобучающихся………………………… | |
IV.Формы и методыконтроля, система оценок……………………………… | |
V.Методическоеобеспечениеучебного процесса…………………………….. | |
VI.Списоклитературы ………………………………………………………... |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и рольвобразовательном процессе
Программа учебного предмета "Работа в материале" разработана на основании Письма Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с приложением к письму Минкультуры России от 19.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».
Программаучебногопредмета«Работавматериале»повиду«Народная игрушка», (далее-«Работавматериале»)разработананаосновеис учетом федеральныхгосударственныхтребований кдополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладноетворчество».
Творческие способностиипрактическиеумениядетейне могут развиватьсявне соответствующейсферы деятельности. Занятия народнымдекоративно- прикладным искусством в детской художественной школе, детской школе искусств - это путь приобщенияучащихсяк истокамфольклорной культуры,воспитание эстетического отношенияк предметамбыта, знакомство систориейсвоейстраны, своего региона.
Актуальность программы.
В концепции модернизации дополнительного образования обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании.
Исходя из практической деятельности, дополнительная образовательная программа "Работа в материале " составлена в соответствии с интересами и потребностями учащихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает обучающимся сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует их самообразование, влияет на личностную реализацию.
Программа "Работа в материале" является по содержанию художественной; по функциональному предназначению - прикладной; по времени реализации - пятигодичной (шести). Программа является основой для дальнейшего знакомства учащихся школьного возраста с элементами дизайна, различными видами декоративно - прикладного искусства, современного хендмейда.
Новизна
Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми - программа дополнена элементами свободного творчества. Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые обучающиеся получают в общеобразовательной школе на уроках развивающего труда и технологии, углубляются и расширяются на дополнительных занятиях в школе искусств, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир учащегося, позволяет с пользой провести свободное время.
Образовательная программа "Работа в материале " разработана с учётом современных образовательных технологий.
Принципы обучения:
♦ индивидуальность,
♦ доступность,
♦ преемственность,
♦ результативность.
Учебныйпредмет«Работа в материале»направленнаразвитиетворческихспособностей детей, навыков самостоятельнойработы, воспитаниеэстетического вкусаучащихся. Предусматривает последовательное изучение и историю развития в России, и в частности на Кубани народной игрушки. Данная программа составлялась с учётом изучения опыта мастеров местной традиции народного декоративно-прикладного искусства. Предмет «Работа в материале» тесно связан с предметами «Рисунок», «Живопись», «Композицияприкладная», «Историянароднойкультурыиизобразительногоискусства». Данная взаимосвязь помогает учащимся активно осмысливать окружающий мир и воплощатьего в формахдекоративно-прикладного творчества.
Учебныйпредмет «Работа в материале»реализуетсяпри 5-летнемобучении-в 1 -5 классах.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Основноевниманиеуделяется практическим занятиям.
Методыобучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующиеметоды обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ,наблюдение, демонстрацияприемов работы);
-практический;
-эмоциональный(подбор ассоциаций, образов, художественныевпечатления).
Предложенные методыработыврамках предпрофессиональнойобразовательной программыявляются наиболеепродуктивными при реализациипоставленныхцелейи задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях прикладноготворчества.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории оборудованные, столами и стульями, инструментами, материалами, наглядными пособиями,мебелью,
- наглядно-плоскостные:наглядные методические пособия,технологические карты, плакаты,фондработучеников, настенные иллюстрации,магнитные доски;
- демонстрационные:подлинникиизделий народноготворчества,выполненные в разных материалах;
- электронные образовательные ресурсы:мультимедийныеучебники, мультимедийные универсальныеэнциклопедии, сетевыеобразовательныересурсы;
- аудиовизуальные:слайд-фильмы, видеофильмы,учебныекинофильмы, аудиозаписи.
II.СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержаниеучебного предмета«Работа в материале»построено сучетомвозрастных особенностейдетей, включает теоретическуюи практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучениеучащимися историинародной игрушки, региональныхособенностейитехнологическихприемов, включает в себя задания по аналитическойработев областидекоративно-прикладногоискусства. Практическая частьосновананаприменениитеоретическихзнанийинавыков в учебномитворческомопыте.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН.
Первый год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторных | Методы и формы контроля | ||||
Теория | Практика | |||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. | ||||||
1.1 | Народная игрушка, его виды. Рабочее место и его оборудование. Основные сведения о материалах. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | ||||
1.2 | Детские возрастные куклы. | Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы | ||||
1.3 | Игровые куклы. | Беседа, наглядные пособия, просмотр | ||||
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки. | ||||||
2.1 | Народный орнамент России. Глиняные игрушки. Рабочее место и его оборудование. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | ||||
2.2 | Дымковская игрушка. Лепка. | Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы | ||||
2.3 | Дымковская игрушка. Роспись. | Беседа, наглядные пособия, просмотр | ||||
Раздел 3. Искусство современной игрушки. | ||||||
3.1 | Современная игрушка. История развития. Мягкая игрушка. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | ||||
3.2 | Мягкая игрушка из носок. | Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы | ||||
3.3 | Мягкая игрушка из ткани. | Беседа, наглядные пособия, просмотр | ||||
Итого: | ||||||
Второй год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторных | Методы и формы контроля | ||||
Теория | Практика | |||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. | ||||||
1.1 | Народная игрушка, его виды. Рабочее место и его оборудование. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | ||||
1.2 | Куклы в целительстве. | Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы | ||||
1.3 | Обрядовые домашние куклы. | Беседа, наглядные пособия, просмотр | ||||
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки. | ||||||
2.1 | Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | ||||
2.2 | Филимоновская игрушка. Лепка. | Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы | ||||
2.3 | Филимоновская игрушка. Роспись. | Беседа, наглядные пособия, просмотр | ||||
Раздел 3. Искусство современной игрушки. | ||||||
3.1 | Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | ||||
3.2 | Текстильная игрушка Зайка. | Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы | ||||
3.3 | Текстильная игрушка Мишка. | Беседа, наглядные пособия, просмотр | ||||
Итого: | ||||||
Третий год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Аудиторных | Методы и формы контроля | |||
Теория | Практика | ||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. | |||||
1.1 | Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | |||
1.2 | Осенние куклы. | Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы | |||
1.3 | Зимние куклы. | Беседа, наглядные пособия, просмотр | |||
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки. | |||||
2.1 | Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | |||
2.2 | Каргопольская игрушка. Лепка. | Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы | |||
2.3 | Каргопольская игрушка. Роспись. | Беседа, наглядные пособия, просмотр | |||
Раздел 3. Искусство современной игрушки. | |||||
3.1 | Современная игрушка. История развития. Декоративная кукла. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | |||
3.2 | Декоративная кукла в костюме Русского Севера. | Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы | |||
3.3 | Декоративная кукла в Кубанском костюме. | Беседа, наглядные пособия, просмотр | |||
Итого: |
Четвертый год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Аудиторных | Методы и формы контроля | |||
Теория | Практика | ||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. | |||||
1.1 | Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | |||
1.2 | Весенние куклы. | Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы | |||
1.3 | Летние куклы. | Беседа, наглядные пособия, просмотр | |||
Раздел 2. Искусство глиняной игрушки. | |||||
2.1 | Народный орнамент России. Рабочее место и его оборудование. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | |||
2.2 | Калининская игрушка. Лепка. | Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы | |||
2.3 | Калининская игрушка. Роспись. | Беседа, наглядные пособия, просмотр | |||
Раздел 3. Искусство современной игрушки. | |||||
3.1 | Современная игрушка. История развития. Декоративная кукла. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | |||
3.2 | Декоративная кукла в Донском костюме. | Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы | |||
3.3 | Декоративная кукла в Терском костюме. | Беседа, наглядные пособия, просмотр | |||
Итого: |
Пятый год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Аудиторных | Методы и формы контроля | |||
Теория | Практика | ||||
Раздел 1. Искусство тряпичной куклы. | |||||
1.1 | Народная игрушка, тряпичная кукла. Рабочее место и его оборудование. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | |||
1.2 | Свадебные куклы. | Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы, просмотр | |||
Раздел 2. Искусство соломенной игрушки. | |||||
2.1 | Народная соломенная игрушка России. Рабочее место и его оборудование. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | |||
2.2 | Соломенные птицы. | Беседа, обсуждение,проверка выполненной работы | |||
2.3 | Соломенные животные. | Беседа, наглядные пособия, просмотр | |||
Раздел 3. Искусство современной игрушки. | |||||
3.1 | Современная игрушка. История развития. Текстильная игрушка Тильды. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | |||
3.2 | Кукла Тильда – Ангел. | Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы | |||
Раздел 4. Итоговая работа. | |||||
4.1 | Выбор и подготовка материалак итоговой работе. Изучение материала. | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | |||
4.2 | Выполнениеэскиза. Изготовление итоговой работы. | Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы | |||
4.3 | Изготовление и оформление итоговой работы. | Беседа, наглядные пособия, просмотр | |||
Итого: |
Год обучения
№п/п | Наименование темы | Количество часов | Методы и формы контроля | |||
всего | аудит. | самост. | ||||
Раздел 1. Из истории развития ткачества | ||||||
1.1. | Декоративное искусство. Искусство художественного ткачества | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | ||||
1.2. | Экскурсия в музей. Знакомство с образцами ткачества поясов | Беседа, экскурсия | ||||
Раздел 2. Витье и плетение поясов | ||||||
2.1. | Основные сведения о поясе, как о предмете определённых обычаев | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | ||||
2.2. | Изготовление витого пояса одного, двух и трех цветов. | Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы | ||||
2.3. | Плетение пояса на пальцах (дёрганье) | |||||
2 4. | Плетение пояса на игле | |||||
Раздел 3. Основные приемы ткачества. Ткачество на дощечках | ||||||
3.1. | Основные сведения об изготовлении пояса на дощечках. Заправка дощечек основой | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | ||||
3.2. | Выполнение образцов плетения на дощечках (закладки) | Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы | ||||
Раздел 4.Творческая работа «Традиция» | ||||||
4.1. | Разработка проекта пояса | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | ||||
4.2. | Заправка дощечек нитями основы в соответствии с разработанным проектом | Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы | ||||
4.3. | Выполнение проекта в материале | |||||
4.4. | Оформление концов пояса кистью | |||||
Раздел 5 Основные приемы ткачества. Ткачество на бёрдышке | ||||||
5.1 | Закономерности образования орнаментов на поясах, сотканных на бёрдышке | Беседа, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | ||||
5.2 | Инструменты и материалы, используемые в работе. Снование основы для узорного пояса | |||||
5.3 | Ткачество на бёрдышке без рисунка | Беседа, обсуждение, проверка выполненной работы | ||||
5.4 | Выполнение образцов узорного ткачества (написание букв) | |||||
5.5 | Выполнение образцов узорного ткачества (геометрический орнамент) | |||||
Раздел 6.Творческая работа «Традиция» | ||||||
6.1. | Разработка проекта ткачества узорного пояса на бёдрышке | Беседа, проектный метод, наглядные пособия, иллюстрации, обсуждение | ||||
6.2. | Выполнение проекта в материале | Проектный метод, проверка выполненной работы | ||||
6.3. | Оформление концов пояса кистью | |||||
Итого: | ||||||
ГОДОВЫЕТРЕБОВАНИЯ.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВИ ТЕМ.
Первый год обучения
Тема 1.3. Игровые куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Кукла на ложке», «Архангельская столбушка», «Тульская кукла от коликов», «Калужская игровая», «Тульская девочка из косичек», «Тульский мальчик с мячиком», «Куклак», «Девка-Баба», «Вепсская игровая».
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
Второй год обучения
Третий год обучения
РАЗДЕЛ 1. Искусство тряпичной куклы.
Тема 1.2. Осенние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Зернушка», «Богач», «Филипповка», «Десятиручка», «Рябинка», «Параскева Пятница», «Козьма и Демьян».
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, крупа, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
Тема 1.3. Зимние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Колокольчик», «Благодать», «Веничек Благополучия», «Спиридон-солнцеворот», «Коляда», «Меланка», «Коза», «Санница», «Окно Радости».
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, зерно, колокольчики, сани, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
Четвертый год обучения
Тема 1.2. Весенние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Домашняя Масленица», «Вербная», «Пасхальная», «Веснянка», «Птица Радость», «Птички», «Пасхальная голубка».
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
Тема 1.3. Летние куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Семик и Семичиха», «Жница», «Покосница», «Кубышка-травница», «Домовушка», «Купавница», «Русалка».
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, трава чабрец, колокольчики, сани, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
Пятый год обучения
Тема 1.2. Свадебные куклы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями и символикой тряпичной куклы, свадебным обрядом в России. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить традиционным приемам изготовления куклы «Неразлучники», «Неразлучники-одноручка», «Тульские неразлучники», «Мировое Древо», «Вишенка», «Хранительница Приданного», «Тульская на счастливое замужество», «Тульская свадебная в лаптях», «Красота», «Тульская Невеста-сирота», «Большая свадебная», «На счастливое замужество».
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, различные ткани (цветные, однотонные, ситец, бязь, сатин), ветошь, основа для кукол, ножницы, карандаш, линейка, утюг, иглы, нитки Ирис и шерстяные, кружево, бусины, тесьма и т.д.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение тряпичной куклы.
Тема 2.2. Соломенные птицы.
Цель и задачи: Познакомить с традициями соломенной игрушкой (птицы), Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. Развить навыки работы с материалом. Обучить приемам плетения из соломы различных птиц.
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, солома, ножницы, карандаш, нитки, вода.
Самостоятельна работа: закрепление полученных навыков, выполнение отдельных деталей.
РАЗДЕЛ 4. Итоговая работа.
Тема 4.1. Выбор и подготовка материалак итоговой работе. Изучение материала.
Цель и задачи: Разработка проекта итоговой работы.Умение подбиратьи применятьужеизученныевиды народной игрушки для изготовления итоговой работы. Создать эскиз итоговой работыи подобрать нужный вид народной игрушки, в которой будет выполняться работа.
Материалы и оборудование:репродукции, фотографии работ, карандаш, ластик.
Самостоятельна работа: изучениелитературы по теме.
Шестой год обучения
ТКАНЬЕ И ПЛЕТЕНИЕ УЗОРНЫХ ПОЯСОВ
РАЗДЕЛ 1. Из истории развития ткачества
Тема 1.1. Народное декоративное искусство. Его основные принципы. Искусство художественного ткачества. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (вышивка, кружево, узорное ткачество и т.д.).
Поэтическая основа русского искусства и связь его с природой. Современное общество и место декоративно-прикладного искусства в нем.
Оборудование: диапозитивы, альбомы, фотографии, характеризующие народное
искусство.
Самостоятельная работа: изучение литературы по теме
Тема 1.2. Экскурсия в музей. Знакомство с образцами регионального ткачества. Знакомство с местными традициями художественного ткачества. Тканые пояса и их характерные особенности.
Оборудование: тетрадь для записей, ручка, цветные карандаши.
Самостоятельная работа: изучение литературы по теме.
Раздел 2. Витье и плетение поясов
Тема 2.1. Основные сведения о поясе, как предмете определенных обычаев. Знакомство с поясом, как древнейшим элементом в одежде, его назначением и местом в жизни человека.
Оборудование: диапозитивы, альбомы, пояса. Различные виды тканых и плетеных поясов.
Самостоятельная работа: изучение литературы по теме
Тема 2.2. Изготовление витого пояса одного, двух и трех цветов. Знакомство с
приемами выполнения витого пояса на основе двух, трех и четырех нитей, простейшие цветовые гармонии.
Практическая работа: выполнить шнур, опояску или пояс. Оформить конец простой кистью.
Оборудование: шерстяные нити разного цвета, крючок.
Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления пояса способом кручения пояса.
Тема 2.3. Плетение пояса на пальцах (дерганье). Знакомство с простейшими способами изготовления пояса (тесьмы и закладок) без применения инструментов.
Практическая работа: сплести закладку, тесьму или пояс.
Оборудование: цветные нити (шерсть, мулине).
Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления пояса на пальцах
Раздел 3. Основные приемы ткачества. Ткачество на дощечках
Тема 3.1. Основные сведения об изготовлении пояса на дощечках. Заправка
дощечек основой. Знакомство с техникой ткачества поясов на дощечках.
Заправка дощечек основой.
Практическая работа: заправить основу (4-8 дощечек) для выполнения закладки.
Оборудование: шерстяные и хлопчатобумажные нити (ирис, мулине). Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления пояса на дощечках
Тема 3.2. Выполнение образцов плетения на дощечках (закладка). Знакомство с закономерностями образования орнаментов в технике ткачества на дощечках.
Практическая работа: выполнить закладку.
Оборудование: дощечки, шерстяные или хлопчатобумажные нити (ирис, мулине).
Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления пояса на дощечках.
Раздел 4. Творческая работа «Традиция»
Тема 4.1. Разработка проекта пояса. Знакомство с правилами выполнения эскизов и технического рисунка для изготовления пояса на дощечках.
Практическая работа: выполнить эскиз пояса в цвете. Создать технический рисунок для своего пояса на дощечках.
Оборудование: фломастеры, бумага в мелкую клетку.
Самостоятельная работа: разработка эскизов пояса.
Тема 4.2. Заправка дощечек нитями основы в соответствии с техническим рисунком. Закрепление знаний по заправке дощечек основой. Работа с эскизом и умение рассчитывать необходимое количество нитей. Порядок заправки нитей основы в дощечки.
Практическая работа: заправить дощечки основой. Собрать основу в косу.
Оборудование: эскизы, сновальные рамы, цветные нити (шерсть, ирис, шелк),
дощечки.
Самостоятельная работа: завершение работы.
Тема 4.3. Выполнение проекта в материал Закрепление полученных навыков ткачества пояса на дощечках.
Практическая работа: выполнить пояс на дощечках.
Оборудование: дощечки, заправленные основой из цветных нитей. Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления пояса на дощечках.
Тема 4.4. Оформление концов пояса кистью. Понятие завершенности выполненной работы. Украшение края возможными вариантами выполнения кисти. Практическая работа: выполнить кисть на концах пояса.
Оборудование: нитки шерстяные, хлопчатобумажные, готовые пояса, крючок или трикотажная игла.
Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.
Раздел 5. Основные приемы ткачества «Ткачество на бердышке»
Тема 5.1. Инструменты и материалы, используемые в работе. Подготовка к
снованию основы для узорного пояса.
Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми при ткачестве пояса на бердышке. Отработка навыков снования основы на маленькую раму.
Практическая работа: насновать небольшую короткую основу из семи узорных нитей.
Оборудование: бердышко, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы. Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.
Тема 5.2. Ткачество на бердышке без рисунка.
Отработка навыков ткачества на бердышке. Отработка приема прокладки уточной нити. Отработка приема образования зева на бердышке.
Практическая работа: выполнить небольшую закладку, тесьму.
Оборудование: бердышко, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы. Самостоятельная работа: закрепление навыков ткачества на бердышке.
Тема 5.3. Закономерности образования орнаментов на поясах, тканных на
бердышке. Закономерности образования узоров в ткачестве поясов на бердышке.
Практическая работа: выполнить на бумаге в клетку копию орнамента, характерного для тканья на бердышке.
Оборудование: образцы поясов, технические рисунки, бумага в клетку, фломастеры.
Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.
Тема 5.4. Выполнение образцов узорного ткачества (геометрический орнамент).
Закономерности образования простейшего узора на основе ромба.
Практическая работа: выбрать несколько рапортов простого узора.
Оборудование: бердышко, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы,
технический рисунок.
Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.
Тема 5.5. Выполнение образцов узорного ткачества (ткачество букв).
Знакомство с техникой узорного ткачества (ткачество букв). Чтение технического рисунка. Отработка техники выбора узорных нитей челноком.
Практическая работа: выполнить закладку, браслет со своим именем.
Оборудование: бердышко, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы,
технический рисунок букв.
Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.
Раздел 6. Творческая работа «Традиция»
Тема 6.1. Разработка проекта ткачества узорного пояса на бердышке.
Правила выполнения эскиза и технического рисунка пояса.
Практическая работа: выполнить эскиз и технический рисунок орнамента для
узорного пояса. Знакомство с правилами узорообразования для ткачества на бердышке.
Оборудование: бумага в клетку, фломастеры
Самостоятельная работа: выполнение эскиза узорного пояса.
Тема 6.2. Выполнение проекта в материале. Закрепление полученных навыков выполнения узорного пояса.
Практическая работа: выполнить проект в материале.
Оборудование: бердышко, нити х/б, шерсть, челнок, крючок для крепления основы. Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков ткачества на бердышке.
Тема 6.3. Оформление концов пояса кистью. Изучение возможных вариантов оформления пояса кистью.
Практическая работа: оформить концы пояса кистями.
Оборудование: нити х/б, шерсть, игла, крючок.
Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков
III.ТРЕБОВАНИЯКУРОВНЮПОДГОТОВКИОБУЧАЮЩИХСЯ
Требованияк уровнюподготовки на различныхэтапахобучения
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа«Работа в материале»:
-знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;
-знаниефизических ихимических свойствматериалов,применяемыхпривыполнении изделийдекоративно-прикладного творчества;
-уменияраскрыватьобразноеиживописно-пластическоерешениевхудожественно- творческихработах;
- умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчестваи народныхпромыслов;
-навыкисамостоятельного применения различныххудожественныхматериалов итехник;
-навыки копирования лучших художественныхобразцов;
-навыкиработы вразличныхтехниках иматериалах.
Учащийсясможетрешать следующие жизненно-практическиезадачи:
-развитиекоммуникативныхнавыков;
-развитиехудожественного вкуса;
-улучшитьмоторику, пластичность, гибкостьрукиточностьглазомера;
- фиксировать склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипноеилисвободное мышление;
- развить фантазию и воображение (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированнойспособности находитьисоздавать замыслы своихрисунков).
Учащийся способенпроявлять следующие отношения:
-формированиеуважения ктруду;
-воспитаниеинтересак искусству, пониманияпрекрасного;
-показываетналичиеэмоциональнойотзывчивостинажизненныеявления,отношениек народным промыслам.
Критерии оценки
Вовремяобъяснения новойтемы и передвыполнением каждого задания преподаватель ставитпередучеником конкретные задачи.В зависимостиот качествавыполненияэтих задачоценивается работаученика.
5(отлично)-учениксамостоятельновыполняетвсе задачинавысокомуровне,егоработа отличается оригинальностью идеи, грамотнымисполнениемитворческимподходом.
4(хорошо)-учениксправляетсяспоставленнымипереднимзадачами,ноприбегаетк помощи преподавателя. Работавыполнена, ноесть незначительныеошибки.
3(удовлетворительно)-учениквыполняетзадачи,но делаетгрубыеошибки(по невнимательности или нерадивости). Для завершенияработы необходима постоянная помощь преподавателя.
VI.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
Структурапрограммыучебного предмета
I. Пояснительная записка……………………………………………………….. | |
II.Содержаниеучебного предмета……………………………………………… | |
III.Требованиякуровнюподготовкиобучающихся………………………… | |
IV.Формы и методыконтроля, система оценок……………………………… | |
V.Методическоеобеспечениеу |