Последовательность и метод обучения
Приступая к обучению бокса, нужно, прежде всего, хорошо продумать методику преподавания. Ясно, что чисто практический предмет, каким является бокс, не может преподаваться теоретическим методом. Задача инструктора не только объяснить ученику тот или иной прием, но и внедрить его в плоть и кровь ученика, что .может быть достигнуто лишь практическим обучением и тренировкой. Нельзя приучать ученика раздумывать над своим движением; это будет итти в ущерб быстроте. Поэтому, чтобы вызвать ученика на определенный прием, тренер должен раскрыть то или иное место корпуса, научить ученика видеть эти раскрытия и использовать их без всякого раздумья для нанесения ударов.
Бокс — это искусство, идущее в помощь природе, поэтому практическое обучение боксу надо вести так, чтобы первое дополняло другую. Предположим, что инструктор хочет научить ученика встречному удару левой рукой для предупреждения правого свинга. Существует два метода, посредством которых это может быть сделано: либо инструктор подробно объясняет ученику, что, отводя назад правую руку для нанесения свинга, он жертвует своей защитой и что левая рука противника, проходящая более короткий путь, чем свинг, должна дойти до цели ранее последнего, или же он в процессе спарринга совершенно естественно вызывает ученика на встречный удар. Первый способ является теоретическим, второй же чисто практическим, и несомненно в целях развития атлетического мышления последний значительно эффективнее (Под «атлетическим мышлением» автор подразумевает условные рефлексы боксера, внедренные в него практикой и тренировкой. Ред.).
Природный боксер часто плохо понимает, когда ему что-либо стараются подать теоретически; вместе с тем в нем легко развить атлетическое мышление указанным выше способом. Он быстро овладевает техникой бокса и после некоторой тренировки начинает без всякого промедления применять правильные приемы в нужное время.
Боец же с головой, наполненной теоретическими сведениями, часто оказывается слишком медленным в проведении своих теорий в жизнь. Вследствие того, что некоторые преподаватели злоупотребляли теоретическим методом и их ученики оказывались мало боеспособными, у многих сложилось мнение, что лучшей школой для боксера является ринг и что боец должен развиваться самостоятельно путем матчей.
Этот взгляд верен только в том случае, если инструктор делает слишком большой упор на теорию, а не пользуется всеми способами, чтобы вызвать нужное движение у боксера инстинктивно. Почти все лучшие преподаватели, как Мейс и Дрисколь, подошли к этой точке зрения интуитивно. Они заставляли учеников органически усваивать приемы путем самых разнообразных упражнений, например: работа на мешке и груше ведет к усвоению и отделке всех видов ударов.
Весьма интересны некоторые упражнения для улучшения работы ног. Одно из них заключается в том, что боксер движется между расставленными булавами, стараясь их не уронить; другой способ заключается в перемещениях при работе с медицинболом. Эти упражнения способствуют развитию атлетического мышления, и человек привыкает быть хозяином своих мышц и нервной системы.
Хотя обучение боксу и должно вестись как можно естественнее и ближе к природе бойца, тем не менее, отдельные приемы должны разучиваться в правильном классическом стиле. Появление классического стиля в столь практическом предмете как бокс объясняется тем, что он является наиболее естественным, легким и эффективным при всех приемах.
Многие инструктора полагают, что каждый боксер сразу же должен найти свой стиль в боксе. На это можно возразить, что сначала надо научить боксера правильному выполнению приемов. Индивидуальность боксера должна сказаться в боксе, так же как и в жизни, придав его стилю специфические особенности. Но разрешить ему с начала его боксерской карьеры делать приемы заведомо неправильно — значит привить ему ряд скверных привычек, от которых он в дальнейшем не сможет избавиться.
То же самое относится и к порядку, в каком должно следовать обучение различным приемам. Как при постройке дома, прежде всего, выбирают место постройки, затем кладут фундамент, потом выводят стены и т. п., так же и в боксе следует начать со стойки, затем перейти к передвижениям, далее к основным ударам и защитам, и, наконец, к отделке всей работы боксера в целом. Процесс технического роста боксера должен начинаться с самой основы — стойки; атаки и защиты, движения в ту и другую сторону должны преподаваться так, чтобы, в конце концов, дать гармоническое целое. Только после того, как прием будет вполне усвоен учеником, переходят к изучению следующего. Обучение надо вести в строгой последовательности; перед каждым новым разделом должно быть проведено достаточное количество вольных боев. Начинать обучение лучше всего с противником своего веса и своего класса. После того, как пара разучила приемы и стала проводить вольные бои, необходимо дать боксерам возможность работать в перчатках с противниками различных стилей. Большое число боев и разнообразный выбор противников способствует росту боксера.
Позиция (стойка)
Изучение бокса надо начинать с позиции. Позицией называется наиболее выгодное для защиты и атаки, положение. Тело боксера, его руки и ноги находятся в стойке в таком положении, что боксер может быстро и легко выполнять все нужные приемы и передвижения. Как показала многолетняя проверка, лучше всего нашей задаче отвечает классическая английская позиция. Все остальные позиции односторонни. Будучи вполне пригодны для выполнения отдельных приемов, они не подходят для других.
На старинных гравюрах, изображающих первые кулачные бои в Англии, обращает на себя внимание отличие старой позиции от современной. Когда Джемс Фиг в 1719 г. впервые ввел бокс в Англии, его система атак и защит очень напоминала фехтование. Он и его ученики стояли правым боком к противнику, так что правая нога и рука были впереди левой и все удары наносились правой рукой. Однако после того как боксеры в течение некоторого времени пускали в ход в бою только правую руку, они заметили, что и левая рука также может быть с успехом использована в бою. Тогда они выдвинули левое плечо несколько вперед, а правое отвели назад, и вскоре повернулись лицом к противнику. Из гравюр, изображающих матчи этого периода, видно, что эта фронтальная позиция через некоторое время претерпела дальнейшую эволюцию. По мере накопления опыта, боксеры пришли к убеждению, что левая рука быстрее правой. Для того, чтобы ее приблизить к цели и вместе с тем усилить удар правой рукой, боксеры повернулись левой стороной к противнику и приняли позицию, похожую на современную.
Левосторонняя позиция имеет много преимуществ. Кроме возможности наиболее целесообразного использования каждой руки, она уменьшает площадь для ударов противника и позволяет защищать солнечное сплетение и подбородок.
Эволюция боксерской позиции происходила постепенно. Однако, все те, кто пытался отклониться от классической позиции, терпели неудачи. Мы знаем, что американские боксеры за последние 40 лет делали ряд попыток к изменению стойки. Они пробовали и низкую стойку (крауч), и фронтальную стойку, и ряд других.
Однако после всех этих попыток мы видим, что Пакки Мак-Фарланд, Питер Херман и другие лучшие американские боксеры вернулись к той же позиции, которой придерживались представители классической школы Джим Уорд и Джим Мейс.
Индивидуальные особенности бойца могут вызвать некоторые отклонения от классической позиции, однако, эти отклонения не должны быть слишком велики; опыт показал, что чрезмерная индивидуализация позиции, давая преимущество при отдельных положениях, в целом сильно связывает боксера.
Мерилом хорошего стиля в боксе служит умение как можно чаще наносить сильные удары и возможно реже их получать.
И когда мы вспоминаем боксеров, обладавших этим умением, Уорда, Мекса, Райана, Мак-Фарланда, Дрисколя, Хермана и т. п., мы видим, что все они обладали классическим стилем. Остановимся подробнее на позиции Джима Дрисколя.
Для того, чтобы ее усвоить, делаем следующее: становимся в положение «смирно» на расстоянии 2 шагов от своего противника, ноги вместе, ступни под углом в 45°. Затем выдвигаем левую ногу вперед на 3/4 шага, причем носок обращен к противнику. После этого отделяем пятку правой ноги от земли на 2 — 3 см и немного сгибаем колено. Теперь ноги будут находиться в правильном положении. Переходим к рукам. Правое плечо опущено вдоль корпуса, правое предплечье направлено вперед и вверх и кулак обращен к подбородку противника. Левая рука, вытянутая к противнику, слегка согнута в локте, и кулак находится на уровне подбородка противника. Теперь и руки находятся в правильном положении. Остается немного приподнять и подать вперед левое плечо, одновременно опустив голову и повернув ее вполоборота налево.
Позиция, принятая у нас, носит несколько более защитный характер. Даем ее описание.
Носок левой ноги направлен на противника, пятка несколько повернута наружу, колено слегка согнуто; как недостаточное, так и излишнее сгибание ног в коленях затрудняет перемещение боксера.
Правая нога отставлена примерно на 3А шага назад и несколько вправо для большей устойчивости, ступня почти параллельна левой ступне, пятка слегка приподнята.
Колено правой ноги несколько согнуто, тяжесть тела равномерно распределена на обеих ногах, корпус обращен вполоборота к противнику левым плечом вперед. Левая рука полусогнута, плечо свободно опущено вдоль левой стороны груди, предплечье и кулак направлены на противника и находятся не ниже солнечного сплетения и не выше уровня плеча. Кулак повернут основанием большого пальца кверху. Такое положение левой руки обеспечивает быстроту прямого удара левой.
Правая рука полусогнута, предплечье и кулак направлены на противника. Кулак приходится на уровне не выше подбородка и не ниже линии сосков, основание большого пальца направлено вверх и несколько внутрь.
Кулак сжат слабо, чтобы мышцы руки не были напряжены преждевременно. Голова повернута вполоборота налево и наклонена вниз. Подбородок почти касается груди, но не прижат.
Преимущество такой позиции заключается в равномерном распределении веса тела и удобном) положении ног. Она позволяет боксеру быстро и неожиданно перемещаться в любом направлении. Левая рука готова к прямому удару, правая, защищая челюсть и солнечное сплетение, вместе с тем готова к нанесению любого удара. Положение головы затрудняет противнику проведение ударов в наиболее чувствительные части лица. Позиция, благодаря свободному и естественному положению, всего тела, ног и рук, не вызывает связанности движений. Манера прижимать предплечье правой руки к груди ошибочна, хотя и создает впечатление лучшей закрытости. Правая рука при таком положении фактически выводится из боя, так как для удара ее необходимо отвести назад, т. е. заранее «телеграфировать» противнику начало удара.
Для усвоения правильной позиции необходимо при работе на мешке, на груше с горохом и в бою с тенью тщательно ее соблюдать и быстро возвращаться в нее после удара.
Работа ног
После позиции надо переходить к работе ног (перемещениям). Как бы хорошо ни действовали руки боксера, но, без правильной и быстрой работы ног они напоминают артиллерию, которая не может передвигаться. Задача работы ног в боксе очень проста. Она дает возможность боксеру двигаться с той же быстротой, как и его противник, держаться от него на наиболее выгодной дистанции и вместе с тем сохранять позицию, позволяющую парировать все удары. Боксер должен двигаться таким образом, чтобы при всех передвижениях противника находиться вне его досягаемости, и все же настолько близко от него, чтобы успевать использовать все его ошибки и раскрытия.
В первое время существования бокса работы ног не существовало. Оба бойца стояли носок к носку и наносили из такого положения удары друг другу, до тех пор, пока один из них не выходил из строя. В то время всякий уход, всякое передвижение считалось признаком трусости. Если в те времена и были какие-нибудь передвижения, то они проводились совершенно инстинктивно и не связывались с изучением бокса. Изобретателем «работы ног» был Хёнт (Английский боксер 18-го века. Ученик Браутона (см. стр. 28).).
Хёнт был легковесом. Весовых категорий в то время не существовало; поэтому ему обычно приходилось встречаться с бойцами, имевшими перед ним большое преимущество в весе. Хёнт решил, что ему крайне невыгодно стоять носок к носку со своими противниками и обмениваться с ними ударами и что гораздо целесообразнее уклоняться от их атак, делая шаги в стороны или назад. Убедившись в правильности этого метода, он стал применять его в боях. Отсюда и ведет начало работа ног.
Как мы уже говорили, наилучшее положение ног такое, при котором боксер может быстро передвигаться в любом направлении, в то же время сохраняя равновесие, дающее возможность противостоять любому удару противника. Расстояние между ступнями боксера зависит от ударов, которые он собирается наносить, и приемов, которые он хочет применить. Для сильных ударов нужно большее расстояние между ступнями, для быстрых ударов и передвижений ноги должны быть более сближены. Эти изменения позиции обычно делаются совершенно автоматически.
Основные формы передвижений в боксе, это — шаги вперед, назад, вправо и влево. Из этих четырех элементов и их комбинаций складываются все остальные передвижения.
Начнем с движения вперед. Левая нога выдвигается вперед приблизительно на 15—20 см, затем следует правая нога. Вначале это движение делается медленно, затем постепенно ускоряется, пока не достигается скорость, с которой передвигается по рингу опытный боксер. После этого переходят к шагу назад. Движение назад начинается с правой ноги, за ней следует левая.
Движение назад выполняется так же быстро, как и движение вперед. Когда ученики порознь разучили эти два движения, они становятся друг против друга. Один делает шаг вперед, другой одновременно шаг назад, и наоборот.
Так же изучаются и боковые передвижения. При шаге вправо сначала передвигается правая нога, а за ней левая, при движении влево — наоборот.
Все передвижения должны выполняться четко и быстро, ступни ног едва отделяются от пола, но вместе с тем не должны его задевать.
Легкого наклона корпуса, соединенного с толчком передней части ступни, вполне достаточно для начала движения. Хорошая работа ног проводится без усилий и шума.
Боксер, хорошо усвоив основы работы ног, должен тренировать их совместно с партнером в форме своеобразного спарринга без ударов. Один из боксеров ставит своей задачей уход, а другой преследование, или же один пытается уйти в сторону, в то время как другой мешает ему это сделать, кружась вокруг него. При всех передвижениях партнера надо стараться все время находиться в положении лицом к нему, и оставаясь вне его удара (рича), все же сохранять такую дистанцию, которая позволила бы использовать любое его «раскрытие». При работе с быстрым партнером крайне трудно сохранить дистанцию, которая была взята при начале упражнения.
Обычно тот, кто первый начинает движение, оказывается слишком быстр для своего партнера; попытки следовать за быстрым боксером при таком упражнении являются прекрасной тренировкой.
Куда и как наносить удары
Перед тем как приступить к описанию ударов, следует остановиться на вопросе о том, куда их нужно наносить. Есть несколько мест на теле боксера, настолько чувствительных, что удар по ним вызывает нокаут.
Двумя основными уязвимыми точками являются подбородок и солнечное сплетение. Сильный удар, проведенный сбоку в шею, под сердце, за ухо или даже по печени, также может сбить бойца более чем на 10 секунд.
Наиболее легко нокаут достигается ударом в челюсть. При точном попадании нужно очень немного силы, чтобы противник потерял сознание.
Существует мнение, что в эпоху боев голыми кулаками нокаут в челюсть был неизвестен и что в этом и заключалась причина продолжительности этих боев. Мнение это неверно. Матчи длились так долго, потому что правила были другие. Упавшего бойца секунданты переносили в свой угол ринга и ему давалась возможность отдыхать в течение 30 секунд. Этот 1/2-минутный отдых, помощь секундантов и дополнительные 8 секунд были достаточны для того, чтобы боксер мог притти в себя и продолжать бой. Если после этого он все же был в состоянии «грогги», то, получив удар, он мог снова упасть на 38 секунд. Поэтому рассказы о Джоне Сюлливэне, как об изобретателе нокаута в челюсть, относятся к области фантазии журналистов.
Сюлливэн был одним из первых боксеров, дравшихся по новым правилам и, обладая очень сильным ударом, он, естественно, быстро отправлял своих противников на 10 секунд на пол. Но он ничего не изобрел нового.
Нокаут в солнечное сплетение также окружен легендами. После того как Боб Фитцсиммонс нокаутировал Джима Корбета, будучи значительно позади по очкам, американские газеты, всегда ищущие сенсации, ввели в бокс новый медицинский термин: солнечное сплетение вместо существовавшего ранее термина: «цель», и Фитцсиммонсу было приписано изобретение нового удара. На самом же деле Фитцсиммонс нанес удар Корбету в место, хорошо известное всем боксерам в продолжение по крайней мере 100 лет и называвшееся «цель Браутона».
Джон Сюлливэн – Американец, чемпион мира в тяжелом весе с 1888 г. по 1892 г., первый чемпион мира эпохи боев в перчатках. Начиная с 1880 г., не имел ни одного поражения и был признан чемпионом мира тяжелого веса. В 1892 г. он встретился с Джимом Корбетом и проиграл ему бой нокаутом на 21-м раунде. Сюлливэн умер в 1918 г.
Джим Корбет – Американский, чемпион мира в тяжелом весе с 1892 г. по 1897 г. Первенство мира выиграл, побив Джона Сюлливэна нокаутом на 21-м раунде. Свое звание Корбет потерял, проиграв бой Бобу Фитцсиммонсу (см. стр. 9). Не обладая большой физической силой, Корбет был для своего времени первоклассным техником. Однако, при встрече с Фитцсиммонсом, отличавшимся феноменально сильным ударом и достаточно разнообразной техникой, он был нокаутирован на14-м раунде.
Джек Браутон – чемпион Англии с 1739 по 1750 г. Создатель первых правил бокса, выпущенных в свет в 1734 г. и легших в основу лондонских профессиональных правил бокса, вышедших в 1750 г. Браутон первый обратил внимание на целесообразность удара в солнечное сплетение, в силу чего на боксерском языке оно долго носило название «цель Браутона».
Солнечное сплетение, расположенное немного выше диафрагмы, представляет собой важный нервный узел. Удар по солнечному сплетению, особенно если мышцы живота расслаблены, вызывает не только временную остановку дыхания, но и временное нарушение основных функций организма.
Хотя нокаут производит сильное впечатление на зрителей, в нем по существу нет ничего опасного для здоровья боксера. Однако в случаях так называемого «нокаута на ногах» рефери должен вовремя остановить бой. При этом положении, когда челюсть и мышцы шеи ослаблены, удар может вызвать кровоизлияние в мозг. Во избежание таких тяжелых последствий рефери, видя, что боец находится в состоянии «грогги», должен прекратить бой.
Теперь переходим к вопросу, как нужно наносить удар.
Эффективность удара зависит от:
1) его точности, т. е. попадания в наиболее чувствительные точки,
2) неожиданности,
3) резкости.
Точность удара достигается сосредоточением внимания боксера. Неожиданность удара достигается, с одной стороны, финтом (обманом), а с другой — отсутствием «сигнализации» удара замахом, и, наконец, — максимальным сокращением пути удара. Резкость удара достигается скоростью движения и использованием веса корпуса и наиболее мощных мышц.
Отсутствие мышечного напряжения в первой половине пути удара значительно повышает его скорость. Сжатие кулака в конце удара придает ему нужную жесткость. Сила удара создается не мышцами руки, а главным образом мышцами ног и корпуса и весом тела.
Удары в боксе начинаются толчком и выпрямлением ноги и почти все сопровождаются поворотом, наклоном или выпрямлением корпуса и переносом веса корпуса на одну йЗ' ног.
Все эти движения следуют одно за другим, сливаясь в одно сплошное движение, в один рывок, начинающийся с ног и заканчивающийся рукой. Последняя служит главным образом орудием нанесения удара, а не источником его силы.
Все удары наносятся суставами, соединяющими пястье с пальцами.
В уличных драках удары наносятся обычно или сбоку или сверху вниз. У обезьян та же манера драться. Наконец, римские гладиаторы, имевшие на руках цесты, также стремились нанести удар сверху вниз по голове, с тем, чтобы разбить череп. Судя по рисункам и описаниям, первые боксеры, до Мендозы включительно (1790 г.), вели бои таким же способом. Первым боксером, применившим прямые удары, был очевидно Джон Джаксон. Из описаний его боев мы знаем, что удары его отличались быстротой, точностью и силой. Эти прямые удары произвели на современников такое впечатление, что с этого времени прямой удар стал основным ударом классической школы.
Мендоза – Знаменитый английский боксер, конца 19-го века, эпохи голых кулаков. Начал свою боксерскую карьеру в 1785 г. и в 1792 г. получил звание чемпиона Англии, которое держал до 1795 г., когда был побежден Джексоном.
Джон Джаксон – Чемпион Англии. Звавие чемпиона получил в 1795 г., вы играв бои у Мендозы.
Преимущества прямого удара бесспорны. Он при равной скорости движения значительно быстрее свинга, поскольку путь, который он должен пройти, короче. Кроме того, прямой удар позволяет полностью использовать длину рук (рич) и в значительно меньшей степени подвергает кисть боксера опасности повреждений. При прямых ударах нет необходимости в предварительном замахе, благодаря чему исключается «телеграфирование» удара.
В силу этих причин и некоторых других, о которых мы скажем ниже, прямые удары являются основой бокса, и изучающий бокс должен хорошо овладеть ими, прежде чем перейти к изучению хуков и свингов.