Керамика и фарфор СССР 1970-1980-х гг. :принципы восприятия новейших тенденций
Традиционная керамика в 1970-1980-е годы. Закрепление специфических подходов к развитию традиционного искусства». Документом, определившим развитие НХП двух последних десятилетий советского периода стало постановление ЦК КПСС 1974 года «О народных художественных промыслах». Оно свидетельствовало о завершении очередного этапа формирования системы, обращало внимание на необходимость закрепления специфических особенностей народных художественных промыслов, поднимало уровень требований к работе. В нем отмечалось, что народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью советской культуры, влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и «выразительные средства промышленной эстетики». Несмотря на центральное внимание к состоянию народных художественных промыслов Постановлением был охвачен широкий круг проблем, связанный с сохранением и развитием всего традиционного искусства.
Развитие народных художественных промыслов в эти годы постоянно находилось на контроле правительства. В начале восьмидесятых вышло постановление Совета Министров РСФСР «О дальнейшем развитии народных художественных промыслов в РСФСР». В нем фиксировались основные формы развития традиционного искусства в стране, достижения в этой области, но главное, намечались новые ориентиры для развития. Они собирались, как из наработок, так и недостатков предыдущего этапа.
К концу рассматриваемого периода уже насчитывалось 48 художественных керамических производств (отдельные предприятия, цеха внутри многоотраслевых объединений). В их числе были четыре фарфоровых, одно фаянсовое, одно специализировавшееся на каменной массе, остальные - майоликовые. Большинство из них являлись новообразованными предприятиями, которые сильно «размывали» картину традиционной керамики. В отрасли насчитывалось лишь с десяток центров, не утративших традиций – П/О «Гжель», Скопинская фабрика художественной керамики, Каргопольский цех игрушки Архангельского экспериментального предприятия НХП «Беломорские узоры», Балхарский цех керамики Махачкалинского комбината художественных изделий, цех в Алеховщине Ленинградского областного производственного объединения народных художественных промыслов и еще несколько других. В 1986 году был составлен список традиционных предприятий НХП, в который вошли шесть керамических промыслов, но в их числе странным образом не оказалось балхарской керамики, зато была включена, правда, успешно работавшая новообразованная Рамонская фабрика художественной керамики. При этом наблюдался постоянный рост объемов выпуска изделий. Окончательно утвердилась практика привлечения на промыслы дипломированных художников.
В группе новообразованных предприятий стали отмечаться первые результаты. Богашовский завод художественной керамики под Томском и Цех фаянса Семикаракорского райпромкомбината сумели выработать стиль своей керамики.
Пионером многих экспериментов в отрасли, в том числе и по закреплению специфики предприятия художественного промыслов, стало ПО «Гжель». 1970-1980-е годы стали блестящим периодом гжельского промысла. Он был подготовлен всем предыдущим двадцатилетним восстановлением уникального центра. В эти годы было уделено внимание восстановлению традиций местной майолики, что привлекло в Гжель большое число талантливой молодежи - В.Седачеву, Н.Туркина, М.Коваленко, Ю.Петлину, Григоренко и др.
Возрождению гжельской майолики способствовала лаборатория керамики НИИХП. Сотрудничали по всем направлениям: технологи института работали над становлением утраченной технологии эмалевой росписи, искусствоведы и художники готовили методические альбомы-пособия с образцами старой местной майолики, проводили творческие семинары с художниками и мастерами цехов, разрабатывали образцы и передавали их в методический фонд предприятия. Готовность понять друг друга, прислушаться к советам были отличительной особенностью сотрудничества тех лет института и объединения.
Окончательно сложилась оригинальная стилистика гжельской фарфоровой росписи. Был виртуозно развит предложенный Н.И.Бессарабовой прием росписи. Гжельское письмо, как никогда прежде, стало профессиональным по исполнению. На протяжении всего развития оно изменялось вместе со временем, в соответствии с особенностями постановки дела на промысле.
В гжельских изделиях этого времени традиционное искусство соединилось с эстетическими потребностями современников, их вкусовыми предпочтениями, но стало претендовать на уникальность. В 1970-е годы стал отмечаться переход к активной декоративности в декоре – сложной пластической и живописной разработке, занятности сюжетов. Становилось трудно провести грань между утилитарными и декоративными изделиями. В погоне за декоративными эффектами утрачивалась чистота и непосредственность гжельского стиля.
В восьмидесятые годы серьезное внимание стали уделять системе подготовки творческих кадров для предприятий НХП. Успешно работали многопрофильные художественные училища, училища по конкретным специализациям, ПТУ при различных промыслах. Особое место занимало Абрамцевское художественно-промышленное училище, подготовившее большое число художников для керамических промыслов.
Приверженность и творческий интерес к традиционной культуре высказывали и профессиональные художники, что особенно явным стало в середине и второй половине века. Именно они стояли в авангарде использования традиций в современном формообразовании и декоре. В керамике эта деликатная область творчества ближе всего к традиционной форме развивалась в искусстве художников союзных республик, в регионах, где сохранялись народные обычаи, культура гончарства. Художники центрального района были более независимы в авторских трактовках традиционного материала. В целом же, в художественно-стилевых исканиях искусства 1960-1980-х годов культурные традиции нашли яркое выражение.