Фаянс ирана и турции (ix-xviii)
Период расцвета иранской керамики начался в 10 в. Характерны красивые белые сосуды, на сырую и абсорбирующую поверхность которых наносился пышный декор: сине-кобальтовые, пурпурные, зеленые и бирюзовые рисунки с растительными и зооморфными мотивами, обычно очерченные черными и коричневыми контурами. Все лучшие иранские изделия были покрыты толстой прозрачной щелочной глазурью, которая подчеркивала яркость красок.
Для росписей другого стиля характерны коренастые фигурки людей, сидящих верхом на лошадях или стоящих, окруженные деревьями, птицами, животными и надписями. Некоторые из этих прекрасных сосудов расписаны цветными эмалями поверх белой или бирюзовой глазури. Пышность декоративных эффектов усилена добавлениями золотого лепестка и исключительно тонкой и точной прорисовкой деталей. Даже простые неглазированные бытовые сосуды делались яркими и красочными. На наиболее пышно украшенных изделиях появляются инкрустации, подобные драгоценностям.Чаши и вазы с ажурными прорезными узорами, покрытыми прозрачной глазурью, были обнаружены в развалинах Рея (древний и средневековый город в Иране, близ Тегерана) наряду с изделиями с люстровой росписью.
Люстр получают путем нанесения при помощи кисти тонкого слоя солей меди или серебра на глазурованное изделие, которое затем обжигается в специальной печи при низкой температуре. Люстровый декор был освоен на Ближнем Востоке к 13 в.; поскольку фрагменты люстровых изделий были найдены в Рее, принято считать, что этот способ декора изобретен в Иране.
На протяжении 13 в. изображения животных, птиц, исполненных в китайской манере, грубоватых фигурок, арабесок и листвы нередко выполнялись резервом на люстровом фоне; этот фон оживляли спирали, завитки и точки, процарапанные в люстре до белой, с оттенком слоновой кости, оловянной поливы. Декор сам был люстровым или люстр применялся для обводки рисунка. Цветом фона обычно был кобальтовый синий. На некоторых изделиях 14 в., целиком окрашенных темно-синей глазурью, рисунки рельефно моделированы и дополнительно украшены спиралевидными завитками, нанесенными белой эмалью, и веточками, выложенными золотым листом.
В 16 в. в Иране стали ценить достоинства китайского фарфора и эффектную красоту сине-белой керамики. Шах Аббас I пригласил китайских гончаров в свою столицу – Исфахан; множество китайских изделий изготавливалось специально на иранский рынок. В результате появился некий смешанный персидско-китайский стиль; местные стили ухудшились, а некоторые, в том числе и древний прием обводки фигур и узоров коричневыми и черными контурами, полностью исчезли. Два замечательных стиля этого периода, похожие на более древние китайские техники, нашли применение в упомянутом выше ажурном декоре, который произошел от китайской техники грандери (франц. – рисовое зерно), и в полуфаянсе, называемом гомрун, который не расписывали, а делали желтовато-белым, возможно, в подражание китайскому белому фарфору (blancdechine). Однако специфически иранские формы оставались неизменными; по-прежнему производились длинногорлые бутылки для шербета, глубокие чаши для риса, кальяны, плевательницы, кувшины с длинными носиками. Но к 18 в. персидское чувство цвета заметно ослабело; нередко появлялись резкие, дисгармоничные сочетания.
Расцветка турецких изделий отличалась от иранских; значительно чаще применялись оттенки красного. В Турции религиозный запрет на изображение живых существ осуществлялся на деле, поэтому другие орнаментальные мотивы получили широкое развитие. Турецкая керамика была чрезвычайно простой в декоре; в основном использовались изображения цветов (тюльпаны, гвоздики, розы или гиацинты), спиралей с переплетающимися стеблями, пальметтами или абстрактные арабески.
Богатые залежи высококачественной белой глины способствовали выдвижению на первый план небольшого город Изника (Никея), находящегося в нескольких десятках километров от столицы.
Изник. Древний центр (греч. Никея) Регион богат светложгущимисяглнами. Создаётся белоглиняная посуда. 9-10 в. – белоглиняная керамика, 15-16 в. светлая керамика, Возрождение – изразцы, посуда. В 15 в получают распространение глубокие блюда. В конце 15 – начале 16 в. складывается свой оригинальный стиль турецкой керамики. В росписях преобладают растительные мотивы, формы отталкиваются от природных. Живо, натуралистично, но стилизованно в декоре.
Популярна грушевидная форма с узким горлом или шаровидная с широким. Изделия изготавливались из светлой глины. Роспись производилась синей кобальтовой краской по белому фону, под прозрачной глазурью. Использовались 2 оттенка кобальта: светлый – для основной росписи и темный – для контура. В этот период получил распространение прием росписи «резерв», когда фон заливали краской, а части, не тронутые краской, образовывали рисунок. Изникским изделиям раннего времени присуща великолепная по мастерству и изяществу роспись. Орнаментика состоит из очень тонко исполненных растительных мотивов, среди которых основное место занимают цветы с закругленными лепестками, вьющиеся стебли с мелкими листьями и завитками, а также традиционные арабески (стилизованное изображение листа или полулиста). Среди растительных мотивов преобладает цветок лотоса, по-турецки называемый «хатаи».
В 16 веке наметился переход к новому орнаментальному решению. По-прежнему применяя синие цветы с круглыми лепестками, лотосы, листья на вьющихся стеблях, изникские мастера начинают декорировать свои изделия своеобразным узором из тонких синих или темно-зеленых стеблей с мелкими листьями, цветами в виде звездочек и завитками, располагающимися на поверхности сосудов правильными спиралями. Постепенно в росписи стал включаться бирюзовый цвет, затем оливково-зеленый, коричневато-фиолетовый и черный для контура рисунка.
С 30—40 гг. 16 века основное место в декоре турецких изделий занимают всевозможные, своеобразно трактованные деревья, кусты, стебли, листья, цветы, плоды. Излюбленными элементами росписи становятся цветы – тюльпаны, гвоздики, розы, гиацинты, амариллисы, цветы жимолости, груши, персика, иногда – ирисы. Появление лотоса и разработка его вариаций предполагает дальневосточный прототип, арабеска же имеет местное происхождение.
Керамические изделия изготавливались из хорошо обработанной светлой глины, дававшей при обжиге в большинстве случаев хрупкий и пористый черепок розового или кремового тона. Подготовленное изделие покрывали ангобом. Роспись выполняли жидкими красками. Чтобы четче выделить рисунок его обводили черным, реже – темно-зеленым или синим контуром. Красками обычно служили окислы металлов, дававшие при обжиге различные тона: окись кобальта – синий, окись марганца – фиолетово-коричневатый, окись меди – бирюзовый и зеленый, окись железа – красный и т.д. Черный тон достигался сажевой краской, замешанной на каком-либо растворе органического происхождения.
В Турции предпочитали особые градации и соотношения отдельных тонов. Чтобы закрепить краски и придать изделию прочность, водонепроницаемость и красивый внешний вид, после нанесения рисунка оно покрывалось глазурью. В отличие от прочей ближневосточной керамики турецким изделиям свойственно применение очень прочной свинцовой бесцветной глазури с мягким, ровным блеском, лежавшим после обжига плотным слоем, не дававшим трещин. С середины 16 в. палитра изникских мастеров обогащается еще двумя тонами, не применявшимися ранее – ярко-зеленым и ярко-красным.
Наряду с орнаментикой не последнюю роль в декоре турецкой керамики играли элементы эпиграфики. Входя в сложные композиции, надписи были тем необходимым компонентом, который порой «оживлял» ту или иную орнаментальную схему. Надписи выполнялись двумя почерками – куфическим – с прямыми, четкими, угловатыми очертаниями букв и «насхом» - с буквами более округлыми. В отличие от керамики Ирана содержание надписей на турецких изделиях носило почти исключительно религиозный характер.
В 16 веке на изделиях также все чаще появляются изображения живых существ и людей. На кружках, вазах, чашах рисуют зайцев, ланей, оленей, собак, барсов, львов, уток, павлинов и других птиц, рыб, а также фантастические существа – «пери» и драконов.
В 17 веке новшеством в декоративном убранстве керамики становится золочение. Оно выполнялось путем наложения или нанесения на глазурованную поверхность тонкого слоя связующего раствора с мелко растертым золотом и предполагало последующий обжиг.В 18 в. изготовление керамики в Изнике почти прекращается, и значение центра производства переходит к Кютахье – небольшому городу, расположенному к юго-востоку от Стамбула.
Кютахийская керамика отличается разнообразием типов и форм, техникой исполнения и цветовой гаммой. Орнаментация своеобразна по характеру. Ее составляют растительные мотивы: цветы, листья, стебли, иногда кипарисы. Растительный орнамент часто перемежается геометризированными узорами – зигзагообразными или ломаными линиями, кружками. Отражение в орнаменте Кютахьи получили и некоторые декоративные мотивы изникской керамики. Использовались сходные композиции, мелкие детали, такие как тюльпаны, гвоздики, зубчатые листья.