Западноевропейская, английская и русская керамика XVIII-первой половины XIX вв.

Русский фарфор первой половины XIXв. Основные виды продукции и техники производства. Методы исследования художественных особенностей русского фарфора.

В первой половине XIX века в России возникает множество частных фарфоровых заводов, большая часть которых была расположена в Гжельском районе Московской губернии, славившемся своими белыми глинами. Крупнейшим из них был завод А. Г. Попова, основанный в 1811 году в с. Горбунове Дмитровского уезда, недалеко от Сергиева Посада. Продукция этого завода отличалась высоким качеством фарфора, большим разнообразием форм и выразительностью росписи, отвечала вкусам различных слоев населения.

Стиль ампир, в начале XIX века ставший достоянием всей Европы, в русском декоративно-прикладном искусстве приобрел черты ярко выраженного национального своеобразия. Вдохновленный античностью, в мотивах декора он предпочтение изображению лавровых венков, военной атрибутики, львов, грифонов. В формах нарастает стремление к монолитности, передаче спокойной статики, акцентировке ритма. Торжественно-величавы небольшие антикизированные скульптуры, которые выполнены мастерами Императорского фарфорового завода.

В рамках этого стиля выделяется фарфор завода Попова, основанного в 1811 году. В художественном отношении он всегда стремился к известной самостоятельности. В заводской лаборатории разрабатывались рецепты "поповских" красок: нежных, розовых, палевых, сиреневых тонов.

XIX век — период бурного развития керамической промышленности в России. Появляется множество фарфоровых фабрик. Ассортимент выпускаемых изделий становится более разнообразным, формы и способы декорирования фарфора изменяются. Из драгоценного материала, предмета роскоши, доступного лишь самым обеспеченным слоям, фарфор превращается в достаточно широко распространенный в среде дворянства, купечества и ремесленников материал. Художественные вкусы и запросы именно этих слоев учитывали многочисленные фарфоровые фабриканты, создавая формы и расписывая фарфор, начиная от Гарднера и Попова и кончая гжельскими мастерами. Они удовлетворяли желание каждой социальной группы видеть воспроизведенным в декоре фарфора нечто привычное их вкусам, конкретное, заимствованное из реальной жизни. Не случайно поэтому в росписях на фарфоровых изделиях XIX века мы видим изображения известных зданий и церквей: Кремля, Сухаревской башни, храма Василия Блаженного, Александровской колонны, Адмиралтейства и других; иллюстрации из модных литературных произведений, сценки из сельской жизни: деревенские качели, пляски крестьян, игры деревенских девушек; отклики на события культурной и художественной жизни; портреты и множество орнаментальных мотивов растительного характера. Во всех этих изображениях чувствуется раскрепощенность фантазии русского мастера, желание обратиться к темам русской действительности.

Русский фарфор второй половины XIXвека. Переосмысление новейших тенденций европейского и восточного керамического искусства. Методы исследования художественных и технологических особенностей русского фарфора.

Формы и декор фарфора при Александре I соответствуют стилю ампир, господствовавшему в России в первой трети XIX века. На фарфоре александровского времени изображали сюжеты из римской и греческой мифологии и истории, эпизоды Отечественной войны 1812 года, разные патриотические сцены, пейзажи и проч.

Фарфор второй половины XIX века активно украшается живописными копиями с картин и сценами из литературных произведений (например, из басни И.А. Крылова) События современности также находят отражение в фарфоре: как только в Петербург привезли из Египта сфинксов и установили их на набережной у Академии художеств, они сразу же появились на фарфоре.

Увлечение готикой тоже отразилось в фарфоре, в частности, на Императорском фарфоровом заводе был создан сервиз в готическом стиле для дачи Александрия.

Увлечение древнерусским искусством способствовало появлению на этом же заводе Кремлевского сервиза по рисункам археолога Федора Солнцева, который, создавая эскизы росписей, вдохновлялся росписью эмалевой тарелки Натальи Кирилловны Нарышкиной.

В формах пытались одно время подражать народной металлической и деревянной посуде. На фарфоре появлялись сентиментальные и романтические сцены, а в скульптуре. Кроме фарфора с сюжетными и орнаментальными росписями распространение получили росписи изделий под яшму, бронзу, малахит, коралл и др. Активно продолжается изготовление больших декоративных ваз разных форм. Для украшения ваз, зеркал и каминов используются лепные цветы из фарфоровой массы особого состава. Высшее достижение в этой области букеты мастера Императорского завода Петра Иванова. Секрет состава, из которого делались эти цветы, знал лишь мастер, поэтому, после его смерти этот секрет был утерян.

Во второй трети XIX века Россия, вслед за Европой, начинает экспериментировать с фарфоровой массой и с глазурями, пытаясь достигнуть, путем различных сочетаний компонентов новых эффектов в декоре фарфоровых изделий. По личному желанию Александра Александровича в России приступили к выделке терракоты, стали использовать цветные глазури и декорировать изделия в технике e surpate роспись жидкой массой по кобальтовому и хромовому фону, заимствованная с Севрской мануфактуры. В 1889 году на Императорском фарфоровом заводе удалось получить красную глазурь под названием бычья кровь.

В последней четверти XIX века на Императорском фарфоровом заводе копировали образцы Мейсена и Севра, изделия итальянского Ренессанса, восточные и египетские, датский фарфор.

К 1892 году на Императорском фарфоровом заводе освоили технику подглазурной росписи. Краски в подглазурной росписи наносят на еще не обожженный фарфор, и только потом изделие покрывают глазурью и обжигают на очень высоком огне, в отличие от муфельных красок надглазурной росписи, обжигаемых при более низкой температуре.

Подглазурная роспись отличается ограниченной палитрой красок, т.к. не все оксиды металлов, входящих в их состав, выдерживают высокую температуру; но в этом виде росписи можно добиться удивительных эффектов, используя лишь различные тональности одного цвета.

Конец XIX 1085;ачало XX века в России время модерна. Новая техника подглазурной росписи с неяркими серо-зелено-коричнево голубыми цветами, полутонами и дымкой как нельзя более кстати подходила для этого стиля с его культом органических красок и растительных форм. Кроме того, модерн в фарфоре выражается в причудливо изогнутых линиях формы, в росписях в виде стилизованных растений, русалок и проч. Пластика посуды приобретает 087;одвижность как бы оплывая, стекая, расширяясь книзу; в моде смятые, витые, волнообразные формы. Гладкая поверхность фарфора исчезает под рельефом, чаще всего растительным, который меняет фактуру и форму предмета.

Западноевропейская, английская и русская керамика XVIII-первой половины XIX вв.

В Западной Европе керамика стала интенсивно развиваться в эпоху Возрождения. В конце 14 в. в Италии (в городах Фаэнца, Урбино, Губбио) стало интенсивно развиваться производство керамики, но уже названием «майолика»( керамические изделия, созданные из естественно окрашенных легкоплавких глин и обладающие водопоглащением 10-15%, красный черепок которых покрыт глухой (непрозрачной) глазурью). Покрытие изделий белой оловянной глазурью создавало идеальный фон для росписи. В свою очередь, итальянская майолика оказала немалое внимание на развитие майолики Германии 15 в., а также Франции (особенно в Невере) 16-18 вв., где она стала называться «фаянс» Первым центром по по производству фаянсовых изделий-блюд, ваз сосудов, стал Сен-Поршер. Керамику производили из практически белой тонкозернистой массы. Посуду вытачивали, делая ее более тонкостенной, благодаря чему края становились прозрачными цвета слоновой кости. Узоры вдавливали с помощью штампов, а затем углубления заполняли красным, черным или коричневым глиняным тестом.Французский мастер Бернар Палиссиизготавливал рельефно-расписные глазурованные вазы и блюда с рельефными изображениями, для которых он использовал гипсовые слепки с натуральных растений и животных. Затем он заполнял их глиной и полученными точными отпечатками декорировал посуду. После сушки мастер покрывал изделие яшмовыми глазурями собственного изобретения и еще раз обжигал.

В Европе становится популярным голландский дельфтский фаянс, украшенный подглазурной росписью и напоминавший китайский фарфор. Чаще всего на изделиях изображали фантастических птиц, людей, пейзажи, цветущие кусты, жанровые сценки, морские пейзажи. Среди экстравагантных фаянсовых предметов можно упомянуть, столовую посуду в форме животных, подсвечники в виде дельфинов, клетки для птиц, подставки для париков. Дельфские мастера обводили роспись не только синим и чёрным контуром, но и фиолетовым. Основания и горловину ваз украшали богатым стилизованным растительным орнаментом, каждая часть которого представляла собой самостоятельный художественный мотив. Около 1700 г. под влиянием дальневосточного фарфора в Дельфте появляется смешанная техника росписи, при которой исп. Пигменты 2-х видов.Сначала изделия расписывали в технике высокотемпературного обжига, обжигали, затем наносили роспись муфельными красками – пигментами обжигаемыми при более низкой температуре. Росписи такими красками позволяет обогатить первоначальную палитру оттенками розового, зелёного, синего цветов и позолотой. Дельфтский фаянс оказал существенное влияние на развитие керамического искусства Европы. Со ивременем в Германии, Англии и Франции появились похожие фаянсовые изделия.

Английский фаянс активно производился в 17-18 вв. появился в 1567 г. после прибытия в Англию проживавшего в Италии мастера ДжаспераЭндрюса. На южном берегу Темзы, недалеко от Ламбис, был открыт завод, который на протяжении последующих 150-ти лет производил лучший фаянс Англии. На Английский фаянс в большей степени повлияли итальянские, нежели голландские образцы. Копируя декор голландских фаянсов, английские мастера привнесли в него национальные мотивы и со временем их фаянс приобретает характерные черты, отличавшие его от итальянского и голландского. Изделия покрывали опаковой, похожей на эмаль оловянной глазури, которая позволяла создавать яркую цветовую гамму. Изделие обжигали дважды, затем покрывали опаковой глазурью, высушивали и декорировали для Дельфта яркой росписью, исп. синие, жёлтые, зелёные, оранжевые цвета. Расписанное изд. покрывали тонким слоем глазури, просушивали и подвергали второму обжигу. Английский фаянс-это прежде всего, декоративные изделия, не являющиеся предметами обихода. Лучший фаянс производили в Ламберте, он отличался необыкновенной тонкостью и белизной глазури и менее грубым оттенком синего. Палитра росписи не отличалась большим разнообразием исп. синий, зелёный, оранжевый, красновато-коричневый и коричневый цвета. Ламберту мы обязаны появлением английских фаянсовых блюд с грубо декорированным краем. На зеркале блюд изображалась какая-то фигура, чаще всего всадник, позади которого располагались стилизованные заросли деревьев. Фаянсовая продукция Блистоля просуществовавшая до 1810-х гг. отличалась слегка голубоватой глазурью и великолепным качеством поверхности. Изделия декорировались изображениями восточных пейзажей. Некоторые изделия имеют пурпурный или коричневый фон, созданный в технике «пудрование», на котором выделяется белый резец с кобальтовой росписью.

В сравнении с голландскими прототипами английские сосуды имели более твердую массу и глазурь другого состава, нередко кракелированную. Бутыли для вина, кружки для эля, разного рода кувшины, подсвечники и блюда имели широкий рынок сбыта.

Другой вид керамики, производившийся в 1820-е годы, представляла посуда из кремнистой глины, покрытая свинцовой глазурью, – кремовые «уилдонские изделия», получившие название по имени их изобретателя, Томаса Уилдона. Этот знаменитый мастер-гончар был не только новатором и экспериментатором, но также замечательным учителем, среди учеников которого был Джозайя Веджвуд. Уилдон расширил технологию и упрочил положение английской керамической промышленности в целом. Его «агатовые» чайные сервизы, табакерки и рукоятки для ножей имитировались за рубежом, а он, в свою очередь, копировал континентальную каменную керамику и воспроизводил в прекрасной английской глине столовые супницы с крышками, уподобленными по форме овощам. Он изготавливал и целые обеденные сервизы с украшениями в виде овощей; наиболее популярным был его сервиз Цветная капуста, созданный около 1760.

Джозайя Веджвуд (Уэджвуд) бесспорно является самым знаменитым деятелем в истории английской керамики. Веджвуд изобрел «яшмовую» каменную массу; однако, постоянно стремясь к совершенству, он проделал 10 000 опытов, прежде чем разработал ее оптимальный состав. Яшмовая керамика – материал, напоминающий бисквитный фарфор и идеально подходящий для неоклассического декора в технике многослойной резьбы – был самым знаменитым изобретением Веджвуда. Первоначально применяли сплошное одноцветное окрашивание, затем перешли к менее дорогому способу: изделие окунали в цветную массу, и окрашивалась только поверхность черепка. После 1768 Веджвуд и его партнер Томас Бентли на их новой фабрике «Этрурия», близ Сток-он-Трент, изготавливали из яшмовой массы неоклассические ювелирные украшения, гигантские вазы, безделушки, подставки для светильников, архитектурные фронтоны и вставки для мебели.

Возникновение тех или иных керамических изделий в России связано с техникой их производства, функциональным назначением и особенностями местного быта. В XVIIIвеке в России было хорошо развито художественное майоликовое производство, не уступавшее лучшим образцам керамики других стран Европы. Первый русский завод был основан в 1724 году в Москве купцом Афанасием Кирилловичем Гребенщиковым, но к производству художественной майолики он приступил лишь в конце 1740-х годов, тем самым положив начало развитию отечественного керамического производства. Уже в то время гребенщиковские изделия высоко ценились. Для них характерны большие размеры, массивность, черепок желтовато-розового цвета, синевато-белая эмаль, крупный цек (тончайшие трещинки на эмали, покрывающие керамическое изделие) и роспись по эмали, подражающая росписи китайского и западноевропейского фаянса и майоликиXVIII в. В синей (кобальтовой) росписи по эмали, отличающейся мягкостью и расплывчатостью мазка, русские мастера по-своему использовали образцы росписи на изделиях китайского фарфора и дельфтской майолики. Они упрощали китайский и барочный орнамент, дополняли его новым изображением, в частности, корзин с цветами и мотыльками над ними. Особенностями орнаментальных мотивов гребенщиковской майолики являются также белые, напоминающие кружево, узоры на голубовато фоне эмали, получившие специальное название живописи «белым по белому». Так украшены борта всех блюд и некоторые крышки от суповых мисок.

Существовало гжельское майоликовое производство, до начала XIXв.в своих традиционных формах посуды и скульптуры (квасники, кувшины, фигурки людей, животных и птиц). Так же Гжель выпускала большое количество очень дешёвой обыденной майоликовой посуды. Для них характерен грубый розоватый черепок и простая роспись в виде цветка по розоватой или полевой эмали. Ручная кистевая роспись фиолетового, жёлтого, зелёного и коричневого цветов, отличается простотой и в то же время столь характерной для русского народного гончарного производства XVIIIв сочностью и лёгкостью мазка.

XVIIIвек называют «золотым» веком фарфора, потому что в начале века в России открыли секрет его производства и появилась огромная потребность в нём как в материале. В 1774году в Петербурге был основан первый в России императорский фарфоровый завод. Изделия завода отличались черепком тёплого белого цвета , мягким блеском глазури и чистыми красками. На зеркале тарелки изображали букеты цветов или один крупный цветок шиповника или розы и четырьмя букетиками по борту.

Во второй половине XVIII-начала XIXвозникли частные коммерческие производства. В 1766 году английский купец Франц Гарднер основал завод в подмосковном селе Вербилки. Здесь были изготовлены роскошные «орденские» сервизы, не уступающие изделиям императорского фарфорового завода качеством массы и росписи. Выпуская дорогие изделия на заказ, Герденеровский завод впервые начал также изготовлять посуду и произведения мелкой пластики для продажи её населению. Эта фарфоровая посуда расписывалась в основном цветами: крупный букет или цветок на зеркале и мелкие цветки по борту. Роспись по своим сочным краскам близка к русской народной керамике. С 1829 года на заводе начали делать фаянс.

Наши рекомендации