Продуктивная деятельность по декоративному рисованию
Цель -ознакомление детей с искусством гжельских мастеров.
Задачи:
· Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму)
· Учить выделять середину композиции цветком-розой
· Закрепить умение рисовать концом кисти, всем ворсом, примакиванием
· Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, на примере декоративно-прикладного искусства гжель
· Дать детям возможность почувствовать себя народными мастерами, используя художественную деятельность
· Развивать творческие способности, стремление своими руками создавать красоту
Материалы и оборудование:
Иллюстрационный материал по теме «Гжель». Предметы, украшенные гжельской росписью. Изделия для росписи. Гуашь белого и синего цветов, баночки с водой, кисти, салфетки. Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель», музыка Ю. Чичкова.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята! А вы любите сказки? Ответы детей
Воспитатель. Сегодня я хочу вас пригласить в одну из сказок.
«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревушка Гжель. Давным-давно жили там смелые, да умелые мастера. Собрались они однажды стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской разных оттенков. Сами жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Рисовали умельцы на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки курочки, а на крышке петушок красуется. Другой сделал масленку в виде кита. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками. Третий мастер слепил сахарницу в виде сказочной рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные. Лепили мастера животных и птиц: петуха с пышным хвостом, кошку – задиру, мышку – норушку. А еще любили в этой деревушке делать часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они цветами, а на макушке петушок. Кажется, сейчас прокукарекает «Пора спать!» У каждого мастера был свой любимый узор, которым он всех радовал. А красочка у них была одна…голубая».
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые предметы создавали мастера. Всего два цвета, а как красиво! Обратите внимание, ребята, почти на всех работах присутствует элемент росписи - роза, завиток в виде петельных линий, цветок из дугообразных линий. Красиво, правда! А хотите и вы попробовать себя в роли мастеров? ответы
Воспитатель. Давайте сначала разомнемся.
Физминутка «Чудо-птицы»
Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх),
Прилетели к нам из Гжели (опустить руки).
На ветвях они присели (присели),
Вдруг вспорхнули, улетели (встать и улететь).
Воспитатель. Отдохнули немного, а теперь за работу. Я вам принесла белые тарелочки. Давайте их украсим гжельскими узорами.
Воспитатель. Каким узором мы украсим середину тарелочки? Ответы
Воспитатель. А давайте в центре нарисуем синюю розу (воспитатель показывает последовательность рисования розы). Не забудьте сделать узор и по краю тарелочки. А чтобы работа у вас ладилась да спорилась, я вам включу музыку.
Воспитатель. Посмотрите, какая красота у вас получилась! Вы настоящие умельцы!
Воспитатель. Скажите, ребята, с какой росписью мы сегодня познакомились?
Воспитатель. А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки. А закончить хочу такими строчками:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе ее названье – Гжель!
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашу легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения!
II. «Гжельский сервиз»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Лепка
Цель -ознакомление детей с искусством гжельских мастеров
Задачи:
· Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму)
· Побуждать детей к созданию декоративной композиции по мотивам гжельской росписи.
· Закреплять умение лепить разными способами, развивая мелкую моторику рук.
· Закреплять представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев.
· Воспитывать любовь к народному творчеству, чувство уважения и гордости за свой народ.
Материалы и оборудование:
Письмо от клоуна Гоши. Дидактическая игра «Собери разбитый сервиз». соленое тесто, салфетки, доски, стеки , гуашь белого и синего цветов, кисти.
Ход занятия:
Стук в дверь. Воспитатель вносит посылку.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Как вы думаете, от кого она? Ответы детей
Воспитатель: Давайте посмотрим (открывает). Ребята, а здесь письмо. Интересно, от кого оно? (читает письмо).
«Дорогие ребята! Я знаменитый клоун Гоша Форточкин. Хочу просить вас о помощи. Мой друг жонглер - Кнопа попросил у меня мой любимый сервиз, чтобы напоить чаем своих друзей. Сервиз ему так понравился, что он решил сделать с ним номер. Еще бы, ведь сервиз был такой красивый - белый, с синим орнаментом. Просто заглядение! На репетиции у Кнопы что-то пошло не так. У него разбилась вся моя посуда. Уцелела только лишь одна кружечка.
Милые дети, помогите. Я знаю, вы все умеете. Сделайте мне такой же сервиз, пожалуйста. Вот только от волнения я забыл, как он назывался. Помню только загадкупро роспись:
Сине – голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится!
Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется просто роспись…Гжель.
Высылаю вам кусочки моего любимого сервиза. Надеюсь, вы мне поможете.
Клоун Гоша».
Воспитатель: Посмотрите, друзья, здесь еще один конверт. В нем разбитая посуда. Давайте ее соберем и посмотрим, какой же был сервиз у Гоши?