Лики святых блгв. Кнн. Бориса и Глеба
Этапы | Замесы |
1.графика | Плотная, тёмная. |
2.проплазма | О |
3.санкирь | О+К+АУ+УГ По абрису около золота уплотняем санкирь. |
4.графика | ОК |
5.движки | АУ |
6.вохра1 | О+К+БЕЛ+чутьАУ Тонко. |
Б/ | Озолотистая+О+К+АУ+ЦЕР Основное вохрение. |
7. графика | УГ+У.ЖЖ Этим цветом уточнить графику лика, также и волос |
8.власы | |
8.1.цвет | Г+У.ЖЖ Лессировка. |
8.2.вохра | О+Г+К+чутьАУ Высветляем пряди двойными движками. |
8.3.цвет | Замес 8.1. Лессировка. |
8.4.вохра | О+АУ+К Оранжевый цвет. На самых выпуклых местах можно объединять прядки. |
8.5.цвет | Замес 8.3.+Ш |
8.6.графика | У.ЖЖ+СМ+УГ Разрабатываемграфику на границах, ближе к золоту, но не с внутренней стороны. |
8.7притинка | +эмульсия Тонкая притинка – сглаживание прядей. |
8.8.движки | К+АУ+О Усиление некоторых прядей. |
9.подрумяна | К+О+Озол Порумянка преимущественно с одной стороны /с левой, где света/. |
10.движки | ЦЕР+О |
11.вохра2 | О+чутьАУ+К+ЦЕР |
12.графика | У Прозрачно – радужка. |
Б/ | Ш+чуть-чутьУ Зрачок. |
13.движки | ЦЕР+О |
Б/ | БЕЛ+М Движок у радужки. |
В/ | Б.СВ+АУ+К Лессировка движков. |
14.подрумянка | К+О Губы. |
Б/ | К Около радужки с противоположной стороны от движка. |
§ Чем жёстче графика, тем контрастнее белое и красное в лике. И, наоборот, чем нежнее графика, тем нежнее оттенки белого и красного.
§ Если на иконе пишется жемчуг, то он служит цветовым камертоном. Диаметр жемчуга можно соотносить с диаметром зрачка.
§ В первых слоях эмульсию можно использовать более жирную, а затем больше разбавлять водой.
Лики мц. Варвары и свт. Николая.
Мц.Варвара | Свт.Николай | |
1.графика | Плотная, тёмная | С.жж+соус коричневый |
2.проплазма | АУ+Озол Общая лессировка, власы плотнее. | С или О+чуть СУР |
3.санкирь | ОК+АУ+О+УГ+Г+ВИВ Сначала власы, потом лик- моделируем объём. | А/ САНК+АУ+К+О+ОК |
Б/ САНК+ГЛ Лессировки. | ||
4.движки | Б.СВ+О+ЦЕР | |
Б/ | +О+АУ Набираем постепенно. | ОК+АУ Лессируем под движки |
5.вохра1 | О+К+ЦЕР+ВУЛЬФ+Озол Набираем постепенно. | ОК+АУ+Озол |
С+О+К+АУ+ОК+<Б.СУР | ||
Б/вохра2 | О+К+С | К+С+О+<ОК+АУ+Б.сурь Пишем ближе к границе света. |
6.графика а/ | Г+У | С.ЖЖ+Г+ГЛ Холодная. |
Б/ | +Г+К Тёплая. | |
В/ | У+Г+С.ЖЖ Брови-прозрачно. | |
Г/ | +ГЛ+ВИВ Радужка. | С.ЖЖ+Г Радужка. |
7.движки | Б.СВ+СУР+О | Вохра2+Белила |
Б/ | Б.СВ+М Движки – акценты. | Акценты – белила. |
Богородичный лик.
/Тверская Богоматерь/.
Этапы | Замесы |
1.графика | Тёмно-коричневая |
2.проплазма а/ | О |
Б/ | О+Озолотистая или ОК |
3.санкирь а/ | О+АЗ+УГ+чутьК, можно добавить АУ Постепенно набираем цвет, моделируя форму. |
Б/ | +Озолотистая+ЯР+чутьУГ |
4.графика | ОК Пишем прозрачно. |
5.движки | ЦЕР/Б.СВ/ +ЯР |
6.вохра | ЯР+О+ЦЕР/Б.СВ/ |
7.притинка | АЗ Очень прозрачно – по ланите. |
8.вохра а/ | ЦЕР |
Б/ | САНК+Озол Лессировка |
В/ | ОК+О, можно чутьК Тёплая лессировка по вохре, объединяющая. |
Г/ | +АУ+К Тёплая лессировка по вохре, объединяющая. |
9.графика | Г |
10.вохра | О+Б.СВ |
11.подрумянка | К+О |
12.графика а/ | Г+К |
Б/ | Г+У.ЖЖ Обводка радужки, веко-ресничная линия. |
В/ | +УГ Линия соединения губ |
Г/ | УГ /копоть/ Зрачок |
Д/ | К Верхняя губа |
13.притинки | АЗ Лессировка слева по ланите – усиление |
14.движки а/ | ЦЕР+Б.СВ+О Самый ярки движок на кончике носа и у ближнего глаза. |
Б/ | Б.СВ+АЗ Около зрачка. |
Лик Христа, мч. Христофора.
Этапы | Замесы |
1.графика | СЕПИЯ |
2.проплазма а/ | О+С+У |
Б/ | +С |
В/ | +АУ |
3.санкирь а/ | О+С+У+АУ+Р+Л+чутьУГ - Моделируем форму лика. |
Б/ | +УГ - Лессируем весь лик, гладко. Усиливать в глубинах. |
4.графика | У+УГ - Прозрачно, затем уточняем линии, выделяя главные объёмы. |
5.движки | О+Б.СВ |
6.вохра | О+С+АУ+чутьБ.СВ - Вохрим светлые места по движкам, лучше плоской кистью. |
7.власы, брада, усы, брови. | |
7.1.графика | А/ У+С.ЖЖ+УГ - Моделируем пряди. Усиливаем по абрису. Приплёскиваем ресничные линии, радужку, теневую часть носа, под нижней губой. |
Б/ +УГ+Г+чутьК - Уточняем детали. | |
7.2.движки | А/ О+чутьАУ Б/ +О+Р - Золотисто-жёлтый оттенок. Объединяем отдельные движки в пряди. |
7.3. вохра | О+Р+чутьАУ - Золотисто-жёлтый оттенок. Вохрим власы. |
7.4.притинки | У+С+УГ+ГЛ+Л |
7.5.движки | Замес 7.3.+Б.СВ+Озолотистая |
8.подрумяна | К+О - Щёки, губы, вдоль носа, верхняя линия верхнего века, нижнее веко, слезники, внутри ушей и мочки уха, внизу подбородка. Лоб– с одной стороны, а шею– с другой |
9.притинки | ГЛ+ВИВ - Под веко-ресничной линией, нижнюю часть радужки, у переносицы, вдоль носа – с другой стороны от подрумянки, в углах губ, под нижней губой. Лоб – с одной стороны, а шею – с другой. |
10.движки а/ | Б.СВ+немного крона+О - Или ВУЛЬФ |
Б/ | +чутьГЛ+ВИВ - У радужки |
11.графика а/ | Замес 8+Г - Прозрачно |
Б/ | У+Г - Усиление графики в глубинах и на более резких границах между объёмами. |
В/ | УГ - Зрачок. |
Г/ | +УГ/копоть/+Л+чутьК - Зрачок. |
12.власы | |
12.1.движки | Б.СВ+С+Р+О - Усиление контрастности отдельных прядей волос. |
12.2.цвет | О+ОК+У+Г - Общая лессировка. Главное – добиться мягкости, «шелковистости» во власах, поэтому написание волос лучше заканчивать лессировками. Этим регулировать оттенки цвета волос – пшеничные, тёмно-русые, умбристые или в красноту. |
12.3.брада, усы | У+ВИВ - Тонкая лессировка – опись вокруг шеи, легко оттенить некоторые волоски по контуру брады. |
Око
Этапы | Замесы |
1.санкирь | О+АУ+С+Р+К+ГЛ+чутьУГ |
2.графика А/ | СЖ+ОК Верхняя веко-ресничная линия. |
Б/ | +О Нижняя веко-ресничная линия. |
В/ | К+С Верхнее веко. |
Г/ | С+Г Бровь. Часть брови /верхняя или нижняя – по смыслу/ - более широкая и контрастная. К переносице усиление контраста. |
Д/ | С.ЖЖ+У Объединить бровь лессировкой. |
Е/ | Г Прозрачно заполнить радужку, «капелькой» книзу. Графика радужки легче, чем веко-ресничная линия. |
Ж/ | УГ+ КОП Зрачок. |
3.движки а/ | ВУЛЬФ+О Начинать лучше с ВУЛЬФ – наметить движки. В крупных образцах движки парные. Расстояние между ними желательно равное. |
Б/ | +ЦЕР+СВ.Б Постепенно усиливать движки, выявляя форму, добавляя белила в замес. Оканчивать чистыми белилами - акценты. |
Этапы написания волос и брады:
1 способ. Брада Спасова, Предтечева, молодых воинов – пишется без высветлений: Санкирь + графика + приплески.
2 способ. Власы, брада с высветлениями: Санкирь + графика + высветления прядей + движки.
3 способ. Власы, брада с высветлениями – более сложно: Санкирь + общий тон (цвет) + движки + высветления прядей + притинки + лессировки.
При написании волос и брады следить за тем, чтобы не склониться в натурализм и чтоб не было излишней графичности, архитектурности. Смотреть за тем, чтобы в каждом образе была своя система. Выбирать хорошие образцы (без утрат).
Если поворот лика в 3/4, то надо правильно расставить акценты – движки у волос, рассчитать силу яркости: выделяем лобную часть, виски и часть прядей на плече (если есть).
У Младенца Христа много открытый лоб и мягкие, вьющиеся, нежные власы, иногда чуть мокрые к шее.
ПОЗЕМ.
Позем (слово, производное от слова земля) – это условное изображение земли внизу иконы. Позем может быть односложным или состоять из двух полос, может быть украшен мышелицами (графическими орнаментальными элементами) или цветущими травами (см.рис.).
Цвет позема может быть разный – от светло-золотистого до темно-синего, от светло-зеленого, почти белого, до темно-красного. Позем может быть и золотым.
Позем преимущественно пишется земляными красками: охрами, глауконитом, умброй, сиеной. Кристаллические краски используются как лессировки или добавки в замес.
Позем пишется прозрачно, на теплых подкладках. Сначала наносится подкладка – лессировка, состав которой прост – это охры с незначительным добавлением кристаллов или без них. Затем также лессировочно пишется основной цвет позема, и в конце каллиграфически, легко наносятся мушелицы /см. рис./.
|
| |||
Необходимо обозначить контур позема, причем нижняя и боковые линии, как правило, тоном темнее, а верхняя контурная линия иногда светлее основного тона. Иногда на поземе пишется орнамент или растения, реже позем украшается ассистом.
Теплая подкладка, 3 разных слоя –
Зеленый, красный, синий.
Теплая зеленая подкладка,
3 чередующихся слоя по принципу:
теплый-холодный-теплый…
2. Задание: изобразить иконногорный пейзаж на левкасе в технике минеральной темперы (выполняется после изучения темы «Техника иконописи»).
Горки охристого цвета.
Рекомендуемый ход работы:
1. Прорись умброй.
2. Слой светлой охры.
3. Слой – замес основного цвета.
4. Графика теплая и холодная.
5. Первые высветления – белилами. Когда этот этап выполняется в негативе, то работать цветом, противоположным основному тону горок.
6. Приплески боковых частей горок разбавленным цветом графики – холодным и теплым.
7. Другие высветления.
8. Белила – движки и плашки.
9. Лессировки отдельных частей горок – моделирование мягкости и объемности горок, также это является элементом воздушной перспективы.
Тонирование «боков». Плашки.
Рис. Схематический показ хода работы.
Примечание. Горки других цветовых оттенков чаще всего пишутся таким же методом, но в соответствии с цветом изменяются оттенки лессировок и последовательность их наложения.
Часть третья