Красный цвет теплого и холодного оттенка
Этапы | тёплый оттенок | холодный оттенок |
1. графика | ||
А/ прорись | ОК | ОК |
Б /усиление графики | ОК + Ч /космота / Пройтись по краю | КОСМ похолоднее По всей графике |
В/ основная графика | К /первый слив/, пройтись по всей графике | К |
2. цвет | К /1слив/ - Общая лессировка | |
3. графика | К /1й слив/ | |
4. цвет – все замесы очень жидкие А/ | К /1й/ Лессировка с моделированием формы – по складкам с внутренней стороны | |
Б/ | Лессировка К /1й/ | К /1й/ Заливка всей поверхности |
В/ | К /2й или 3й слив/ Лессировка | |
Г/ | К /3й/ Притинка | |
Д/ | К /2-3й слив/ лессировка | |
5. графика | К /2й/ | |
6. пробела А/ 1й этап | Р /или СУР/+ОС+Б.СВ Высветляется широкая площадь | Л /светлый/ Лессировка лёгкая – прозрачная на местах высветлений |
Б/ 2й этап | +Б.СВ менее широкая площадь | +ГЛ Усилить контраст |
В/ | +СУР+О+СВ.Б Высветлять в несколько этапов, добавляя СВ.Б | |
7. цвет А/ | К /1 или 2/ Общая лессировка | |
Б/ | К /1/ Лессировка в глубине складок | |
8. пробела | СВ.Б «Стрелы» - оживки |
Красно-вишнёвые тона.
Примеры раскрытия цвета мафория Богоматери.
1 вариант | 2 вариант | |
1.графика | Соус чёрный или коричневый на эмульсии | Коричневая. |
2проплазма А/ | АУ Общая лессировка. | О |
Б/ | СУР – Усилить по складкам, особенно по абрису. | ОК+С Общая лессировка. |
3.графика | УГ+ВИВ | |
4. притинки | То же -формировать объём тонко | |
5.цвет А/ | Г+СУР+КРАП Холодный оттенок. | СМ+К+ОК По складкам, усиление абриса. |
Б/ | +К+чутьУГ Постепенно набирать цвет, усиливая в притинках | |
6.графика | ОК+С.ЖЖ+К+чуть КРАП Тёплый оттенок. | +К+УГ – Прозрачно пишем, варьируя напряжённость |
7.цвет | К Общая лессировка. | К+СМ+УГ – Регулировать оттенок минералами |
8.пробела | СУР+Б.СУРЬ – Несколько этапов – добавлять белила. | |
9.цвет | К – Общая лессировка. | К+Л – Лессировка |
10.пробела | О+С+АУ – Широко пишем. | |
11.притинки А/ | ВИВ+У По внешнему абрису | СМ или УГ По абрису. |
Б/ | Г+К По внутреннему абрису. | ВИВ или ХЛ или У+ГЛ В некоторых складках. |
В/ | К+КРАП – Лессируем слева. | |
Г/ | У+ГЛ – Лессируем справа. | |
12.пробела А/ | Г+СУР+О+Б.СВ Несколько этапов, добавляя белил. | К+Г+Озолотистая Большие площади света |
Б/ | +замес 10 Оттенок тёпло – розовый. | +чуть ЦЕР Более узкая площадь |
В/ | К+О+Б.СВ Оживки. | +ЦЕР+О |
13.цвет А/ | К+Г (Появится мягкость ткани) | |
Б/ | +К +ЦЕР+ чутьГ | |
14.графика | Восстановить | |
15.Пробела | К+Г+ЦЕР+чутьАУ |
СИНИЙ ЦВЕТ.
1й вариант | 2й вариант | 3й вариант | |
1.графика | Тёмная | УЖ+Г | У+УГ+Г - Тёмная |
2.притинка | ЛОЗА+Г - Жидкий замес. Приплеснуть выборочно по складкам, заходя на графику | Кхолодная Прозрачно | |
3проплазма | О | О | ОК - Прозрачно |
4.притинка | ОК - Внутри складок и абрис | ОК+К - По графике | |
5.цвет а/ | У Лессировка | ГЛ+У+ВИВ Лессировка | ГЛ+М+<Л+<ЯРЬ+ +Б.СВ |
Б/ | +М - Лессировка | Л - Лессировка | |
В/ | АЗ+М+немногоГЛ Лессировка | ||
6.пробела а/ | У+СВ | +Б СУРЬ | М+ГЛ+Л+Б.СУРЬ Основные света |
Б/ | ЯРЬ+М+<Б.СВ-Плашки | ||
7.графика | Ш+Г+ВИВ+ЯРЬ -Тёмно-синий цвет.Усилить линии | ||
8.притинка | ГЛ+У+ВИВ+УЖ | Л+ВИВ+УГ | |
9.пробела | АЗ+М+ГЛ+Б.СУРЬ+Б.СВ | АУ+М+ЯРЬ+Б.СВ,СУРЬ Плашки | |
10.графика | У | ВИВ+Г+М Холодный оттенок | Г+КРАП+<ОК+<К Усиливаем абрис |
11.цвет | Л-Лессировка | АЗ+Д+М - Общая лессировка | |
12притинка | У - Легко | ЯРЬ+УГ | |
13.графика | Г+К+ВИВ – тёплый тон | ||
14.пробела | СУР+АУ+БСВ+БТ Акценты |
ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ.
Жёлтый цвет неустойчив – он всегда колеблется между оранжевым
и зелёным тоном, переходя к коричневым оттенкам
(коричневый может здесь интерпретироваться как смесь оранжевого и зеленого тона). Пишется он тоже редко чисто жёлтой краской, а имеет оранжевый оттенок, или оливковый, или умбристый. Жёлтый цвет чаще всего пишется землями, кристаллы используются в виде добавок. Большое значение имеют притинки. Часто приходится встречать переливчатые жёлтые одежды /ап.Пётр – от оранжевого через жёлтый до оливкового и т.д. – см.рис./.
Примеры
Этапы | Состав замесов |
1.проплазма | Может колебаться от ярко-оранжевой /СУР/ До жёлто-зелёной О+ГЛ |
2.цвет | Замес состоит, в основном, из О+различные кристаллические и земляные добавки /зеленоватые или красноватые отдельно или в замесе/ в соответствии с задачей. |
3.притинки | Охристые тона с земляными добавками. Притинки по контуру одежд или в глубинах лучше всего составлять в большинстве из земляных пигментов, т.к. они пригашают цвет, в то время как кристаллические активизируют цвет. |
4. пробела | БЕЛИЛА с различными добавками из замеса основного цвета. |
5.цвет | Перед окончанием хорошо сделать общую лессировку ярким цветом – по смыслу. |
6.пробела | Б.СВ – «стрелы»-оживки. |
§ Следует соблюдать некоторую закономерность в наложении притинок: с одной стороны они должны быть более холодные /зеленоватые/, а с другой стороны – более тёплые /красноватые/. Такой приём в иконописи позволяет достигать «живого, трепещущего» объёма деталей. Это касается и одежд, и архитектуры, и личного письма.
§ Слои живописи рекомендуется накладывать, чередуя более холодные с более тёплыми. Такая техника /лессировочная/ позволяет достигать большой звучности, свежести красок.
Охристо – сиенистый цвет.
Пример раскрытия цвета золотистых одежд Богомладенца.
1 вариант. | 2 вариант. | |
1.графика | У | У |
2.проплазма | О+АУ | СУР Общая лессировка, уплотнение по форме |
3.цвет а/ | С+СУР Общая лессировка. | О+лимонит+АУ+ГЛ+М |
Б/ | +С+АУ+О+М | |
4.графика | +С.ЖЖ | С.ЖЖ+Г+У+ГЛ |
5.цвет | +С | |
6.притинка | Замес 4 жидко | ГЛ+М+чутьУ |
7.цвет а/ | О+ГЛ+Д /илиМ/ - Нейтральный цвет. | Лессировки – уточнение цвета. |
Б/ | +СУР /Для тёплого хитона/ или +С+зелёные /Для более холодного оттенка хитона/ | |
8.притинки | К+О+Г/илиС.ЖЖ/ - Опись по графике пошире – как притинка, сужая линию. | |
9.цвет | С+О | |
10.света под ассист | М /или Д/ +ГЛ - Прозрачно. Но слой должен быть плотнее, чем основной. | М Лессировка |
Принцип работы: Форте – пиано, т.е. звонкие цвета – глухие цвета, холодные – тёплые. | Ход работы: -Графика двойная – тёплая и холодная -основной замес -притинки -лессировки -уточнение графики -света |
БЕЛЫЙ ЦВЕТ.
Белый цвет особенно певуч, и поэтому часто его писать трудно: он либо слишком активный, либо глухой, либо грязноватый, либо слишком цветной. Важно найти «золотую середину». Следует помнить, что в белом цвете большую роль играет графика – прорись на левкасе, т.к. она работает из-под красочного слоя, просвечивая сквозь него.
§ Цвет прориси, виднеющийся под основным цветом, всегда будет казаться холоднее, чем есть на самом деле.
§ Существует закономерность, что цвет, накладываемый на красочный слой, кажется более холодным. Поэтому замес нужно составлять более тёплого оттенка, чем вы хотите получить на иконе.
Этапы | Замесы |
1.графика | Работает графика на левкасе – чёрная или коричневая. |
2.проплазма | Тёплая – О с добавками. |
3.цвет | Б.ТИТ+ХР/или КВ/+ или +О+ОК+<Ч Или +АУ+К+АЗ Принцип замеса: белила+триединство основных цветов красн-синий-жёлтый. Получается оптически насыщенный белый цвет, подобный жемчужному. |
4.графика | О, С+ГЛ или У Пройтись по основной графике, оставляя нижнюю графику на просвет во второстепенных деталях. |
5.пробела | Б.ТИТ+Б.СВ+ХР |
6.притинки | Лучше земляные легкие лессировки, чтоб не загрязнить белый цвет |
Примеры.
Пример написания омофора святителя ( цвет – бело-зелёный).
Этапы | Замесы |
1.графика | ГЛ+С+У |
2.проплазма | О+ГЛ+С Сперва моделируем форму, затем – общая лессировка. |
3.притинки | +О Пройтись по складкам, сглаживая их |
4.пробела | Б.ТИТ,СУРЬ+О+ АУ+ГЛ+Д Пишем широко, затем лессируем этим же составом, затем снова высветляем, и опять лессируем. |
5.Цвет | +О+БЕЛ Общая лессировка. |
6.пробела | БЕЛ+ГЛ+Д+АУ Холодный оттенок |
7.цвет а/ | БЕЛ+ГЛ+<Д Холодная лессировка. Смягчить графику. |
Б/ | БЕЛ+ГЛ+Д+АУ/О/ Тёплая лессировка |
8.графика | С+ГЛ -Поставить акценты, т.е. усилить контрастность графики, где необходимо. |
9.пробела | Б,ТИТ+ Плашки, оживки. |
10.цвет | ГЛ+Д+<АУ Тёплая лессировка |
11притинки | ГЛ+Д - Холодный оттенок. Писать тонко, усиливать рядом с тёпло-красным. |
12.цвет | БЕЛ+зелень Объединить лессировочно. |
13притинки | ГЛ+ВИВ С левой стороны омофора. О+ОК С правой стороны. |
Примеры написания ликов