Как избавить от жучков старую доску.
Намочить ткань скипидаром, обернуть доску и положить в полиэтиленовый пакет на несколько дней.
Глава 2
ПАВОЛОКА
Значение паволоки для иконы весьма велико. Ввиду деформации иконной доски хрупкий левкас дает трещины и даже выпадает кусками. Паволока служит в данном случае упругой прокладкой по всей поверхности левкаса, и устраняет возможность как растрескивания доски, так и отставания от нее левкаса. Паволока, соединяясь с левкасом, как бы образует с ней однородное плотное тело, составляющее крепкое основание для иконы. В отсутствие паволоки грунт, как правило, живет недолго и в скором времени, растрескивается и отслаивается.
Паволока – это редкая ткань, наклеенная на лицевую сторону доски /№ 4 на рис./. Название это связано с понятием «наволакивания», «паволакивания» доски под левкас тканью.
Рис. Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы:
1- поле,
2- лузга,
3- ковчег,
4- паволока,
5- врезная левосторонняя шпонка.
В древнейшие времена, как правило, паволокой заклеивали всю поверхность доски. Такую паволоку принято называть сплошной в отличие от частичной, которая появилась, вероятно, в 14 веке. В этом случае ткань наклеивали на места, наиболее подверженные растрескиванию. При сильной деформации иконы в местах стыковки досок паволока, даже отсоединяясь от основы, предохраняла левкас и живопись от разрыва. Наличие паволоки под левкасом можно обнаружить в местах его утраты.
Выбор ткани для паволоки.
Для паволоки выбирается льняная или пеньковая, но обязательно редкая ткань («серженка», «срединка» с редким переплетением). Редкой ткань должна быть для того, чтобы под нею не задерживался воздух при наклеивании на доску. Для маленьких досок пригодна и марля (лучше прочный сорт). Самая пригодная для паволоки материя – это серпянка (редкая легкая пеньковая ткань).
Раньше в артелях использовали тряпичную бумагу, так как она значительно дешевле льна. Это, конечно, снижало прочность иконы. Также использовали хлопковое полотно типа ситца. Не использовать цветные ткани!
Проклейка доски.
Клей.
В технологии иконописи используются т.н. коллагеновые клеи. Это клеи животного происхождения (столярный, желатиновый, рыбий). Они содержат белковое вещество коллаген. Эту группу клеев еще называют глютиновыми.
Столярный клей – изготавливаетсяиз выварки костей, сухожилий; бывает разных сортов: кожный, шубный, мездровый, обойный, малярный.
Рыбий – из плавников и пузырей хрящевых рыб (белуга, осетр, стерлядь). Хороший сорт этого клея обладает повышенной эластичностью.
Желатин приготавливаетсяиз шкур животных, он уступает клею по клеевым характеристикам. Желатин бывает пищевой, фотоэмульсионный, или технический. Из современных клеев наиболее предпочтителен осетровый клей и желатин.
Приготовление клея
1. Размельченный столярный или рыбий клей заливают холодной кипячёной или дождевой водой в процентном соотношении (приблизительно на сутки); а желатин настаивают в воде 30-40 минут до набухания.
Рыбий осетровый или белужий клей:Пропорции: 1 часть по весу клея и 4 части воды. Варят до полной выварки пузырей, процеживают через сито.
Мездровый клей:Разломать на мелкие кусочки, бросить в холодную воду (1 фунт клея на 3 стакана воды), дать набухнуть 12 часов. Варить, помешивая деревянной лопаткой. Клей при кипении должен увеличиться в 2-3 раза – тогда он готов.
Кроличий клей (светлый, хорошего качества): Залить холодной водой, настаивать до набухания.
2. Затем варить клей на медленном огне на «водяной бане», помешивая до полного растворения. Вода в бане не должна кипеть, так как от высокой температуры клей теряет крепость.
3. Разбавить клей горячей водой – примерно до 3% - для проклейки (3 г клея + 97 г воды).
Перед самым употреблением клей согреть, не давая закипеть.
Проклеить доску. Проклейка должна быть жидкая и горячая, чтобы она глубже проникла в древесину. Клей наносится широкой щетинной кистью. Особенно тщательно проклеить торцы.
Когда первая проклейка высохнет, доску нужно зашкурить и еще раз обильно проклеить.
· Когда доска просохнет, она должна мягко мерцать от клеевого слоя.
Наложение поволоки.
1.Вырезать кусок ткани несколько больше размера доски. Вымочить его в холодной воде, а затем проварить несколько минут в воде. Высушить.
2.Приготовить клей, причем для маленьких (до 50см) 12-15%; для больших (>50см) 20%.
3.Положить сухую паволоку в горячий раствор клея, закрыть крышкой и проварить несколько минут на водяной бане. Однако, вода не должна закипать. Можно замочить паволоку в теплом растворе на несколько часов для ее равномерного насыщения клеем, а перед работой нагреть.
4.Этим же раствором горячего клея пройтись широкой кистью по доске. Горячую ткань слегка отжать и быстро положить на доску, старательно разглаживая руками по всем направлениям (начиная с центра), чтобы не получилось складок и пузырей.
· Соблюдать параллельность волокон ткани и сторон доски!
5.Сушить около суток. Затем обрезать лишнюю материю. Если на подсохшей паволоке появились пузыри, разрезать их, промазать горячим клеем и хорошо прижать. Зашкурить эти места наждачкой.
Примечания.
§ Сильно натягивать паволоку нельзя, тк при высыхании ткань даёт усадку и может отделиться от доски;
§ в углах ковчега паволоку можно подрезать;
§ на досках большого размера паволоку можно наклеить встык частями или сухую ткань намотать на стержень, а горячий клей наносить частями большим флейцем. Т.о. постепенно раскатывается паволока, затем приглаживается рукой. Сверху пройтись клеем и снова разгладить рукой.
Глава 3.
ЛЕВКАС.
По преданию, практика левкашения поверхности для росписи уходит своими корнями в эпоху древнеегипетской цивилизации. Известно, что еще за 4000 лет до РХ древние египтяне, своеобразно понимая вечность как точное продолжение земной жизни человека, старались обеспечить эту вечность своим умершим прежде всего сохранением тела, без которого, по их верованиям, не могла жить душа. Набальзамированное тело умершего клали в деревянный саркофаг, повторявший формы тела, обклеивали материей, грунтовали и расписывали темперными красками, изображая на саркофаге лик отошедшего в вечность. Христианская Церковь приняла эту веками проверенную практику грунтовки для иконы как надёжной основы.
Приготовление левкаса.
Грунт, левкас – посредник между доской и красочным слоем, поэтому он должен быть в некотором родстве как с первым, так и со вторым, он должен быть способным к крепкому соединению с ними. Процесс приготовления левкаса требует от иконописца внимания и аккуратности по учению древних мастеров. Левкаснакладывается на лицевую сторону доски последовательно несколькими слоями и должен быть крепок, однороден, бел и гладок по всей поверхности, пластичен. По составу левкас может быть меловой, гипсовый, алебастровый. Мел – это природный материал, хорошие сорта которого содержат до 95-96 % чистого углекислого кальция. Алебастр – сернокислый кальций, одна из минеральных разновидностей гипса. Приготовление левкаса из алебастра было известно еще в древней Руси, а пришло из Византии. Этот левкас ценился как самый лучший для иконописи по прочности. Левкас на мелу вошел в русскую иконопись значительно позднее и, как более дешевый, постепенно заменил алебастровый. Однако, после обработки меловой левкас дает эффект глубины и прозрачности. Мел низкого качества, т.е. плохо молотый, с большим количеством песка и сора, очищается путем отмучивания.
Отмучивание мела.
1. Если мел в брикете, то его нужно протереть на тёрке или растолочь.
2. Засыпать мел в большой сосуд на четверть, наполнить водой. Размешать. Всплывший сор убрать. Через марлю слить раствор в другой сосуд. Песок, осевший на дне, выбросить.
3. Отстоять раствор, пока мел не осядет на дно. Слить воду. Снова залить чистой водой (если отдельные кусочки не растворяются, размельчить их руками). Всё размешать. Отстоять и снова процедить (повторить это 3-4 раза).
4. из сосуда с мелом воду слить как можно больше, а остаток отсосать грушей. Прикрыть тканью и поставить в теплое место, чтобы мел высох.
5. Высохший мел растолочь и просеять через сито.