Детского оздоровительного центра «Рассвет»
«Курсы стажеров «Рассвет – это мы!»¹
Некоммерческое партнерство «Детский оздоровительный центр «Рассвет».
Автор: руководитель программы ДОЦ «Рассвет» Субач Александр Александрович.
Возраст участников мероприятия: от 14 до 17 лет, для детского актива ДОЦ «Рассвет».
Продолжительность проведения: в течение смены.
Курсы стажеров проводятся на территории детского оздоровительного центра «Рассвет» в период летней оздоровительной компании.Для участников разрабатывается удобное расписание посещения обучающих блоков. В конце каждого прослушанного блока сдается письменный тест. По итогам теста выставляются баллы, которые суммируются. В результате выявляются лучшие, именно этим ребятам присваивается звания «Помощник вожатого».
Цель: подготовка подростков для работы в детском оздоровительном центре «Рассвет» в качестве помощника вожатого.
Задачи:
Приобретение опыта организации совместных дел.
_____________________
¹ ©Субач А.А.
Приобретение опыта общения с младшими детьми, сверстниками и взрослыми.
Реализация своих возможностей в различных видах деятельности.
Обучение навыкам: организаторским, творческим, коммуникативным.
Основные содержательные блоки:
Демонстрационный – знакомство с опытом вожатых и педагогов - организаторов через совместные творческие дела.
Обучающий – формирование студий по видам деятельности необходимых в работе детского оздоровительного центра во временном детском коллективе.
Обучение основам педагогической деятельности.
Реализация - самостоятельная организация и проведение творческих мероприятий по результатам обучающих студий.
В течение летнего периода проходит комплектация группы подростков с 14,15,16 лет для участия в проекте «Курсы стажеров». Проводится собеседование с будущими участниками и сдача вступительного теста. В результате комплектуется группа в количестве 10-20 человек.
Курсы проводятся в три этапа.
1 этап - В процессе обучения ребята набирают баллы и получают аттестацию о прохождении первого этапа курсов. В конце I этапа стажеры получают домашнее задание, это позволяет набрать дополнительное количество балов. Ребята, не набравшие нужное количество баллов, автоматически отчисляются.
2 этап - на втором этапе участники проекта распределяют на отряды для прохождения практики (стажировки). Так же прослушивают вторую часть обучающих блоков и сдают по ним письменные тесты. В конце второго этапа ребята обязаны предоставить письменный отчет о своей работе на отряде. Воспитателем и вожатым ставится оценка и заполняется характеристика будущего «помощника вожатого». Полученные оценки за тестирование, отчет по практике и саму практику переводятся в баллы, затем суммируются общее количество баллов за первый и второй этапы.
Участники, не набравшие проходной балл, не проходят на следующий этап.
3 этап – В заключительном этапе участвуют только те ребята, которые набрали определенное количество баллов за первый и второй этапы. В конце третьего этапа ребята сдают последние тесты и получают допуск к «ЕРЭ» (единый рассветовский экзамен). Если участнику не хватает балов для допуска, он может пересдать некоторые блоки и получить нужное количество баллов. После сдачи «ЕРЭ», подводится общий подсчет баллов. На торжественной линейке закрытия, те ребята, которые набрали 100 баллов, получают диплом об успешном прохождении курсов, кто не набрал 100 баллов, им вручается сертификат. Сертификат дает право на повторное прохождение блоков, со второго этапа курсов.
Обладатели дипломов приглашаются на работу в ДОЦ «Рассвет» в качестве помощника вожатого.
Суммирование баллов:
1 этап
За каждый письменный тест участник получают максимальное и минимальное количество баллов:
Оценка 5 – 3 балла
Оценка 4 – 2 балла
Оценка 3 – 1 балл
Оценка 2 – 0,5 балла
Общее количество тестов – 5.
Баллы за домашнее задание.
Оценка 5 – 2 балла
Оценка 4 – 1 балл
Оценка 3 – 0,5 балла
Оценка 2 – 0,25 балла
Максимум за первый этап 17 баллов, проходной балл на второй этап – 13 баллов.
2 этап
За каждый письменный тест участник получают максимальное и минимальное количество баллов:
Оценка 5 – 5 балла
Оценка 4 – 4 балла
Оценка 3 – 3 балл
Оценка 2 – 2 балла
Общее количество тестов – 10.
Баллы за практику и отчет по практике:
Оценка 5 – 20 баллов
Оценка 4 – 15 баллов
Оценка 3 – 10 баллов
Оценка 2 –5 баллов
Максимальное количество баллов за второй этап - 70 баллов.
Максимальное количество баллов за 1 и 2 этап – 87 баллов.
Проходной балл на третий этап – 80 балла.
3 этап
За каждый письменный тест участник получают максимальное и минимальное количество баллов:
Оценка 5 – 1,5 балл
Оценка 4 – 1 балл
Оценка 3 – 0,5 баллов
Оценка 2 – 0,25 баллов
Общее количество тестов – 2.
Баллы за ЕРЭ:
Оценка 5 – 10 баллов
Оценка 4 – 5 балла
Оценка 3 – 2,5 балла
Оценка 2 – 1,25 баллов
Максимальное количество баллов за третий этап - 13 баллов.
Максимальное количество баллов за 1, 2,3 этап – 100 баллов.
Проходной балл на третий этап – 95 балла.
Обучение будет проходить по следующим направлениям:
«ОБЩЕНИЕ» - Освоение участниками курсов основных навыков общения с детьми разного возраста, тренировка уверенного поведения при необходимости координировать свои действия и действия других, тренировка умения реагировать в быстро меняющихся ситуациях.
«ПЕДАГОГИКА» - освоение подростками основных правил взаимодействия с детьми разного возраста, взаимодействия между стажерами и вожатыми, стажерами и воспитателями, ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.
«ОФОРМЛЕНИЕ» - ознакомление с правилами оформления отрядных уголков, сцены и других мест в зависимости от рода мероприятия.
«ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ» - освоение подростками навыков решения конфликтных ситуаций.
«РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ» - ознакомление подростков со спецификой и организацией режимных моментов в ДОЛ «Рассвет».
«ТВОРЧЕСТВО» - ознакомление подростков со спецификой подготовки и проведения творческих мероприятий.
«МЕРОПРИЯТИЯ» - ознакомление участников стажерских курсов с видами и особенностями проведения различного рода отрядных и общелагерных мероприятий.
Учебный план
I этап курсов
Блок «Режим дня. Законы и традиции ДОЦ «Рассвет». ЕПТ» - ознакомление подростков с режимными моментами оздоровительного центра. Вспомнить законы и традиции, а также изучить единые педагогические требования.
Блок «Конвенция о правах ребенка» - дать представление о данном документе, познакомить с основными статьями.
Блок «ЛИДЕР» - выявление лидеров, генераторов идей и исполнителей, создание творческой атмосферы в группе. Познакомить с типичной для руководителя/лидера системой приемов деятельности, используемой в работе с членами группы.
Блок «ИГРЫ ОРГ. ПЕРИОДА» - обучение основным видам игр проводимых в организационный период смены.
Блок «ОБЩЕЛАГЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ» - знакомство с видами общелагерных и отрядных мероприятий (приложение 1).
II этап курсов
Блок «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ» - ознакомление с возрастными и индивидуальными различиями и особенностями детей и подростков, на которые педагогам следует обращать особое внимание при планировании и организации временного детского сообщества (приложение 2).
Блок «САМОУПРАВЛЕНИЕ» - знакомство с формами самоуправления во временном детском коллективе.
Блок «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ» - с помощью дискуссий и обсуждений, решить актуальные педагогические ситуации, которые наиболее часто возникают при работе с детьми.
Блок «ИГРЫ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА» - обучение видам игр, проводимых в основной период смены.
Блок «ОФОРМЛЕНИЕ» - обучение основным видам оформления.
Блок «ЛИДЕР» - Формирование положительного отношения к лидерству, расширение представления о собственных лидерских возможностях и способностях, мотивация на их развитие.
Блок «ПЕРЕОДИЗАЦИЯ СМЕНЫ» - рассказать на какие основные периоды делится смена, что характерно для того или иного периода. (приложение 3).
Блок «ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЛА»- обучить основам планирования дела, объяснить на какие логические части делится любое планирование.
Блок «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАПАРНИКОВ»- донесение основных правил работы с напарником в оздоровительном центре.
Блок «КТД» - Знакомство с понятием «коллективно-творческое дело» и совместной организаторской и творческой деятельности детей и взрослых.
III этап курсов
Блок «ИГРЫ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА» - обучение видам игр, проводимых в заключительный период смены.
БЛОК «ЛИДЕР»- обогащение лидерского и гуманитарного опыта подростков в личностно и общественно значимых видах деятельности. Воспитание ответственности, самостоятельности, гражданской активности.
Мастер-классы:
1.Сцена.
2.Антураж.
3.Рефлексия.
4.Отрядные песни.
5.Тренинг.
6.Ролевая игра.
7.Легенды.
Приложение 1
В лагере Рассвет общелагерные мероприятия проводятся утром, после полдника и после ужина, в 20.00.
ОМ делятся на:
- игры
- спортивные и творческие праздники
- экскурсия
- выставка
- вечерние мероприятия
Игры.
В «Рассвете», как правило, игры могут проходить на территории лагеря, за территорией лагеря и в корпусах.
Игры, в свою очередь, различаются на:
1. «Вертушка». В игре 11 этапов. Каждый отряд направляется на этап, который по числу совпадает с номером отряда. Т.е. 4 отряд направляется в начале игры на 4 этап, а затем двигается по часовой стрелке на следующие этапы. На этапы отряд приходит с путевым листком, на котором отряд получает отметку о прохождении испытания. После последнего этапа отряд отдаёт заполненный путевой лист. По качеству прохождения игры определяется победитель.
2. Поэтапная игра. Каждый отряд начинает игру в определённое время, фиксируемое проводящим. Этапов может быть сколько угодно. Необходимо обеспечить планомерность прохождения этапов, чтобы не создать «пробку» на одном из этапов, т.к. поэтапная игра – на время.
3. Свободные площадки. На территории лагеря создаются небольшие площадки по тематике, заданной проводящим. После объявления начала игры любой ребёнок может отправиться на любую площадку и путешествовать по ним в любой последовательности.
4. Игра на местности. Примерами таких игр выступают «Верёвочный курс», «Тропа испытаний» и т.д. Целью таких игр является ориентирование на местности, изучение ближайших объектов, усвоение скаутских умений и навыков.
5. Ролевая игра. Каждому корпусу, отряду, ребёнку даётся определённая роль, которую он выполняет в течение игры. Каждая роль преследует конкретную цель. Ролевые игры основываются на сказках, легендах, фильмах, исторических события и т.д.
6. Экономическая игра. Целью экономических игр является усвоение экономических знаний и денежных отношений. Примерами таких игр являются: «Бюрократ», «Выборы» и т.д.