Искусство Испании Нового времени.
Характерно преобладание традиций не классических, а средневековых, готических. У испанских худ было 2 основных заказчика: аристократия и церковь. Религиозные идеи, которыми освещено иск-во Испании,воспринимаются конкретно в образах реальной действительности, чувственный мир уживается с религиозным идеализмом. Идеал нац героя выражен прежде всего в образах святых. Эль Греко (Доменико Теотокопули) становится основателем и главой толедской школы и и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей Толедо. Истоками его твор-ва была византийская монументальная и станковая живопись (иконы и мозаики).Тематика: религиозные сюжеты (Взятие под стражу, Моление о чаше),алтарные образа (Погребение графа Оргаса),античные мифы (Лаокоон). Он пишет много портретов и пейзажей. Его герои находятся в состоянии взволнованности, эмоционального напряжения. Усиливает цветом состояние напряжения. Лица героев всегда удлиненные,глаза посажены ассиметрично и широко открыты.В пейзаэах,изображающих обычно Толедо в грозу,во вспышках молнии, подчеркивает ничтожность человека перед силами природы. Франсиско Рибальта.Монументальные образы святых несут черты портретности. Интенсивные цвета его палитры имеют много общего с письмом Караваджо. («Апостол Петр», «Евангелист Лука»). Хусепе Рибера интерес к ярко индивидуальному, уродливому. Много от караваджизма: предпочитает темный фон,насыщенные густые тона, красноватые в тенях,контрасты света и тени,сложные ракурсы фигур. Его библейские персонажи простолюдины, но полные достоинства,гордые. («Св.Себастьян»). Он предпочитает изображать сцены мученичеств, в них ярче предстает нравственная сила героев. «Хромоножка»: калека изображен с большой теплотой,подчеркнуты его веселость,озорство,а ракурс снизу придает монументальность,величественность. Крупным центром худ.культуры была Севилья. Франсиско Сурбаран. Заказчиками была церковь, основными персонажами-монахи.Спокойные,важные,благочестивые,они представлены в рост,в белых одеждах на темном фоне,в застылой позе,что сообщало им оттенок вечного,незыблемого. (Св.Лаврентий с символом мученичества-жаровней в руках). Диего Родригес де Сильва Веласкес. Почти отсутствуют произведения нарелиг сюжеты, а те,которые он избирает,трактуются близко к бодегонес (сцены из народного быта) («Христос в гостях у Марии и Марфы»). Веласкес считает одним из создателей парадного репрезентативного портрета. Изображения монументальны,локаничны. (конные портреты Филиппа 4, портрет папы Иннокентия 10: правдивость изображения и глубина проникновения в истинную сущность модели; он написан в 2 цвета: красный и белый; предстает чел-к во всей сложности его бытия). Его «Венера с зеркалом»-первое в испанском иск-ве того времени изображение обнаженного женского тела. Она написана со спины,только в зеркале,которое держит амур,отражается ее простое милое лицо. «Менины»-групповой портрет. На картине изображен и сам художник у мольберта, пишущий короля и королеву,отражение которых видно в зеркале. На переднем плане – инфанта Маргарита,пришедшая для развлечения родителей, в дверях-фигура канцлера. «Пряхи»:мастерская, в которую пришли придворные дамы,чтобы полюбоваться на искусство прях. Они рассматривают гобелен, изображающий миф об Арахне. В арх Испании 17 в исконно нац черты переплелись с эл-тами мавританского зодчества, с традициями народного ремесла. Скульптура пышным ковром украшает фасады и порталы зданий. Статуи святых,раскрашенные в естественные тона. Иногда руки и ноги таких статуй делались на шарнирах,волосы были естественными,в глаза вставлялись стекла.
Своеобразие архитектуры Древней Руси.Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков. В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер. Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений. Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы, создавали изображения этих богов — так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора. Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства. С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в.
Искусство Франции. В классицизме второй половины XVII в. нет искренности и глубины лорреновских полотен, высокого нравственного идеала Пуссена. В живописи переплелись маньеризм, фламандское и итальянское барокко. На французскую живопись первой половины века имели влияние и караваджизм, и реалистическое искусство Голландии. В картинах нет повествовательности, иллюстративности, композиция строго продумана и статична, детали тщательно выверены и отобраны ради выявления, прежде всего этической, нравственной основы произведения. В живописи Франции этого периода существовали три направления: школа классицизма, реалистическая и придворная. Никола Пуссен. Знаменитый французский исторический живописец и пейзажист. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Новый и Ветхий завет. Герои Пуссена - люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством.Луи Ленен – один из трех братьев-художников, имена которых стоят в ряду величайших французских живописцев. Писал в основном жанровые сиены из жизни крестьян. Его герои не приукрашены внешне, но исполнены благородства, достоинства и внутреннего покоя. Картины Ленена, продуманные и упорядоченные по композиции, строги по колориту, каждая мелкая деталь изображена тщательно.Жорж де Латур писал главным образом картины на религиозные сюжеты. В наивности его образов, в оттенке религиозного воодушевления, который можно уловить в некоторых его произведениях, в подчеркнутой статичности его образов и в своеобразной элементарности его художественного языка еще сказываются в какой-то степени отголоски средневекового мировосприятия. Сюжеты картин Латура связаны с разными проявлениями человеческого бытия, в них соединяются все возрасты человека, и особое значение играет свет как божественное провидение. Скульптура.Во второй половине 17 в. французская скульптура развивалась главным образом в границах «большого стиля». Памятники скульптуры широко применялись при создании городских и дворцово-парковых ансамблей, при украшении общественных и культовых сооружений. Именно тесная взаимосвязь с архитектурой во многом предопределила лучшие качества французской скульптуры этого времени. Даже произведения станковой скульптуры — статуарная пластика, парадный портрет — несли в себе черты, сближающие их с произведениями монументальной пластики. Требования «большого стиля», необходимость соответствия запросам королевского двора нередко сужали возможности мастеров французской скульптуры. Однако лучшие из них все же достигли больших творческих успехов. Крупнейшие достижения французской скульптуры 17 в. связаны с версальским дворцовым комплексом, в создании которого принимали участие ведущие мастера того времени — Жирардон, Пюже, Куазевокс.Жирардон исполнял скульптурные декоративные работы в Лувре, дворцах Тюильри и Версаля. К выдающимся его произведениям относится скульптурная группа «Купающиеся нимфы» рельеф водоема в Версальском парке 1675г. Жирардон работал также в других видах монументальной скульптуры. Ему принадлежит надгробный памятник Ришелье в церкви Сорбонны (1694). Он был автором конной статуи Людовика XIV, установленной на Вандомской площади. Король изображен восседающим на торжественно ступающем коне; он в одеянии римского полководца, но в парике. В идеализированном о блике Людовика воплощалась идея величия и могущества всевластного монарха. Особенности архитектуры середины и второй половины XVII века сказываются как в огромном объеме строительства крупных парадных ансамблей, призванных возвеличить и прославить господствующие классы эпохи абсолютизма и могущественного монарха - короля-солнце Людовика XIV, так и в совершенствовании и развитии художественных принципов классицизма. Наблюдается более последовательное применение классической ордерной системы: горизонтальные членения преобладают над вертикальными. Усиливается влияние архитектуры итальянского Возрождения и барокко. Это сказывается в заимствовании барочных форм (кривые фронтоны, пышные картуши, волюты), в принципах решения внутреннего пространства (анфилада), особенно в интерьерах, где наблюдаются в большей мере черты барокко, чем классицизма.
Искусство Германии Нового времени.Создание художественных произведений в Германии XVII-XVIII веков, развивавшихдостижения эпохи Возрождения, сочеталось с тенденциями маньеризма: чрезвычайной изысканностью форм, изощренной виртуозностью, ласкающей глаз внешней красивостью, причудливостью. Искусство Германии XVII существовало в сложном и многообразном взаимодействии Классицизма, академизма, Барокко и Маньеризма в совокупности с деятельностью отдельных мастеров, творчество которых не укладывается ни в какие стилистические рамки. В развитом немецком барокко особенно на примере архитектуры отчетливо прослеживается взаимовлияние элементов готики, ренессанса и рококо. Причем если в экстерьере большую роль играли элементы барокко, то в оформлении интерьеров — французское. В севреной Германии архитектура, мебель, изделия прикладного искусства испытывали сильное влияние голландского и норманнского стиля. Уже к середине XVIII века немецкое искусство из барочного плавно перетекло в рококо.Основную часть наследия Адама Эльсхеймера составляют небольшие полотна на библейские и мифологические сюжеты, хотя он обращался и к жанровой живописи. В работах конца XVI в., например, в «Крещении Христа», хорошо видно влияние венецианских мастеров. Крупнейшим художником немецкого неоклассицизма был Антон Рафаэль Менгс. Он выполнял и монументальные росписи, и камерные портреты, во всём ориентируясь на свой идеал — античное искусство и живопись болонских академистов.Антон Граф написал более полутора тысяч портретов, среди которых наиболее интересны изображения деятелей науки и искусства — немецкого поэта Иоганна Фридриха Шиллера, драматурга Готхольда Эфраима Лессинга и др. Художник увидел неповторимые черты характера каждого из них, уловил настроение и тонко передал всё это в живописи.То же можно сказать и о работах Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна. В целом архитектура и изобрази тельные искусства не были сильной стороной культуры Германии XVII— XVIII столетий. Немецким мастерам часто не хватало той самостоятельности. Архитектура и скульптура
Бальтазар Нейман. Самой крупной постройкой Неймана стала резиденция архиепископа-курфюста Франконии в Вюрцбурге. Это огромный дворец с четырьмя внутренними дворами и очень протяженным фасадом. Нижний этаж выполнен строго и просто; верхние украшены скульптурами, в которых, несмотря на обилие деталей, чувствуются гармония и тонкий вкус. В интерьере дворца особенно сильное впечатление производит парадная лестница — монументальная и изысканная. Маттеус Даниель Пёппельман. Основное дело его жизни — строительство в Дрездене парадной резиденции курфюстов Саксонии — так называемого Цвингера.Обширный двор, предназначенный для празднеств, Пёппельман окружил с трех сторон двухэтажными павильонами, которые соединил одноярусными галереями с застекленными арками. Особенно выразительна галерея, в центре которой возвышается купол в форме короны, венчающей ворота. Все сооружение пышно украшено в стиле барокко. Весь ансамбль кажется пронизанным светом, радостным, праздничным настроением. Пышность убранства, стремление к своеобразной архитектурной игре характерны для большинства построек Саксонии в стиле барокко, в том числе и храмовых. Такова Хофкирхе (дворцовая церковь) в Дрездене, созданная архитектором Гаэтано Кьявери. Необычно выполнен ее западный фасад: прямо над входом расположена колокольня, высота и обилие украшений которой сразу притягивают к себе внимание. Интересен протестантский храм Фрауэнкирхе в Дрездене, построенный архитектором Георгом Бером и разрушенный во время Второй мировой войны. Облик дрезденского храма был строг, даже суров: для его декорации использовались лишь простые плоские архитектурные украшения, скульптура полностью отсутствовала. Бер попытался показать, что архитектура барокко прекрасно может передавать строгий и сосредоточенный дух протестантского богослужения. Для короля Пруссии Фридриха II архитектор Георг Венцеслаус Кнобельсдорф построил королевскую резиденцию Сан-Суси, название которой переводится с французского как «без забот». Это вытянутое одноэтажное здание с изящной балюстрадой по карнизу — наиболее удачный пример немецкого рококо. В центре дворца — овальный зал, крытый куполом. Полукруглый парадный двор окружен колоннадой. Огромные окна-двери паркового фасада, делающие стену почти прозрачной, и плавно сбегающие в парк лестницы-террасы создают ощущение единства природы и дворцовых интерьеров. Все элементы: скульптура, декоративная живопись, мебель, зеркала — образуют цельный, тщательно продуманный ансамбль. Своей изысканной простотой резиденция должна была создавать ощущение гармонии, настраивать на особое восприятие мира — радостное и беззаботное. Но именно в Пруссии постепенно сложилась архитектура немецкого неоклассицизма — холодная, тяжеловесная, официальная. Яркий пример этого стиля — Бранденбургские ворота в Берлине, образцом для которых архитектор Карл Готхард Лангханс избрал Пропилеи — парадный вход на афинский Акрополь. Гигантское сооружение Лангханса с двенадцатью стоящими попарно колоннами, скорее мрачное, чем величественное, демонстративно торжественное, оказалось очень созвучно архитектуре следующего, XIX столетия.
Парадность и пышность отличают произведения наиболее известного скульптора немецкого барокко Андреаса Шлютера. Так, в конном бронзовом памятнике курфюсту Фридриху Вильгельму II в Берлине Шлютер, стремясь возвеличить своего героя, облачил его в античное одеяние и парик по моде XVII века. Композицию дополняют статуи скованных рабов, подпирающие постамент и олицетворяющие побежденных врагов Пруссии. Скульптурный ансамбль отличает острота портретной характеристики, монументальность и динамичность композиции. Каждая деталь показывает высочайшее мастерство скульптора и тонкое чувство материала.