ТЕМА 1.1. Особенности и тенденции современного развития самодеятельного художественного творчества.

Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику современного любительского творчества: общественно-политическая ситуация; развитие телекоммуникационной сети; рост уровня благосостояния людей; повышение образовательного уровня субъектов; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров культуры и искусства.

Особенности функционирования любительских коллективов в современной социокультурной ситуации: возрастание социальной роли и общественной значимости любительского творчества; усиление влияния на сферу духовного и практического освоения мира человеком; повышение воспитательной социально-педагогической роли любительского творчества на формирование личности участника; тенденции к образованию новых форм организации самодеятельного творчества.

Правовые и нормативные основы организации художественно-творческой деятельности.

Сущность и основные этапы организаторской деятельности руководителя в процессе создания коллектива: сбор и анализ исходной информации, организационно-педагогическое проектирование, реализация проекта, оценка эффективности работы коллектива. Учет в процессе организации коллектива национально-культурных и культурно-исторических традиций региона, реальных художественных интересов и потребностей различных групп населения.

Взаимосвязь процессов организации и самоорганизации, управления и самоуправления в любительском коллективе.

Проблемные вопросы для самостоятельной подготовки студентов:

1. Нужна ли сегодня «самодеятельность»?

2. Должен ли современный творческий коллектив выполнять идейно-художественные и социально-просветительные задачи, или занятия в любительских коллективах нужны в основном как форма творческого самовыражения участника?

3. Правомерно ли добиваться от участников элементарной сценической, музыкальной, хореографической грамотности если они пришли в коллектив отдыхать?

4. Что важнее в творческих коллективах: процесс занятий или результат?

5. Как Вы понимаете выражение «Искусство принадлежит народу». Кто автор этого тезиса?

ТЕМА 1.2. Понятие «коллектив», особенности любительских художественных коллективов.

Понятие «коллектив», его соотношение с понятием «группа людей». Признаки коллективов самодеятельного творчества: добровольность деятельности субъекта; духовная мотивация; изменение субъекта в сторону большей всесторонности его интересов, потребностей, способностей; собственная активность и инициативность состава; совместная деятельность.

Подходы к классификации любительских художественных коллективов: исполнительские коллективы (кружки, студии, ансамбли всех видов и жанров); авторские коллективы (студии); любительские объединения.

Типы художественно-творческих организаций: учебные, творческие, коммуникативные, комплексные.

Формы творческих организаций: кружки, студии, ансамбли, любительские объединения и др.

Базы создания любительских коллективов: клубные учреждения; школы; центры детского и юношеского творчества; вузы и т.д.

Самостоятельная работа:

ЗАДАНИЕ:

1. Составить «паспорт» одного из любительских художественных коллективов.

2. Заполнить таблицу: особенности функционирования коллективов с образовательным компонентом и клубов по интересам.

ТЕМА 1.3. Руководитель коллектива. Требования к профессиограмме.

Профессиограмма руководителя творческого коллектива. Характеристика блока качеств: профессиональное мастерство, социально-психологические требования, художественно-творческие функции руководителя, организаторские способности.

Педагогический такт, педагогическое мастерство.

Самостоятельная работа:

1. Составить «творческий портрет» одного из успешных руководителей художественного коллектива.

2. «Оценить» по пятибалльной шкале соответствие требований к навыкам и умениям выпускника специализации колледжа культуры на данном этапе профподготовки.

3. Составить кроссворд по теме: «Требования к профессиограмме руководителя творческого коллектива». Термины: педагогический такт, компетентность, методика, мастерство, педагог, личность.

Наши рекомендации