Особенности самодеятельного творчества в Советской России 1920-х гг

Лекция 1

Характерные черты и основные тенденции развития

Советской художественной самодеятельности

1. Особенности самодеятельного творчества в Советской России 1920-х гг.

2. Специфика развития «самодеятельности» в СССР 1930-х – начала 1950-х гг.

3. Эволюция советской художественной самодеятельности в сер. 1950-х – 1980-х гг.

Предмет спецкурса – история любительского художественного творчества (в советской терминологии «художественной самодеятельности трудящихся») в СССР.

Цели спецкурса:

1. Показать взаимодействие фольклора, профессионального искусства и любительства.

2. Определить основные направления и этапы государственной политики в области культуры и искусства, в т.ч. самодеятельного.

3. Определить возможности автономного развития самодеятельности и нейтрализации импульсов государственной политики.

4. Выявить особенности трех вышеназванных сюжетов в конкретных сферах художественной самодеятельности: театре, музыке, хореографии, изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, фотолюбительстве.

Степень изученности.

Относительно недавнее систематическое обращение к теме со стороны искусствоведов (1980-е гг.)

Причины:

1. Рост интереса к истории повседневности и «маленького» человека.

2. Самодеятельность как место пересечения профессионалов и любителей, городского и сельского, государственного и общественного, «высокой» и «народной» культуры, праздника и будней, сфер политики и повседневного выживания.

Наиболее весомый продукт исследований подготовлен искусствоведами:

Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. В 3-х томах, СПб, 1995 – 2000.

Особенности самодеятельного творчества в Советской России 1920-х гг.

Выдающийся, по сравнению с другими периодами, вклад в развитие советской культуры.

Причины:

- теоретическая связь с задачами создания «пролетарской культуры будущего»;

- инструментализация государством в злободневных агитационных целях;

- самодеятельность как экспериментальная площадка для революционных исканий новых художественных форм в искусстве;

- творческое сотрудничество профессионалов и любителей (а не формальное «шефство» более поздних периодов);

- «многоукладность» художественной самодеятельности (сосуществование и взаимодействие новых форм и жанров самодеятельного искусства со старыми – фольклорными и «учеными»).

Причины «смычки» профессионалов и любителей:

1) Революционный эксперимент, поиск новых стилей, жанров, способов бытового сосуществования деятелей искусства (студия как актерская коммуна).

2) Необходимость выживания в экстремальных обстоятельствах.

Особенности революционного быта:

1) Военизация (доминирование военнослужащих в военных методов в политике и экономике);

2) Формирование нового общественного быта (митинги, праздники, субботники, физкультдвижение, самодеятельность и т.д.).

3) Сосуществование человека в разных (часто – контрастных) сферах быта.

4) Усиленное взаимодействие различных слоев культуры.

5) Начало борьбы с фольклором и прежними формами культуры как «отсталыми».

6) Наличие нескольких концепций развития художественной самодеятельности:

- «творческой» (детище «военного коммунизма);

- «просветительской» (1920-е гг.);

- «досуговой» (с сер. 1920-х гг.).

«Творческая» концепция самодеятельности (Пролеткульт):

1) Новое искусство – результат творчества революционных масс.

2) Цель – создание новых форм культуры и ее бытования.

3) Художественная студия (затем – единый художественный кружок) как организационно-творческая основа самодеятельности.

4) Переделки (компилятивно-бытовой монтаж) для заполнения репертуарного вакуума.

5) Агитационная, «авральная» самодеятельность (инсценировки, агитсуды, живгазеты) на злобу дня.

6) Театроцентризм, превращение других направлений (хорового, музыкального, изобразительного и др.) в подсобно-оформительские.

«Просветительская» концепция:

1) Приобщение масс к культуре.

2) Изучение и освоение культурного наследия.

3) Самодеятельность – фронт борьбы за культурную революцию (основа спецобразования в институтах культуры и культпросветучилищах).

4) Ориентация на образцы профессионального «высокого» искусства.

5) Преуменьшение роли «самоделания», приоритет подражания.

«Досуговая» концепция:

1) Ориентация на «здоровый отдых» и «культурные» («разумные») развлечения.

2) Рабочий клуб как центр коллективного отдыха.

3) Семейные номера трех типов:

- концерт силами приглашенных артистов, завершающийся танцами;

- выступление художественных кружков, дополненное стихийным выступлением зрителей;

- концерт кружков и солистов по заранее подготовленной программе плюс «затейничество».

4) эволюция от «домашних» форм развлечения к «культурному обслуживанию» эстрадно-концертного типа.

Стилевая специфика художественной самодеятельности 1917 – 1932 гг.

1) Агитационность – ориентация на борьбу в постоянно меняющихся обстоятельствах.

Объекты агитации:

- «Непхалтура» (буржуазная массовая культура);

- прогульщики, лодыри, пьяницы и пр.

- с конца 1920-х гг. – «спецы»-вредители, кулаки и проч.

2) Монтажность (компилятивно-бытовой монтаж) – компановка ряда фактов (событий, сцен, картин), объединенных общей агитационной идеей (отражение мозаичной реальности – в духе общих поисков В. Мейерхольда, С. Эйзенштейна, Д. Вертова, А. Родченко, Д. Шостаковича)..

3) Синтетичность – соединение разнородных материалов, приемов, выразительных средств, принадлежащих разным жанрам, стилям, видам искусства (апробировано в праздничной культуре). Гибридность как отражение конгломеративности сознания и многоукладности культуры.

Международные связи:

1. Контакты – через международное коммунистическое движение.

2. Добровольный характер обмена опытом (взаимные гастроли).

3. Преобладание связей с театральной самодеятельностью (рабочими театрами) Германии и других центрально-европейских стран.

Наши рекомендации