З.9. Технология самодеятельного художественного творчества

Технология художественного самодеятельного творче­ства представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художествен-но-творче-ской, художественно-педагогической, художест­вен но-коммуни-кативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование лично­сти и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любителей искусства.

Организация самодеятельного художественного творчества.

Энциклопедический словарь трактует организацию (от лат. Organiso -сообщая стройный вид, устраиваю) в трех значениях:

1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимо­действие более или менее дифференцированных автономныхчастей целого, обусловленные его строением;

2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образо­ванию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и про­цедур.

Таким образом, понятием «организация» могут обозначать­ся: различные общности людей (бригада, школьный класс, какая-либо партия, добровольное общество, коллектив художествен­ной самодеятельности и т.п.), организаторская деятельность и характеристика степени организованности деятельности отдель­ной личности и общности.

Под любительскими художественными организациями мы будем понимать любые формы объединения любителей искусства для реализации в условиях их досуга общей художе­ственной цели на основе принятой ими программы распреде­ления функций (ролей) при наличии руководства.

Ключевой характеристикой организации является общая для всех участников цель. Любая цель представляет собой мысленно предвосхищаемый, как бы моделируемый результат деятельности. Она неразрывно связана с объективными потребностями, благодаря чему выступает как «идеальный, внутренне побуж­дающий мотив...» действий человека и «как закон определяет их

способ и характер».

В самодеятельной (любительской) художественной организа­ции существует два вида целей: индивидуальные и коллективные. Создание организации имеет смысл лишь тогда, когда реализация индивидуальных целей участников или когда частные цели ока­зываются достижимыми только через выдвижение и осуществле­ние общей цели. Реальные цели всякой организации представляют собой результат сложного взаимодействия общественных целей с индивидуальными и групповыми. Цели, задаваемые самодеятель­ной художественной организация извне (от руководства культур-но-досугового учреждения, от органов управления культурой и т.д.) представляют собой цели - задания. В качестве таких целей могут выдвигаться: подготовка к определенному сроку концерт­ной программы, выступление на определенной администрацией площадке, участие коллектива в художественно-массовом и бла­готворительном мероприятии и другие.

Если цели любительской художественной организации воз­никают как бы изнутри группы, на основе интеграции интересов и потребностей участников, то это цели-ориентиры. Все цели делятся на художественные (непосредственно связанные с ис­кусством, с художественной деятельностью) и на внехудожест-венные (не связанные с искусством, но достижимые в условиях самодеятельной художественной организации).

Художественные цели могут быть нескольких видов:

• художественно-образовательные, связанные с приобре­тением знаний об искусстве, умений и навыков в художествен­ной деятельности;

• художественно-творческие, предполагающие создание или исполнение произведений искусства;

• художественно-коммуникативные, содержание которых является обмен информацией об искусстве, мнениями, суждениями, оценками тех или иных художественных произведений, а также
продвижение продуктов художественно-творческой деятельности (произведений искусства) от авторов и исполнителей к зрителям;

• художественно-воспитательные - наиболее общие це­ли, реализуемые обычно через какие-либо из названных выше видов или их сочетание. Они предполагают формирование и раз­витие художественных потребностей, интересов, вкусов, моти­вов художественной деятельности, определяющих избиратель­ное поведение личности в среде художественной жизни общест­ва и степени активности ее включения в эту жизнь.

Как мы уже отмечали в предыдущих параграфах, в зависимо­сти от ведущей цели все любительские художественные организа­ции можно разделить на учебные (кружки по обучению игре на музыкальных инструментах, театральные и хоровые студии, шко­лы бальных танцев и т.п.), художественно-творческие., включая авторские (коллективы изобразительного, декоративно-приклад­ного, киноискусства, авторской песни, объединения самодеятель­ных поэтов, товарищества художников-любителей и т.п.) и ис­полнительские (самодеятельные хоры, ансамбли, хореографиче­ские группы, народные филармонии, театры, цирки и т.п.); худо­жественно-коммуникативные (дискуссионные клубы любите­лей искусства, клубы творческих встреч, зрительские киноклубы, клубы коллекционеров грампластинок, дискоклубы, клубы люби­телей и собирателей фольклора и т.д.) и комплексные, в которых трудно выделить доминирующую цель (театры-студии, комплекс­ные центры эстетического воспитания и т.п.).

Содержание внехудожественных целей также разнообразно. Нередко для участников художественной самодеятельности, особенно начинающих, занятия искусством выступают не как самоцель, а как средство достижения таких целей, как установ­ление межличностных контактов с близкими по духу людьми, общение с единомышленниками.

В своем развитии каждый самодеятельный творческий кол­лектив проходит несколько этапов.

Формированию творческого коллектива предшествует этап изучения социально-культурных условий его создания в конкретном регионе и на базе конкретного социально-культур­ного института. Следующим этапом в развитии коллектива явля­ется выявление его потенциальных участников- Этот этап харак­теризуется сложным процессом проведения социологических ис­следований, организации приемных испытаний, комплектования коллектива и штата организаторов художественного творчества, формирования первоначальной организационной структуры.

Следующим этапом в развитии художественного коллектива является период поиска и определения целей и ориентиров дея­тельности и соответственно основных направлений работы, жанровой, репертуарной политики. В этот период под воздействием различных социально-психологических факторов складываются внутренняя формальная и неформальная структура организации, происходит взаимодействие общественных и личностных художе­ственных и внехудожественных установок. Дальнейшее соотноше­ние организационных и самоорганизационных процессов внутри и вне коллектива приводит к этапу окончательного организационного оформления коллектива художественной самодеятельности.

Правовую и нормативную основу деятельности художест­венных самодеятельных организаций составляет система законо­дательных актов, нормативных документов, федеральных и ре­гиональных программ развития художественного творчества. К законодательным актам, регулирующим развитие художествен­ного самодеятельного творчества, можно отнести Основы зако­нодательства Российской Федерации о культуре, Закон об обще­ственных объединениях, Закон об образовании, некоторые раз­делы Гражданского кодекса Российской Федерации.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в 1992 году, отражают гарантии государст­ва относительно прав человека в области культурной деятельно­сти: создания художественных произведений, художественного образования, организационной и хозяйственной деятельности и прав интеллектуальной собственности.

«Закон об общественных объединениях», принятый в 1995 го­ду дает четкую характеристику общественного объединения, цели, принципы и условия его создания, особенности финансирования и функционирования. Закон устанавливает правовые нормы, свя­занные с регистрацией объединений граждан и формированием внутренней организационной структуры,

«Закон об образовании» регламентирует деятельность структур дополнительного образования, в рамках которых могут функционировать кружки и студии художественного творчества

Наконец, раздел о правах интеллектуальной собственное! Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирую отношения по поводу авторских прав в сфере художественно! творчества.

Деятельность самодеятельных художественных организации регламентируется также рядом специальных Положении Т.И. Бакланова предполагает следующую их классификацию. . первой группе относятся положения, непосредственно касающиеся самодеятельного творчества и определяющие т рядок работы творческих коллективов вне зависимости от их вида или жанра. К ним относятся:

• примерное положение о коллективах художественно самодеятельности и технического творчества;

• положение о народных самодеятельных коллективах;

• положение о любительском объединении, клубе по интресам;

• положение об организации культурно-просветительным учреждениями выставок-продаж произведений художников - любителей и народных мастеров;

• положение об организации Всероссийского фестиваль народного творчества.

Ко этой группе также можно отнести ряд примерны положений, разработанных конкретными авторами и не т лучивших официального утверждения. Тем не менее, они могут быть использованы в качестве методического пособия пр разработке соответствующих документов. К ним можно отнести

• примерное положение о художественном самодеятельном коллективе-спутнике и

• примерное положение об уставе самодеятельной организации народного творчества.

Ко второй группе положений можно отнести документы, раскрывающие особенности функционирования отдельных видов самодеятельных организаций - кружков и студиъ работающих на основе самоокупаемости, самодеятельных вокально-инструментальных ансамблях, дискотеках.

К третьей группе нормативных документов можно от­нести положения о различных типах кулътурно - досуговых учреждений (клубах, центрах досуга, молодежных кафе, домах ремесел и т.д.) и их хозяйственной деятельности.

Все эти положения были утверждены в 80-х годах XX века и к настоящему времени подверглись моральному старению, а по­тому нуждаются в некоторых корректировках.

В «Примерном положении о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества» отмечается, что они могут создаваться при учреждениях культуры, промышленных предприятиях и образовательных учреждениях и финансируются как за счет средств профессиональных организаций, так и за счет специальных средств, выделяемых на эти цели предприятиями и организациями. Положение регламентирует регулярность и про­должительность проведения занятий и репетиций творческих кол­лективов. Кроме того, в Положении рассматриваются нормативы концертно-зрелищной и выставочной деятельности творческих коллективов. В частности, театральные коллективы выпускают в год один многоактный или два одноактных спектакля; музыкаль­ные, хореографические и цирковые коллективы готовят концерт­ную программу из одного отделения, ежегодно обновляя не менее третьей части текущего репертуара; коллективы фотолюбителей, любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства готовят в год одну выставку работ, а кружок кинолюбителей созда­ет один короткометражный фильм. В целом выступления люби­тельских коллективов должны проходить не реже одного-двух раз в месяц. В Положении также определяются функциональные обязан­ности руководителя коллектива и даются рекомендации по органи­зационной структуре художественного объединения.

В «Положении о народных самодеятельных коллективах» определяются условия и порядок присвоения звания народного самодеятельного коллектива, содержание работы таких коллек­тивов, порядок подтверждения ими звания «народный», особен­ности руководства и поощрения народных самодеятельных кол­лективов, их штаты и финансирование.

Положение о любительском объединении, клубе по инте­ресам (1986 г.) распространяется на все виды самодеятельного творчества и применительно к художественному творчеству мо­жет регламентировать деятельность клубов любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, песни, танца, фотоис­кусства, декоративно-прикладного творчества и т.д. Такие объе­динения любителей не ставят в качестве главной цели совмест­ной деятельности исполнение или создание художественных произведений, а ориентируются на познание, пропаганду худо­жественных ценностей и выработку в процессе общения своего отношения к тому или иному виду искусства. Положение, таким образом, регламентирует финансовые вопросы функционирова­ния объединений, проблемы их создания, регистрации, реорга­низации и ликвидации. В положении отражены вопросы органи­зационной структуры любительских объединений и полномочия выборных органов; разработки программы и плана их деятельно­сти; принципы финансово-хозяйственной деятельности.

Еще одним видом документов нормативного характера являются инструктивные письма и инструкции вышестоя­щих органов. К ним можно отнести должностные инструкции художественного руководителя Дома культуры; руководителя кружка (коллектива) самодеятельного творчества; методиста по художественной самодеятельности Дома культуры, а также раз­нообразные инструктивные письма, регламентирующие кон­кретные виды деятельности творческого коллектива, например, инструктивное письмо Министерства культуры «Об органи­зации платных, концертов и спектаклей художественных самодеятельных коллективов и исполнителей» (1988 г.).

Отказ от нормативных подходов к финансированию учреж­дений культуры предопределил разработку социально-культур­ных программ и проектов, которые также регламентируют рабо­ту любительских творческих коллективов. По масштабу меро­приятий различают международные;, федеральные, региональные и локальные проекты и программы, Начиная, с 1991 года Мини­стерством культуры Российской Федерации разработаны и осу­ществляются, такие программы как:

• «Наследие»;

* «Жилье и социальное обустройство»;
«Межнациональное культурное сотрудничество»;

• «Народное творчество, промыслы и ремесла»;

• «Юные дарования» («Новые имена»);

• «Духовное возрождение России средствами музыкально­го и театрального искусства»;

• «Информатизация и техническое переоснащение отрасли культуры»;

• «Наука и культурная политика»;

• «Фонд инновационных идей и культурных инициатив» и ряд других.

Приоритетными направлениями разработки и реализации этих программ являются сохранение и использование историко-культурного наследия, поддержка классических видов художест­венной культуры, возрождение национальных культур народов и этнических групп России, поддержка образования в области культуры и искусства.

Согласно концепции Т.И. Баклановой основными принци­пами педагогического руководства художественным коллекти­вом любителей в современных условиях становятся:

• принцип идейно-художественного плюрализма (много­образие идейного содержания, свобода выражения и столкнове­ние различных идей);

• принцип взаимосвязи элитарного и массового самодея­тельного искусства;

• принцип преемственности отечественных художествен­но-исторических традиций;

• принцип связи с общечеловеческими художественными
ценностями через сохранение и развитие национальных особен­ностей искусства;

• принцип художественности и художественной самобытности.
В современном развитии художественного самодеятельного творчества можно выделить ряд новых тенденций. К ним относятся:

• расширение идейно-художественного многообразия са­модеятельного искусства и дифференциация его идейного худо­жественного содержания;

• гуманизация художественного творчества любителей,
обращение к личностным проблема современного человека;

• расширение палитры художественных методов и стилей творчества;

• модернизация самодеятельного искусства (обращение формалистическим, гтостмодернистическим, гиперреалистическим художественным принципам);

• фольклоризация самодеятельного искусства;

• расширение импровизационных начал;

• обращение к традициям религиозного искусства;

• тяготение к синтезу видов, форм и жанров художествен­ного творчества.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные этапы развития самодеятельного коллектив?

2. Что составляет правовую и нормативную основу деятельности само­деятельных организаций?

3. Какие положения, на Ваш взгляд, регламентируют деятельность самодеятельных организаций?

Список рекомендуемой литературы

3. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое руководство са­модеятельным художественным творчеством М , 1992

2. Бакланова Т. И. Народная художественная культура. Программа курса,М., 1995,

3. Баталова Т.Н. Педагогика художественной самодеятельности, М 1992.

4. Григорьева Е.И., Велишнова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных тради­ций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

5. ГильбухЮ.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991, №9.

6. ГромовЕ.С. Природа художественного творчества. М, 1986.

7. Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.

8. Смирнова Е. И. Клубные объединения. М.: Просвещение, 1977.

9. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного твор­чества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М,1983.

10. Калошин И.П. Структура и механизм творческой деятельности. М., 1983.

ТЕХНОЛОГИЯ

Наши рекомендации